Самый результативный корабль российского флота

Доброго всем дня. Написать пост с таким заголовком (почти кликбейтным) меня побудила недавняя короткая заметка, прочтенная на Пикабу о крейсере "Варяг". В принципе под нейтральным по написанию постом как всегда были диаметрально противоположные мнения о бое при Чемульпо. Историю "Варяга" обсуждают как на профильных форумах (та же Цусимские форумы), так и на развлекательных, пишутся серьезные исследования и монографии, основанные на архивных документах, так и произведения в жанре альтернативной истории (Варяг-Победитель Глеба Дойникова например), написана и ушла в народ песня, снят фильм, продаются масштабные модели корабля. Но о некоторые эпизодах русско-японской войны почти не знакомы большинству людей, не увлекающихся темой. Один из этих эпизодов неразрывно связан с кораблем, о котором пойдет речь в данном посте.

В конце 80х годах 19 века лейтенантом российского флота В.А. Степановым была разработана системе установки морских мин, позволяющей выставлять их на ходу со скоростью до 10 мин в минуту. Для этого использовался особый кормовой минный кран (Т-образный направляющий рельс, подвешенный над низко расположенной, закрытой минной палубой).

Самый результативный корабль российского флота Корабль, Герои, Русско-японская война, Война, Военная история, Флот, Длиннопост

Прогрессивная идея была принята, и в кораблестроительную программу включили два минных заградителя (по диктовавшей классификации минных транспорта). Проект ,разработанный Балтийским заводом, был представлен в МТК 16 декабря 1897 года ,подготовил его А. И. Моисеев, который позже стал строителем всех кораблей этого типа, однако некоторое время эту должность занимал Н. Н. Кутейников. Корабли строились для Российского императорского флота на судоверфи "Балтийский завод" в Санкт-Петербурге в 1898—1901 годах. В. А. Степанов впоследствии стал командиром одного из них, "Енисея" и погиб вместе с ним 29 января 1904 года в заливе.

Самый результативный корабль российского флота Корабль, Герои, Русско-японская война, Война, Военная история, Флот, Длиннопост

Пропустим период испытаний, достройки и отправки данных кораблей на Дальний Восток, где вскоре начались боевые действия. "Амур" и его собрат "Енисей" неоднократно привлекались к постановке минных полей. Далее позволю привести данные из работы В. Крестьянинова "Минная война у Порт-Артура".

Выставленные в разное время мины принесли следующие результаты:

29 апреля в бухте Керр при тралении подрывается и тонет японский миноносец №48 (мина Амура).

1 мая при тралении гибнет авизо "Мияко" (мина Амура)

22 июня при тралении бухты Тунгкао подорвался на мине и затонула канонерка "Каймон" (неясно, либо Амур, либо Енисей).

Но "звездный час" "Амура" - 2 мая 1904 года.

При этом история событий 1-2 мая имеет множество версий. Наиболее распространённая состоит в следующем - маршрут движения японской эскадры в районе Порт-Артура не отличался разнообразием, поэтому адмирал Витгефт приказал выставить минное заграждение в районе наиболее вероятного появления противника. (в истории есть разные мнения, на счет этого приказа - сам ли Витгефт дошел до этой мысли, тот же Крестьянинов пишет, что это было лишь одобрение инициативы командира "Амура", капитана второго ранга Ф.Н. Иванова, который ходатайствовал об даче указаний наблюдательным постам отслеживать и фиксировать передвижения японцев для определения возможности постановки мин и очень сильно продвигал идею подловить эскадру противника).

Далее, получив разрешение на минную постановку, Иванов своевольно ставит мины чуть дальше одобренного района (есть мнение, что именно этот район интересовал его изначально, но постановку в нем не позволили бы из-за близости к международным водам). Мины были поставлены 11 милях от Золотой горы. Поставлено было 50 мин ,1(14) мая 1904 года. При возвращении в порт его встречал на флагманском броненосце сигнал: “Адмирал изъявляет свое особенное удовольствие”. (И тут снова интересный момент - ряд источников пишет, что Витгефт позже выразил иные чувства, когда узнал об инициативе Иванова по расширению района минных постановок.)

На следующий день, 2 мая, у Порт-Артура вновь появилась блокирующая эскадра японцев из трех броненосцев, крейсера и авизо. Первым в 9 часов 55 минут подорвался флагманский броненосец отряда "Хацусэ". Некоторое время броненосец оставался на плаву, что позволило японцам снять с него часть штаба во главе с командующим отрядом и половину команды. Неожиданно броненосец наткнулся на ещё одну мину, взорвался и почти мгновенно затонул. При этом погибли 36 офицеров и кондукторов, 445 нижних чинов и 12 вольнонаёмных служащих. Почти одновременно с первым подрывом "Хацусэ" второй броненосец "Ясима" направился к «Хацусэ" для буксировки, но сам подорвался на мине и потерял ход. Через некоторое время его отбуксировал "Сикисима", и корабли повернули назад. В 5 милях от острова Энкаунтер-рок оставленный экипажем "Ясима" накрыло волной, и корабль опрокинулся и затонул в Желтом море вне зоны видимости русских наблюдательных постов, что позволило японцам долгое время держать в секрете факт гибели "Ясимы". После взрывов японские корабли начали стрельбу в воду, приписывая подрыв кораблей атаке русской подводной лодки.

Самый результативный корабль российского флота Корабль, Герои, Русско-японская война, Война, Военная история, Флот, Длиннопост
Самый результативный корабль российского флота Корабль, Герои, Русско-японская война, Война, Военная история, Флот, Длиннопост

Для Порт-Артурской эскадры это был последний (а может и единственный) крупный успех.

Из-за нехватки мин позже "Амур" использовался как плавбаза.

26 ноября 1904 года «Амур» был потоплен в доке артиллерийским огнём.

Из дневников военного инженера Лилье, участника обороны Потр-Артура.

"16 декабря

Сегодня я заехал в Старый Город и был прямо поражен представившейся мне картиной полного его разрушения. Редкий дом не пострадал от бомбардировки.

В самом доке лежит разбитый японскими снарядами минный транспорт «Амур». Мачты и трубы его касаются земли, а обнаженное дно судна блестит на солнце."

Самый результативный корабль российского флота Корабль, Герои, Русско-японская война, Война, Военная история, Флот, Длиннопост

20 декабря 1904 года «Амур» был взорван экипажем

Командир "Амура" за потопление броненосцев за что был награждён орденом Святого Георгия 4-й степени и 24 августа был назначен командиром крейсера "Баян", которым командовал до затопления его 26 ноября того же года. 6 декабря 1906 года был произведён в чин капитана 1-го ранга, а 2 апреля 1907 года за отличие во время войны был награждён орденами Святого Владимира 4-й степени и Святой Анны 2-й степени. Кроме того, Фёдор Николаевич был награждён золотым оружием с надписью «За храбрость» и серебряной медалью «В память русско-японской войны 1904—1905 гг.».

Самый результативный корабль российского флота Корабль, Герои, Русско-японская война, Война, Военная история, Флот, Длиннопост

Всего Амур” провел 7 минных постановок (439 мин), на которых японский флот потерял два броненосца, авизо, миноносец. Это только то, что точно попало на его мины. А если оценивать еще проще - все потери кораблей 1 ранга японского флота (от воздействия противника) - это "Амур".