Россия и Китай – аналогии как возможности

1. Текущее состояние.

В действующей структуре политической системы РФ формально существуют четыре основные парламентские политические партии (партия «Новые люди» пока не обрела своего политического лица и устойчивого электората, поэтому её долгосрочное существование в политическом поле пока под вопросом), хоть не равноценные по своему властному ресурсу и электоральному весу, но и теоретически само такое близкое к равновесному положение на политическом олимпе редко встречается в принципе.

Причём, российские партии представляют в парламенте не тот или иной политический спектр, а определённые страты общества, то есть их различия не идеологические, а ресурсные. Хотя определённый политический крен, пусть и формальный, имеется у каждой партии.

Единая Россия, без сомнения, зарождалась и сейчас существует как партия с капиталистической глобалистской идеологией (хоть и формально таковая не заявлена), хотя уже несколько лет (особенно после 24.02.2022) чувствует себя в рамках этой идеологии всё более несоответствующей текущим историческим вызовам. Тем более это становится ясным после неоднократных заявлений Президента РФ о том, что текущая реинкарнация системы капитализма в форме финансового глобализма заканчивает своё существование, так как показала свою неспособность решить накопившиеся мировые проблемы. И, даже более того, является их главным источником. Но, так как бо́льшая часть функционеров ЕР – плоть от плоти российской буржуазии и примкнувшего к ней управляющего класса всех уровней, то скорректировать её идеологию (то есть их образ мышления) для того, чтобы партия соответствовала задачам, стоящим перед страной прямо сейчас, а тем более – в ближайшем будущем, видимо, станет задачей, требующей титанических усилий, если таковое вообще в принципе возможно. Основной электорат ЕР – ведомые административным ресурсом, зависимые от власти на местах избиратели, а также часть реальных патриотов, которые считают необходимым всегда голосовать за партию власти, так как не хотят смуты и очередных потрясений.

КПРФ, как партия, формально транслирующая на внешнем контуре (для своих избирателей) коммунистическую идеологию ленинско-сталинского периода, держится в основном на ностальгии о невозвратном прошлом, когда (в мифологическом представлении её адептов) руководство страны и её народ были едины в своих устремлениях, а всё население страны в едином порыве строило лучшее будущее для всего человечества. И крах этого великолепия произошёл исключительно из-за предательства некоторых руководителей страны, а совсем не из-за серьезных недостатков, имманентно присущих самой этой идеологии и построенной на её базе социально-экономической системе. При этом, по меткому народному выражению, «никогда коммунисты не жили так хорошо, как при капиталистах», относящемся ко всему руководящему составу КПРФ, которые паразитируют на обналичивании собственных избирателей, одурманенных несбыточными мечтами о возврате светлого коммунистического прошлого.

СРПЗП, называющая себя «социалистической партией», одновременно с этим не приемлет коммунистическую идеологию (иначе ей пришлось бы стать сателлитом КПРФ, как идеологического центра), но не сформулировала никакой внятной собственной политической позиции (для которой абсолютно необходима собственная идеология), кроме внесения на рассмотрение органов власти на всех уровнях предложений по увеличению финансирования социальной сферы. Электоральной базой СРПЗП является та часть населения, которой противны и нахрапистый буржуазный лоск ЕР и лицемерный «буржуазный коммунизм» КПРФ, а ЛДПР вообще ими не рассматривается как партия, а только как свита Жириновского. Кратко эту часть избирателей можно назвать «непримкнувшие ни к кому». То есть выбор они делают «от противного». СРПЗП для них просто наименее противна.

ЛДПР видимо доживает последний электоральный цикл, так как Слуцкий – не Жириновский, и стать ему таковым будет крайне трудно, а электорат Жириновского – эпатажного харизматика, всегда имевшего поддержку среди традиционно пассинарного глубинного русского народа, склонного решать проблемы «разрубанием гордиевых узлов», пока не определился с новым образцом для подражания. Не исключено, что знамя Жириновского подхватит Пригожин, активно проявляющий последнее время амбиции на место главного по пассионарному эпатажу.

2. А что в теории?

