227

Сделал что-то вроде виолы

В конце прошедшей осени меня попросили сделать что-нибудь наподобие гудка, старинного русского смычкового инструмента с тремя струнами. Не особо четкие пожелания заказчика и мои также не особо четкие представления о прекрасном привели к появлению такой вот штуки. Это мой первый смычковый инструмент (в целом пятнадцатый, до этого были гитары, укулеле и что-то вроде лютни).

Я особо не документировал процесс, но кое-что сохранилось. Вот начало:

Рамка с заготовкой грифа

Рамка с заготовкой грифа

Проект бюджетный из бюджетных (очень дешевый, значит). Пошли на него обрезки от предыдущих проектов: корпус из сапеле, верхняя дека из махагона, для грифа (скрипачи называют его то ли шейкой, то ли ручкой, а грифом называют накладку, но я не буду отходить от привычной мне терминологии, т.к. эта абоминация не совсем из скрипичного семейства) я взял две дощечки нато (такая порода древесины, спокойно) и переклеил с дощечкой клена по центру и шпоном ореха и бука промеж. Согласовав с заказчиком размеры и форму, связал рамку в форме чего-то виолоподобного. На фото можно видеть страшные вещи в районе талии, там обечайка пыталась треснуть - не привык я делать настолько крутые изгибы. Пакет грифа на глаз обгрыз на ленточной пиле и потом на валике (шпиндельном осцилляторном станке или как там его мать).

Потом

Обечайка с верхней декой

Обечайка с верхней декой

Поставил деку из красного дерева, предварительно прорезав резонаторное отверстие и врезав розетку из того же сапеле. Не удержался и сразу проверил, как идет фальцовка под кант. У деки сравнительно с гитарной довольно выраженный купол, то есть она вздута посередине, хотя и не настолько, как у настоящих скрипичных, и при фрезеровке фальца под окантовку могут возникнуть проблемы, так как подошва фрезера опирается на деку. Тут вышло туды-сюды.

Подгонка грифа

Подгонка грифа

Сделал шип и паз "ласточкин хвост" для соединения грифа и корпуса, сделал фальц под окантовку, приклеил палисандровую накладку к грифу. Полюбовался.

Процесс окантовки

Процесс окантовки

Окантовал корпус ПВХ ленточкой в три слоя, используя клей Kleiberit 501.0. Хлопнул джин-тоника капельку, чтобы руки не дрожали.

перед шлифовкой

перед шлифовкой

Обработал голову грифа, вывел профили накладки и шейки, разметил и набил лады, сочленил гриф и корус, отшлифовал и покрыл датским маслом.

После шлифовки и покрытия маслом

После шлифовки и покрытия маслом

Вскоре из Китая приехали вещи, которые сам я сделать не могу. Три колка, предназначенных изначально для банджо, комплект струн для виолончели 1/4 и трансакустический звукосниматель. Банджовые колки я решил использовать, чтобы сохранить виоловую голову с одной центральной прорезью, при этом избежав использования фрикционных скрипичных колков, для использования которых нужно учиться в консерватории или ставить подстроечные машинки.

Банджовый колок

Банджовый колок

Из комплекта струн я использовал три первых, так как заранее знал, что корпус такого маленького размера не сможет должным образом резонировать со струной C (До большой октавы).

Трансакустический звукосниматель позволяет добавлять к звучанию инструмента звуковые эффекты, не используя дополнительного подключения и усиления. Реверберация, хор и дилей звучат прямо из корпуса инструмента за счёт вот такого вибродинамика, крепящегося к задней деке.

Вибродинамик

Вибродинамик

В сборе получилась такая штука. Розетку, закрывающую резонаторное отверстие, вырезал на лазере из 2,5 мм березовой фанеры. Смычок закинул из запасов, у меня лежат несколько советских, заменил только волос. Пьезодатчик спрятал внутри подставки.

Ну и звучание с трансакустикой и без. Предупреждаю, смычок я держу в руках примерно впервые, так что скриплю как падла. Попадаются фальшивые ноты, это не инструмент фальшивит, а я

31 декабря инструмент уехал к заказчику, вроде бы все довольны. Теперь себе тоже хочу такую, чтобы научиться нормально скрипеть.

Спасибо за внимание.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
1
Автор поста оценил этот комментарий

Шикарно выглядит. Я представил, как если бы на вот этом широком корпусе был бы простой гриф классической гитары, ухххх

раскрыть ветку (15)
0
Автор поста оценил этот комментарий

И потерять часть резонатора (или как корпус у гитары называется) просто ради красоты? Звук ведь ущербней будет.

раскрыть ветку (14)
0
Автор поста оценил этот комментарий

не будет. нет у гитар понятия ущербности звука. Тембр поменяется, но решать - ущербный он или нет, дело субъективное.

раскрыть ветку (13)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Итальянские мастера: "ну да ну да, пошли мы нахер..."
Шли веками к идеальной форме, мы тут сейчас на пекабе им глаза откроем, что форму корпуса можно делать любую. Даже у электрогитар материал корпуса имеет значение, а тут акустика.
Но в случае, как у ТС - пофиг, судя по тому, что бюджетная вещь, для кино или спектакля какого-нить заказывали, там под плюс будут делать вид, что играют. И главное - внешний вид.

