Рынки на треть заполнены подделками электроники?

Рынки на треть заполнены подделками электроники? Защита прав потребителей, Торговля, Маркетплейс, Продажа, Обман клиентов, Длиннопост

В "Коммерсанте" недавно вышла статья

Рынки на треть заполнены подделками электроники? Защита прав потребителей, Торговля, Маркетплейс, Продажа, Обман клиентов, Длиннопост

Легко подделались. На маркетплейсах растет количество контрафактной электроники.

О чем статья - сообщаем тезисно:

Доля подделок техники международных производителей на российских маркетплейсах за год удвоилась и в смартфонах составляет 31% предложений, в ноутбуках — 30%, а в смарт-часах — 63%, подсчитали в IQ Technology.

Эти цифры поражают - не так ли? Да, подделки есть везде и их много. Но так, чтобы треть? Давайте попробуем разобраться в ужасающей статистике.

1. Бизнес и ничего личного

Авторы сенсации - бизнесмены, которые зарабатывают на защите брендов от контрафакта. Сгущение красок им было бы выгодно по причине пиара своей активности. Например, в начале 2023 года эта компания инициировала массовые иски от имени xiaomi.

Рынки на треть заполнены подделками электроники? Защита прав потребителей, Торговля, Маркетплейс, Продажа, Обман клиентов, Длиннопост

2. Методология подсчёта неизвестна

Судя по данным IQ Technology в исследовании было проанализировано 15 тыс. карточек товаров в соответствующих категориях на Wildberries, Ozon, «Яндекс Маркете», «Сбермегамаркете» и AliExpress.

Но тут возникают вопросы. Как отбирались карточки для анализа? Какая доля в статистике каждого из маркетплейсов? Включена ли в число маркетплейсов та часть Озона, которая связана с доставками из Китая (Озон Глобал)? Можно ли только на основании карточки товара сделать вывод о подделке, без контрольной закупки и экспертизы? Насколько очевидным для потребителя является контрафактность представленного товара, т.е. есть ли все шансы, что покупатель будет уверен, что приобретает фирменный товар?

Есть и другие вопросы.

Почему в списке нет Авито, где традиционно продается много спорных товаров? Ведь про Авито и подделки тоже много пишут, но классическим маркетплейсом этот ресурс не является, поскольку все расчеты строго через себя не проводит.

Кто-то из продавцов на Авито вообще не скрывает, что продает подделки (реплики). С точки зрения глобальной экономики это все равно нарушение, хотя в таком случае не происходит обмана потребителя, страдают доходы компании изготовителя.

Рынки на треть заполнены подделками электроники? Защита прав потребителей, Торговля, Маркетплейс, Продажа, Обман клиентов, Длиннопост

3. Являются ли подделками (с точки зрения исследования) технические продукты, не маркированные чужим брендом, но визуально похожие на них? Такие вот красавцы, которые заполонили виртуальные витрины глобальных площадок?

Рынки на треть заполнены подделками электроники? Защита прав потребителей, Торговля, Маркетплейс, Продажа, Обман клиентов, Длиннопост

Или

Рынки на треть заполнены подделками электроники? Защита прав потребителей, Торговля, Маркетплейс, Продажа, Обман клиентов, Длиннопост

4. Рынок против катастрофических оценок экспертов из IQ Technology. Президент АКИТ (в ассоциацию входят Wildberries, Ozon, DNS и др.) Артем Соколов заявил, что, по данным организации, доля подделок на площадках не превышает 0,1%.

5. Очень хитрую позицию представил рынок и в отношении виновных в обилии (если оно есть) подделок на марктеплейсах.

Собеседник “Ъ” в одном из маркетплейсов пояснил, что из-за поправок к закону о правах потребителей в 2018 году (см. “Ъ” от 19 июля 2018 года), куда добавили определение понятия товарных агрегаторов в интернете, площадки не могут вмешиваться в описание товаров от заявителей. «Если маркетплейс поменяет или уберет в описании товара слово "оригинал", отвечать за продукцию будет уже самостоятельно, чего делать никому не хочется»,— сказал он.

Если кто-то не знает, поясняем, что т.н. закон "об агрегаторах" принимался под невероятным давлением маркетплейсов. Его редакцию, фактически, написал и защищал рынок, продавливал ее и опекал от любых изменений.

Маркетплейсы наотрез отказались нести какую-либо ответственность за качество реализуемых через них товаров.

Как следствие - двукратные цифры роста маркетплейсов и вымирание интернет-магазинов как класса.

Что касается ответственности за описание товаров - здесь тоже сплошной обман и выворачивание наизнанку фактов. В законе написано, что маркетплейс несет ответственность за убытки потребителя, если они связаны с искавжением информации, представленной продавцом. Эта норма совершенно об ином: о том, что искажение информации - зона ответственности марктплейса, если он перепутает цену, комплектацию, размер скидки и прочее, то будет отвечать рублем. Но теперь мы прекрасно видим, как этой нормой принято обосновывать свое бездействие в борьбе с сомнительным ассортиментом.

Для покупателей сейчас есть три простых совета.

1. Слишком низкая цена (разница 15% и более) - повод для того, чтобы внимательно изучить продавца и его товары.

2. Вернуть товар крупному маркетплейсу или продавцу будет намного проще (хотя это не гарантия). Не покупайте товары через телеграм, вацап, инстаграм, Авито - если не уверены в продавце.

3. Договаривайтесь о проверке товара по маркировке, коду, серийному номеру, голограммам, упаковке, комлпектации. В интернете очень быстро появляются ролики о том, как отличить подделку того или иного товара. Как-то раз мы в редакции приобретали новинку от Sony - интернет уверенно сказал, не переживайте, подделки еще не успели выйти на рынок.

Рынки на треть заполнены подделками электроники? Защита прав потребителей, Торговля, Маркетплейс, Продажа, Обман клиентов, Длиннопост

Хороших Вам покупок!

Лига потребителей

404 поста2.3K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Приветствуются посты:

1. О том, как возникла проблема при приобретении товаров и услуг и что вы сделали для ее успешного решения.

2. Свое мини-расследование или полезное наблюдение, которое поможет людям избежать проблем. Просто поделитесь знанием о рисках, подводных камнях и лайфхаках.

3. Об интересной и необычной практике решения проблемы потребителя со стороны различных компаний, общественных организаций, цифровых сервисов, государственных органов, публичных людей и правозащитников.

4. О бесплатных полезных ресурсах и сервисах, которые помогают решать проблемы потребителей.

5. Об интересных, познавательных, развивающих историях, связанных с рекламой, маркетингом, экономикой, правом, если герои таких историй оставили свой след в развитии потребительской экономики.

6. Свои рекомендации по приобретению товаров и услуг, если это не реклама, обзор честный, а наблюдения достаточно ценны и должны стать достоянием общественности.