Религия

Что есть религия? Изначальное ее проявление есть не что иное, как попытка объяснить те или иные явления вмешательством сверхъестественных сущностей. Это понятно – не было Аристотеля, Евклида или Архимеда, что уж говорить про Ландау или Хокинга. Не было письменности. Знания, накопленные тысячелетиями, передавались устно из поколения в поколение. Разумно будет предположить, что какие-то из них терялись, другие было проще объяснить наличием чего-то божественного - не мочись в костер, не плавай при больших волнах, ведь ты же можешь разгневать духов. В первом случае ты лишишь своих сородичей так необходимого для выживания огня, во втором есть шанс погибнуть самостоятельно.

Кто же накапливал и передавал знания? Старики, неспособные к охоте и, как следствие, не имеющие возможности напрямую влиять на благополучие племени. Практически любому человеку, ввиду особенности его природы, свойственно стремление к ощущению значимости и влияния. Признание достаточно просто конвертировать в материальные блага. И тогда, и сейчас. Престарелый член племени, не желающий терять свой вес среди сородичей в качестве добытчика, брался приглядывать за потомством, заниматься образованием и накапливать знания. Можно представить себе умудренного опытом седобородого старца, слово которого является законом для его соплеменников. В любом культе их предостаточно. Теперь налицо конфликт интересов. Молодые отважные охотники и воины не хотят слушать советов выжившего из ума старика. Авторитетом для них является самый отважный, удачливый и успешный среди них. Это явная угроза влиянию стариков. Однако, отважным молодым воинам не интересно накапливать много знаний – им надо совершенствовать свои навыки в относительно узком направлении, способствующим получению быстрой выгоды. Наличие ценной добычи, военных трофеев и новых охотничьих угодий делает их более привлекательными для большинства. Где взять стрелы, убивающие врагов мгновенно? Достаточно попросить старика, он постарается договориться с чем-то божественным и за небольшое вознаграждение предоставит целый набор. О влиянии выделений ядовитых гадов молодому воину знать не обязательно – это не приносит нужного быстрого эффекта и может негативным образом повлиять на отношения божественного со стариком. Как следствие – гнев божественного, выражающийся в угрозе существования целого племени. Также молодому воину совершенно необязательно знать о многолетних наблюдениях старика за жабами, сезонными миграциями леммингов и погодой. У него нет на это времени и это скучно. Авторитет старика неуклонно растет как среди воинов, так и среди остальных соплемменников, не задействованных напрямую в обеспечении благополучия небольшого родоплемменного общества. Старик чувствует себя значимым, является обеспеченным, наделен почетом. Так зарождается институт власти, основанной на религии.

Прошло много тысячелетий. Человечество придумало земледелие. Оседлый образ жизни способствовал не только увеличению популяции, но и развитию наук, ремесел. Происходило это от обилия времени, которое пытливый человеческий ум вынужден задействовать по мере своих возможностей. Была изобретена письменность, гончарное ремесло, инженерное дело, искусство. Служители культа развивались вместе со своими сородичами. Вместо бесплотных духов того или иного явления были придуманы полноценные божества, похожие на человека, но многократно превосходящие его – гораздо проще верить в нечто антропоморфное, пусть у этого шесть рук или оно пятиметрового роста. Боги жили где-то в недосягаемом для человека месте, были добрыми или злыми, прекрасными или уродливыми, но все могли по собственной воле вмешиваться в жизнь смертных. Ударила молния – это Индра прогневался или Перун, Зевс или Тор. Административно-территориальная ответственность. Чем более развито общество, тем шире пантеон с точки зрения численности собственной и поселедователей. Антропоморфные боги обрастают семьей, друзьями, врагами и собственной историей. Человечество уже не дремучее, но представления об электричестве не имеет – проще сослаться на какого-нибудь бога. Перекладывать ответственность за собственную неосмотрительность, безграмотность или глупость, пусть даже обусловленную отсутствием знаний, у человечества по-прежнему в крови. Служители различных культов также не бедствуют, но теперь, вместо шкур и сухого пайка, божествам было бы неплохо преподносить куда более солидные жертвы – золотое блюдо или еще что-то не менее ценное. Впрочем, некоторые довольствовались и шкурами до Новейшего времени.