раскрыть ветку (12)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Я, конечно, на славу итальянских мастеров не претендую, но хотел бы обратить ваше внимание на то, что балалайки, к примеру, треугольные, а банджо круглые, и это не делает их звук ущербным в сравнении со звуком классической гитары. Моя же "что-то вроде виолы" имеет талию, подобно виоле. Возможно, она звучит ущербнее виол без талии, я об этом судить не могу. Звук есть на видео.

раскрыть ветку (5)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Вы, как мастер, должны же понимать, что у струнно-смычковых другие обертона и тембр, что может обязывать иметь другую форму корпуса резонатора?

раскрыть ветку (4)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Может обязывать, может не обязывать. Захочу, квадратную сделаю. В свободной стране живём.

раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Тальхарпа или тагельхарпа не помню как правильно не квадрат конечно, но прямоугольник. Тальхарпа или смычковая лира своими руками

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Я имел в виду скорее морин-хур, у меня на родине на таких играют. Но и тальхарпа, да.

Иллюстрация к комментарию
0
Автор поста оценил этот комментарий

А, не, ну если так рассуждать, то конечно. Звук в любом случае будет извлекаться.

У нас какая-то повальная проблема в музыкальной индустрии - всем насрать на постановку голоса, звукоизвлечения - то, на что годами усилия тратятся. Нота есть, и ладно, остальное звукообработка вытянет. В итоге весь звук - пластмассовый.
Не хотел Вас как-то нервировать - красивый и необычный инструмент сделали, заказчик доволен, плюс Вам в пост и карму. Я так, поскрипеть по-старчески.

0
Автор поста оценил этот комментарий

а чё тогда для виолончелей эти формы срезали? Тоже ведь тембр теряется, ай-яй-яй, бида, годами слушаем ущербный звук.
а чё тогда хофнеровский бас Маккартни с выпилами? годами битлов слушают с ущербным басом.

раскрыть ветку (5)
0
Автор поста оценил этот комментарий

У струнно смычковых инструментов другие обертона и тембр, странно их с гитарой сравнивать.
Бас гитара у Макартни не акустическая, там во-первых форма меньше роляет, чем на акустике, а во вторых - давай не будем приводить звук битлз как эталон, ибо звучание их от эталона далеко по разным причинам, в том числе из-за чисто технических ограничений того времени.

раскрыть ветку (4)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Вы же сами писали, что даже форма электрогитар влияет, или "вы не понимаете, бас это другое"?
в остальном, читаю тот же самый довод: есть как будто какой-то эталон, а, значит, есть ущербные звуки. Если вернуться к началу, про что я писал: нет такого понятия, как ущербное звучание. Есть то, которое субъективно нравится и нужно, то, которое не нужно.
Вон, можно послушать гитары, которые для мануша используют. Ну ваще же звучат плоско, зачем такие делают, почему дредноуты не используют?

раскрыть ветку (3)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Я писал не про форму, а про материал корпуса электрогитары. Ну и ладно, каждому своё. Я слышу разницу между говёным инструментом и хорошим (и сейчас вообще не гитары имею в виду, а духовые), кому-то на это насрать, кто-то звукообработкой в пластмассу свой звук загоняет, и думает, что хорошо звучит.

раскрыть ветку (2)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо, что мы лишили уважаемую аудиторию срача. В основном понимаю Вашу позицию, но что меня удивляет, это то, что у гитар, ну грубо говоря, ведь всего 1-3 тембра доступно. Они могут быть хорошие, плохие, но их мало.
Вот я вижу два синтезатора. Один стоит 50 тысяч, второй 100 тысяч. И я чётко читаю из инструкции, что во втором будет ну тупо этих тембров больше. И может, на первом, за пятьдесят, будет тот самый тембр, который мне нужно для конкретной песни, но за синтезаторе-то за 100 их точно будет больше, уж лучше купить его.
Почему же люди покупают в интернет-магазинах гитары за 400 тысяч? Ну ведь нет же гарантии, что там в гитаре за 400 тысяч тембр будет именно тот, что нужен. А в остальном, да даже лады могут быть такие же царапные и фурнитура не ахти.
Мне как-то один музыкант говорил, ну типа, например, флажолеты на гитаре такой дорогой будут ровно стрелять на всех ладах, а не только на 5/7/12. Но я в эти нюансы особенно не верю.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Согласен, есть такая штука, как маркетинг - производителям инструментов же надо как-то зарабатывать деньги ). У тебя есть старая модель синтезатора, и ты на ней так и будешь играть всю жизнь, а как тебе продать тогда новую модель?

Я тоже сначала наивно верил рекламе "новая модель инструмента звучит в 100500 раз круче старой". Но потом с годами обучения и игры все равно прекращаешь экспериментировать и возвращаешься к формам и моделям, которые уже обкатаны десятки лет.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку