С верой и надеждой
В последнее время всё активнее развивается православное сознание нашего народа. В непростые времена вера — краеугольный камень нашего бытия. Достаточно вспомнить тысячелетнюю историю России православной, чтобы в этом убедиться.
Именно вера помогает нашему народу противостоять силам, которые жаждут сломить нас, разрушить нашу самобытность и самосознание.
Православные телеканалы и печатные издания, заполненные не только в праздники православные храмы, возрождение и укрепление традиций — всё это мы видим сейчас. И каждое прикосновение к этой теме — теме веры — особенно важно сейчас, в дни наших испытаний и тревог.
И вот появляется небольшая, скромная книжица с характерным названием «Самая сильная молитва». Мы открываем ее, предполагая найти в ней некие поучения, примеры и образцы.
И вдруг обнаруживаем другое, не менее важное и более глубокое.
Сдержанный, но яркий рассказ о детстве героини в далеком уральском селе в годы Великой Отечественной. Тема сейчас так близка, так понятна. Автор — талантливый журналист, великолепный детский писатель Надежда Тюленева — обладает удивительным и редким даром рассказчика.
Небольшие, с ладошку, главки повествования… Начинаешь читать — не оторвешься! Всё думал, на что это похоже. Иные жанры нынче смешались, иные умерли. Но вчитываешься и убеждаешься: это документальный очерк в виде повести — жанр как будто ушедший; но ведь автор — опытный газетчик и литератор, ему и Слово в руки.
Следуя недавней дурной привычке равняться на всё забугорное, я подумал: в ведь похоже на «Сто лет одиночества», только покруче, получше, яснее, понятнее и роднее.
А потом осенило: так это же сказ! Сказ не в смысле сказки, фантазии, выдумки, а сказ-былина, самая что ни на есть натура.
«Девочка родилась махонькая, весом с буханку хлеба», «неведома зверушка», «не жилец» — при тогдашней высокой рождаемости дело житейское, если что — мамашка «молодая, народит еще». Так могут сказать люди, живущие на земле, в гармонии с природой, без оглядки.
Или: «Было у матери три сына» — разве это не сказ?
«Не было в то лихое время далекого тыла, хотя и в двух тысячах верст от Москвы. Не было. Война проходила через уральское сельцо Раскатиху то горькими вестями с фронта, то эвакуированным детским домом».
Одно описание бабушки Марии Ермолаевны чего стоит!
Или явление доброй «кудесницы» Малаши. «Так я поняла, — пишет автор, — что есть, кроме небесных, земные ангелы. Они, случается, ходят по земле с нищенской торбой».
В огромной мусорной куче так называемой современной литературы, сотворенной, в основном, столичными барышнями, лобастыми недорослями, куцыми фантазерами, подлинной жизни не нюхавшими, изредка блеснет алмазик. Пусть маленький, но яркий, до боли в глазах и в душе, и главное — настоящий!
И душа возрадуется: нет, жива еще русская словесность!
Но вернемся к книге Надежды Тюленевой. «Немирно в мирном городе Остре» — глава о жизни семьи героини на только что освобожденной от немецко-фашистских захватчиков Украине, в Черниговской области. О бандеровцах, не дававших наладить мирную жизнь, о тех ядовитых корнях, что приходится выкорчевывать сегодня.
Встреча с отцом — «папой Котиком», пришедшим с войны…
Удивительны эти воспоминания о детстве. Что-то подобное встречается только у Валентина Катаева в «Волшебном роге Оберона». И самое яркое впечатление детства — девочка-героиня на руках у «папы Котика» и «золотые стрекозки на синем небе». А мама звала ее тогда «золотая моя балалайка».
Замечателен литературный прием автора. Те далекие события даются с разных сторон — со стороны автора, героини, членов семьи, и в результате достигается глубина повествования при внешне небольшом объеме повести — меньше ста страниц. Но ощущение, что это небольшой роман — такая густота жизни и впечатлений. И еще одно свойство хорошей прозы: читаешь и ясно видишь и героев, и ту эпоху.
Тонко и точно передана трагедия, произошедшая с отцом героини. Убийство по неосторожности, «война догнала» — частое в то время определение поведения людей, привыкших к крови, жестокости, чрезмерно реагирующих на любую несправедливость, да еще подогретых спиртным… Отцу дали срок, выслали на Колыму. Но он не погиб, не сломался, вернулся и прожил в любимой семье еще несколько счастливых лет.
В центре этой семейной истории — любовь дочери к отцу. Любовь взаимная, которая помогла ему преодолеть все тяготы. А когда задумываешься о причинах этой стойкости, этой чистой любви — понимаешь: всё дело в вере.
Вере в лучшее, друг в друга. И незримой — в глубине советской, израненной догмами душе — вере в Бога.
Она всегда была в русском человеке, во все времена. Хотя с иронией и поговаривали: мол, на Бога надейся, а сам не плошай.
Вот и не плошали. Тысячу лет стояли и еще тысячу выстоим.
Интересно, что в книге впрямую, в лоб — о Вере не говорится. Разве что в конце, в сцене, когда к умирающему отцу хотели позвать священника, а он, советский человек, упорно отказывался. Но всё-таки сдался, согласился…
Сейчас мы знаем, что вопреки идеологии и запретам на всё, что связано с религией, в те далекие времена тайно всё же крестились и крестили младенцев, а во время войны у погибших солдат находили нательные крестики.
Да и сам Верховный, товарищ Сталин, мало того, что в 1941-м разрешил облет осажденной Москвы с Казанской иконой Божией Матери, но и возродил патриаршество, чем воодушевил миллионы простых людей в тылу и на фронте.
А что касается замечательной книжечки Надежды Тюленевой, то в ней как раз очень точно, ярко и исподволь показаны лучшие черты русского человека во все времена: терпение, искренность, готовность помочь ближнему, семейственность.
И Бог был у этих людей, прежде всего, внутри, в душе. Потому и выжили в лихую годину. Верили. И передали подрастающему поколению, в том числе героине книги, эту Веру, которая помогла дожить до возрождения православия, преодолеть все трудности, все пороги на пути собственной жизни и жизни страны.
Истинная вера русского человека.
И русского писателя.