Проходит еще несколько тысячелетий, человечество развилось невероятно по сравнению с предыдущими этапами своего существования. Рождались и умирали целые цивилизации, народы покорялись, ассимилировались, процветали и уничтожались. Где-то по Аравийскому полуострову кочует семитское племя евреев. Нормальные ребята – смуглые, загорелые, носатые, как и все остальные на местности. Только вот приткнуться им особо негде в той пустыне. Везде море, на севере – шумеро-аккадские всякие цивилизации. На северо-западе вообще непонятный Египет пирамиды строит, персы норовят принести в жертву Ахура-Мазде. Каждый хочет только овец отобрать, а к себе готов принять исключительно в качестве бесплатной рабочей силы на не очень выгодных условиях. Попытки создать собственную государственность большим успехом не увенчались, было пару веков относительного затишья, но всюду их окружали цивилизации посерьезнее в плане военно-экономической мощи. Не было у евреев шансов вырасти в могущественное государство в силу их малочисленности. Военной мощи развить не получилось, поэтому начали они развивать ум. И религия своя у них была, только с одним богом – зачем маленькому племени много всяких богов? Поскольку евреи уже тогда сделались умные и старались со всеми договариваться, то остальные боги тоже имели право на существование, но в их маленьком веровании богами, как таковыми, не признавались. Так на смену устоявшемуся политеизму приходит монотеизм. Евреи расселяются повсюду. Миром правят греки – поживем с греками, римляне – пожалуйста, Египет – вообще без проблем! Умных евреев никто не любит, умных вообще никто нигде не любит – уж больно они неудобные. Евреев – особенно, мало того, что они умные, но у них еще и бог какой-то свой. Надо их притеснять, искоренять, держать в узде. Вырезать евреев под корень сложно – они очень живучие, а в небольшой своей концентрации очень полезные, в бухгалтерии равных поди-ка сыщи. Именно поэтому спасением в их религии является именно избавление от гнета.

Спустя тысячу-другую лет в городке под названием Назарет появляется на свет еврейский мальчик Иисус. Существуют некоторые толки, связанные с его появлением, как и о том, какой он был личностью. С уверенностью можно утверждать только одно – неординарной. Еще не дожив до седой бороды, у него получается сколотить шайку единомышленников, которые начинают трактовать еврейскую религию на свой лад. На современный манер их назвали бы сектой. Сложно сказать, как их называли тогда, но деятельность их имела достаточно подрывной характер для имеющихся тогда вероисповеданий и расценивалась как посягательство на власть устоявшихся религиозных течений. Попасть в эту секту было достаточно сложно. Существовало несколько последовательных этапов посвящения с четко обозначенной иерархией на каждой ступени, степенью посвященности, интеграции, ответственности. Чуть позже Иисуса поймали – его сдали свои же. За экстремизм и антигосударственную деятельность в целом был приговорен к смертной казни. Правильно, с точки зрения пропагандистского воззрения, истолкованная смерть лидера движения привела к увеличению количества последователей в геометрической прогрессии. Уже в начале четвертого столетии нашей эры христианство становится государственной религией в Великой Армении, Римской Империи и, к концу века, в Византии. Первая половина первого тысячелетия приводит к распространению христианства по всей территории влияния некогда Великой Римской Империи – Ближний Восток, Балканы, Восточная Африка, Кавказ. Во второй половине первого тысячелетия – на север и запад: германские, балтийские, славянские, финно-угорские племена. Таким образом появилась вторая в мире, но первая по численности мировая религия.

Где-то в шестом веке нашей эры в Аравийской пустыне родился мальчик Мухаммад. На фоне затухающего в том регионе зароастризма и не получившего большого распространения христианства Мухаммад организует свою религию. Принципиально ничего нового он придумывать не стал, просто адаптировал более актуальные на тот момент христианские догмы под традиционный уклад местного населения. Так появилась третья мировая и вторая по численности религия.

За три тысячи лет до рождения Мухаммада, на полуострове Индостан, в семье местного брахмана, родился мальчик Сиддхартха. Ставши юношей, решил пренебречь системой религиозно-философских учений индуизма, навязываемых родителем, и отправился искать себя. В отличии от своих коллег по цеху, будущий Будда не стремился к власти и влиянию. Этому способствовал ряд факторов: четкая кастовая система на территории современной Индии, в соответствии с которой Сиддхардха уже при рождении имел все, о чем можно только мечтать. Географическое расположение: тропики с богатой флорой и фауной, а не в нищем с этой точки зрения Ближнем Востоке, раздираемом войнами на протяжении всей истории своего существования. Образование, которого в третьем тысячелетии до нашей эры не имел никто. Как следствие – экзистенциальный кризис. Мотало его туда-сюда, из крайности в крайность. Прожив богатую на взлеты и падения жизнь преисполнился он мудростью, а ушлые последователи, захотевшие выбраться из-под гнета кастовой системы, быстренько придумали, что если живешь ты правильно, то переродишься на ступень повыше в соответствии с тогдашним понимаем пищевых цепочек. В конце бесчисленных перерождений, прожив многое количество правильных жизней, сделаешься буддой и попадешь в Нирвану. Это там, где человек сыт, мухи не кусают и нет всяческих стремлений. Учение легло на благодатную почву. Так появилась самая первая мировая религия и третья по численности.