В западной гносеологической традиции, следующей за Гегелем, единство и борьба двух противоположностей являются квинтэссенцией осмысления всех процессов, протекающих в окружающем нас мире. И на основе этой борьбы, как постоянного противоборства двух соперничающих сил, и строятся аналитические выкладки основных западных «мозговых центров».

При этом развязкой этой борьбы представляется победа одной из этих сил, которая и должна определять после такой победы развитие общества в предлагаемом этой силой направлении, если мы говорим о процессах в общественных отношениях. Далее через какое-то время происходит зарождение и развитие новой протиборствующей силы, которая бросает вызов главенствующей, и так в единстве и борьбе противоположностей происходит развитие всего сущего.

В восточной же (конфуцианской, например) традиции главное - не борьба и победа более «прогрессивного» над уходящим и слабеющим соперником, а вечная балансировка трёх постоянно меняющихся и обновляющихся сил, обеспечивающих постоянное изменение окружающего пространства, но с сохранением всего накопленного предыдущего опыта и с опорой на традиции. Китайские теоретики с древних времён до сегодняшнего дня считают, что вечная балансировка системы, состоящей из трёх элементов, отлично соответствует природным и гносеологическим параметрам всех процессов, протекающих в природе и человеческом обществе, и ведёт к их гармонизации.

3.Параллели.

Интересно, что, если посмотреть на текущее состояние властных группировок в высшем китайском политикуме, то прослеживаются параллели не только с идеологемами российских политических сил, но даже с их выбором цветового решения в партийной атрибутике.

Например, китайская внутривластная «партия глобалистов», ярким представителем которой является только что показательно выведенный со съезда Компартии Ху Цзинь Тао, состоит в основном из проамериканских чиновников и бизнесменов, ориентированных на продолжение теснейшего взаимодействия с США, так называемой «политики Чимерики», и яростно сопротивляющейся сейчас выдавливанию их изо всех властных структур двумя другими китайскими властными группировками. Цветом этого клана является синий, китайцы так и говорят – клан «синих». По всем признакам – идеологии, образу действий и даже атрибутике этот клан является аналогом ЕР.

Второй клан, ведущий свою линию от Ден Сяо Пина – в основном клан партийной коммунистической верхушки, цветом этого клана является красный, это клан интернационалистов коммунистического толка, и этот клан сейчас, вместе с кланом, возглавляемым Си Цзин Пином, и принимает все основные решения в Китае. Полным аналогом этого властного клана, как по декларируемой идеологии, так и по внешней атрибутике – красному цвету, является КПРФ.

Третий, самый мощный сейчас клан на китайском политическом олимпе – клан «глубинного народа», который возглавляет сам Си Цзин Пин. Это «жёлтый» клан, олицетворяющий саму сущность народа Китая, поэтому он настроен на национальные особенности китайцев, именно отсюда продвигаемый этим кланом «социализм с китайской спецификой». Жёлтый цвет – императорский цвет в Китае, его идеология – идеология продолжения традиций китайской империи, но теперь уже в интересах всего народа Китая. Хотя формально власть Си Цзин Пина ещё не утверждена окончательно, его выбрали Председателем КПК на съезде партии, но государственную ветвь власти он возглавит после решения Собрания всекитайских представителей в марте 2023 года. По цветовой атрибутике этот клан соответствует СРПЗП, но у СРПЗП нет реальной собственной идеологии.

ЛДПР не имеет аналогов в китайском политикуме, да и четвёртый клан (сила) в восточной традиции является излишним, временным и только мешающим установлению гармоничной системы общественных отношений. Про «Новых людей» мы упоминали в начале статьи.

4.Выводы.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что, как минимум, наличествует интересная аналогия как атрибутивных, так и идеологических параметров политических систем России и Китая.

А также, что ожидаемый выход из российской политической системы ЛДПР (и, если «Новые люди» вывалятся сами при её переконфигурации) и обретение собственной идеологии СРПЗП может не только дать новый мощный импульс гармонизации российской политической системы, но позволит сформулировать адекватный ответ российской цивилизации в целом на вызов, брошенный нам коллективным Западом.

Будем надеяться, что такой ответ будет сформулирован и реализован, а наши изыскания смогут этому содействовать по мере возможности.

Валерий Корнеев

9.12.2022