Самая северная железная дорога в мире

Железная дорога расположена на полуострове Ямал. Начинается от станции «Обская» (город Лабытнанги) и идёт до станции «Карская» (Бованенковское месторождение). Длина магистрали 572 км, и она целиком расположена за Северным Полярным кругом — начинается в 18 км от него и заканчивается на 418 км севернее. Отсюда и весомый титул – самая северная железная дорога в мире.

В состав дороги входит 5 станций, 12 разъездов, 70 мостов общей длиной более 12 км. В их числе мост через реку Юрибей — самый протяжённый мост в мире за Полярным кругом.

Железную дорогу запустил в 2011 году «Газпром» в рамках мегапроекта «Ямал» по созданию крупнейшего центра газодобычи на полуострове. «Обская — Карская» круглый год обеспечивает доставку на месторождения работников, техники и строительных материалов.

Самая северная железная дорога в мире Железная дорога, Ямал, Лабытнанги, Бованенково, Север, Газпром, Тундра, Вахта, Карское море, Длиннопост

Прокладка железной дороги началась еще в 1986 году. Завершить планировали в 1990 году. Стройка затянулась, а в 1995 году проект заморозили. В 2005 году возродил стройку «Газпром». Для создания нового центра газодобычи необходимо было развивать железнодорожное сообщение. Уже через 6 лет по дороге пошли первые составы.

Основные строительные работы выполняли только при отрицательных температурах. Насыпь возводили из влажного пылеватого песка, который при отрицательных температурах приобретает необходимую прочность. Чтобы защитить грунт от оттаивания и сохранить прочность в летние месяцы, поверх песка укладывали пенополистирол и делали обоймы из геотекстиля.

Самая северная железная дорога в мире Железная дорога, Ямал, Лабытнанги, Бованенково, Север, Газпром, Тундра, Вахта, Карское море, Длиннопост

«Обская – Карская» проходит по тундре, в местах проживания и кочевья коренных малочисленных народов Севера. При строительстве было важно не нарушить сложившийся веками образ жизни коренного населения и сохранить уникальную флору и фауну.

Например, чтобы сохранить экосистему поймы реки Юрибей, сооружение мостового перехода велось без традиционной при строительстве мостов отсыпки грунта. Это обусловило высокую протяжённость объекта — мост пересекает не только постоянное русло реки, но и идёт по всей её ширине в период максимального разлива. Мост состоит из 107 пролётов по 34,2 метра и 2 сквозных ферм по 110 метров.

В итоге «хозяева тундры» живут привычной жизнью.

Самая северная железная дорога в мире Железная дорога, Ямал, Лабытнанги, Бованенково, Север, Газпром, Тундра, Вахта, Карское море, Длиннопост

До строительства железной дороги грузы на полуостров доставляли в период летней навигации морским транспортом через порт Харасавэй. Теперь людей, технику и строительные материалы на Ямал можно доставлять круглый год.

Самая северная железная дорога в мире Железная дорога, Ямал, Лабытнанги, Бованенково, Север, Газпром, Тундра, Вахта, Карское море, Длиннопост

Пропускная способность линии – 3.5 млн тонн в год. Средняя техническая скорость составов — 40 км/ч. В год по дороге перевозят около 40 тысяч пассажиров-вахтовиков. А обслуживают дорогу почти 700 человек.

Самая северная железная дорога в мире Железная дорога, Ямал, Лабытнанги, Бованенково, Север, Газпром, Тундра, Вахта, Карское море, Длиннопост

Мост через реку Юрибей — уникальный объект не только на этой железной дороге. Длина моста 3,9 км — это самый длинный мост за Полярным кругом в мире.

Самая северная железная дорога в мире Железная дорога, Ямал, Лабытнанги, Бованенково, Север, Газпром, Тундра, Вахта, Карское море, Длиннопост

Мостовой переход через пойму реки Юрибей стал самым сложным участком железной дороги. У него нет аналогов в практике мостостроения как по особенностям конструкции, так и по климатическим и геокриологическим условиям строительства и эксплуатации.

Самая северная железная дорога в мире Железная дорога, Ямал, Лабытнанги, Бованенково, Север, Газпром, Тундра, Вахта, Карское море, Длиннопост

Мост удалось возвести на грунте, слабо пригодном для строительства — вечная мерзлота с вкраплениями криопэгов. Криопэги — это солёные подземные воды и рассолы, имеющие отрицательную температуру до −40 °C, но находящиеся в жидком состоянии.

Самая северная железная дорога в мире Железная дорога, Ямал, Лабытнанги, Бованенково, Север, Газпром, Тундра, Вахта, Карское море, Длиннопост

Пролёты и фермы моста смонтированы на опорах из металлических труб диаметром 1,2-2,4 метра, заполненных армированным бетоном. Опоры уходят в вечную мерзлоту на глубину от 20 до 40 метров. Поверхность опор в буквальном смысле смерзается со льдом вечной мерзлоты, что обеспечивает мосту дополнительную устойчивость.

Самая северная железная дорога в мире Железная дорога, Ямал, Лабытнанги, Бованенково, Север, Газпром, Тундра, Вахта, Карское море, Длиннопост

Юрибей — необычная река. Русло не превышает в ширину 200-300 метров, но на несколько дней в году река разливается более чем на 3 километра, а затем возвращается к привычным размерам. В Юрибее нерестятся рыбы «царских» пород — нельма и муксун, а на обрывах реки гнездятся редкие виды птиц — например, сапсан и краснозобая казарка, занесённые в Красную книгу. На берегу Юрибея оленевод Юрий Худи обнаружил мамонтёнка Любу, возрастом 42 тысячи лет. Мамонтёнка назвали в честь жены тундровика.