Вернемся к институтам власти. По мере развития любого общества, религия, из разряда “не суй пальцы в розетку”, планомерно увеличивается в объемах. Она превращается в свод законов, в соответсвии с которыми существует и процветает отдельно взятый социум (Прекрасным примером служит “Книга Притчей Соломоновых”. Из-за своей уникальности, прагматичности и толстого троллинга автора включена не только в Танах, но и в Библию). Фактически мы имеем объяснение присутствия божественного начала и одобренного им жизненного уклада. Очень практично. По мере увеличения количества существующих и потенциальных последователей необходимо увеличивать количество образованных приверженцев, способных объяснить несведущему, необразованному неофиту преимущества учения, а также растолковать, рассудить, урегулировать возникающие вопросы. Так зарождается жречество, как класс. Более привычный для нас термин – духовенство. Дабы удерживать власть в своих руках, жречество продолжает аккумулировать знания и опыт поколений. Этот процесс является жизненной необходимостью для управления суеверными массами. Знание является мощнейшим инструментом, тщательно оберегаемым от черни. Если простой хлебороб будет знать, когда ему устраивать сев, то зачем ему нести подношение жрецу? Структура разрастается, обретает форму и разветвленную организацию. Здесь находят место и безумные фанатики, и умнейшие управленцы, и обычные приспособленцы. В рамках сложившейся иерархии ведутся подковерные игры, плетутся интриги, заключаются и рушатся политические союзы. Самые мощные, талантливые управленцы становятся единоличными правителями, концентрируя военную, экономическую, политическую и общественную составляющие в своих руках. В отсутствие талантливых управленцев можно наблюдать два борющихся за власть над темными массами лагеря: знать и духовенство.

Рассмотрев зарождение трех основных мировых религий приходим к выводу – в основании каждой из них находится бунтарь, отвергающий сложившуюся, привычную и удобную для правящей верхушки систему ценностей. Человек, наделенный, помимо прочих талантов, непомерным эго. Он умен, харизматичен, способен организовать толпу, умеет складно и понятно говорить приятные вещи. Есть только одна проблема – его желания идут вразрез с желаниями правящей верхушки. Если власть придержащим удается потушить очаги возникающей ереси, то все в порядке. Если нет – получается новое движение, в нашем случае – религия. Будет это принципиально новая религия или ответвление уже имеющейся - не настолько важно. Имеет значение разделение сфер влияния и перераспределение ресурсной базы в виде последователей. Официальной причиной раскола является расхождение во мнениях по поводу толкований имеющихся священных писаний, правилах наследования, распространения влияния. Это официально. На самом деле – богатство и власть. Последствиями таких происшествий является передел сфер влияния. Зачастую такой передел характеризовался политическими убийствами, изменениями границ существовавших государств, массовой резней. Данные мероприятия не входят ни в один изначальный догматический постулат мировых религий.

У современных религий, правда, есть одна большая проблема – чудеса совсем перестали происходить. Ни тебе явлений, ни непорочных зачатий, происки гигантского сома Онамадзу объясняются сейсмической активностью, а недовольство Зевса – физикой атмосферных явлений. К уже имеющимся чудесам жрецы не хотят подпускать надоедливых ученых – они опишут эти процессы скучными цифрами и буквами, в которых для чуда практически не остается места. А то и вовсе покрутят пальцем у виска.

Человек по природе своей глуп и слаб, он по-прежнему не хочет принимать ответственность за свое иррациональное поведение, ссылаясь на провидение и чужую волю. Настроен верить в лучшее, поэтому ему неприятен тот факт, что он является всего лишь звеном пищевой цепи, пусть и верхним. Знание о том, что прекращение цикла жизнедеятельности одного организма служит началом жизни миллионам других неприемлем для человека. Он хочет перерождаться, наслаждаться жизнью в пределах обустроенного ботанического сада, пировать с друзьями, проводить время в компании множества юных дев, отправиться в страну вечной охоты – кому что больше нравится. Надо только прожить эту, земную, жизнь правильным образом. Ну или хотя бы закончить ее в соответствии с прилагающейся инструкцией.

Именно такие красивые фантастические рассказы, написанные античными писателями, легли в основу современных бестселлеров. Потом они переписывались: ненужное вычеркивалось, нужное добавлялось. Только к вере это имело весьма опосредованное отношение. Если вера делает человека человечнее – это хорошая вера, она способствует процветанию всего вида. Если вера человека поощряет убийство себеподобных – это деструктивная вера, ведущая к возвеличиванию сиюминутного трактователя, но уменьшающая шансы популяции на выживание.

Все не так сложно. Не стоит плодить сущностей.