Самая северная железная дорога в мире Железная дорога, Ямал, Лабытнанги, Бованенково, Север, Газпром, Тундра, Вахта, Карское море, Длиннопост

Вид на мост через Юрибей из кабины машиниста.

Самая северная железная дорога в мире Железная дорога, Ямал, Лабытнанги, Бованенково, Север, Газпром, Тундра, Вахта, Карское море, Длиннопост

При строительстве моста смонтировали 26,5 тысяч тонн металлоконструкций. На возведение моста ушло 349 дней.

Самая северная железная дорога в мире Железная дорога, Ямал, Лабытнанги, Бованенково, Север, Газпром, Тундра, Вахта, Карское море, Длиннопост

Река важна и для коренных жителей тундры — с Юрибеем связано множество легенд, на берегах находятся святилища народов Крайнего Севера. Даже рыбу здесь ловят каждый раз в новом месте, чтобы дать реке отдохнуть.

Самая северная железная дорога в мире Железная дорога, Ямал, Лабытнанги, Бованенково, Север, Газпром, Тундра, Вахта, Карское море, Длиннопост

Устойчивость железной дороги помогают обеспечить и термостабилизаторы — регуляторы температуры. Это герметичные трубки длиной 125 метров, десять из которых находятся под землёй. Трубки наполнены хладагентом, который циркулирует в них и подмораживает землю под полотном. Термостабилизаторы расположены около каждого искусственного сооружения на железной дороге. С такой защитой вечная мерзлота в безопасности.

Самая северная железная дорога в мире Железная дорога, Ямал, Лабытнанги, Бованенково, Север, Газпром, Тундра, Вахта, Карское море, Длиннопост

Главное назначение железной дороги — доставка грузов, техники и людей для освоения и обслуживания газовых месторождений на Ямале. Поэтому большая часть подвижного состава — грузовые составы.

Самая северная железная дорога в мире Железная дорога, Ямал, Лабытнанги, Бованенково, Север, Газпром, Тундра, Вахта, Карское море, Длиннопост

Газовиков на месторождения доставляет вахтовый поезд. Это состав из пассажирских вагонов.

Самая северная железная дорога в мире Железная дорога, Ямал, Лабытнанги, Бованенково, Север, Газпром, Тундра, Вахта, Карское море, Длиннопост

Пути расчищает специальный снегоуборочный поезд. Крылья с боковыми щётками сгребают снег под головную машину, затем он попадает на конвейер питателя и при помощи ленточного транспортёра перемещается в концевой полувагон. Для разгрузки в конструкции предусмотрены роторные метатели, которые выбрасывают содержимое полувагонов в любую сторону от оси пути на расстояние 5-10 метров.

Самая северная железная дорога в мире Железная дорога, Ямал, Лабытнанги, Бованенково, Север, Газпром, Тундра, Вахта, Карское море, Длиннопост

Так выглядит бункеровка — заправка тепловозов топливом.

Самая северная железная дорога в мире Железная дорога, Ямал, Лабытнанги, Бованенково, Север, Газпром, Тундра, Вахта, Карское море, Длиннопост

Станция «Карская» — самая северная ж/д станция на планете.

Самая северная железная дорога в мире Железная дорога, Ямал, Лабытнанги, Бованенково, Север, Газпром, Тундра, Вахта, Карское море, Длиннопост

Разгрузка доставленных стройматериалов.

Самая северная железная дорога в мире Железная дорога, Ямал, Лабытнанги, Бованенково, Север, Газпром, Тундра, Вахта, Карское море, Длиннопост

Станция принимает любые грузы, ГСМ и технику, которые необходимы для строительства объектов и освоения газовых месторождений.

Самая северная железная дорога в мире Железная дорога, Ямал, Лабытнанги, Бованенково, Север, Газпром, Тундра, Вахта, Карское море, Длиннопост

Самый северный участок железной дороги в мире.

Самая северная железная дорога в мире Железная дорога, Ямал, Лабытнанги, Бованенково, Север, Газпром, Тундра, Вахта, Карское море, Длиннопост

Тот самый тупик.

Самая северная железная дорога в мире Железная дорога, Ямал, Лабытнанги, Бованенково, Север, Газпром, Тундра, Вахта, Карское море, Длиннопост

Автомотриса — моторный самоходный железнодорожный вагон, который используется для перевозки персонала, обслуживающего железнодорожные пути.

Самая северная железная дорога в мире Железная дорога, Ямал, Лабытнанги, Бованенково, Север, Газпром, Тундра, Вахта, Карское море, Длиннопост

Дорога пролегает через бескрайнюю тундру, но даже зимой она не всегда только белая. Здесь часто можно наблюдать северное сияние или, как говорят ненецкие кочевники, – «харп».

Самая северная железная дорога в мире Железная дорога, Ямал, Лабытнанги, Бованенково, Север, Газпром, Тундра, Вахта, Карское море, Длиннопост

Зимой температура здесь опускается до -50° С, а летом 80% территории Ямала покрыто озёрами, болотами и реками.

Путь от станции «Обская» до станции «Карская» занимает сутки. На протяжении всей трассы нет ни одного населённого пункта, фонарных столбов и практически нигде нет сотовой связи.

Железная дорога

4K поста6.5K подписчиков