Разграбление Рима 6 мая 1527 года.

В первой половине XVI века на политической арене Европы большим авторитетом пользовался Карл V Габсбург (1500-1558). Этот человек был одержим идеей создания единой европейской империи. Забегая вперёд, надо сказать, что мечты Карла V так и остались мечтами. В преклонном возрасте он осознал, что не в силах объединить под своим началом всю Европу. Сломленный духовно он отказался от власти, ушёл в монастырь и провёл там остаток своих дней.


Но в 20-е годы, обуреваемый честолюбивыми мечтами, он попортил много крови европейским монархам и папе римскому. Карл V в 1516 году стал королём Испании, в 1519 году императором Священной Римской империи и сосредоточил в своих руках огромные территории.


В 1521 году началось открытое противостояние с Францией из-за спорных земель. Находились они в основном в Италии. Поэтому данный военный конфликт получил название Итальянской войны (1521-1526), а затем продолжился как война Коньякской лиги (1526-1530).


Надо сказать, что Италия в то время состояла из нескольких монархических государств и аристократических республик Венеции и Генуи. По своей военной мощи они уступали и Испании, и Франции, а поэтому эти два государства вели войны за доминирование на Апеннинском полуострове. Итальянская война 1521-1526 годов была четвёртая по счёту. В ней победу одержал Карл V, а французский король Франциск I отказался от каких-либо притязаний на Италию.


Однако усиление империи Габсбурга не понравилось папе римскому Клименту VII (был понтификом в 1523-1534 годах). Поэтому с его подачи Франциск I основал Коньякскую лигу. В неё помимо Франции вошли Английское королевство, Светлейшая Республика Венеция, Флорентийская республика, Миланское герцогство. Генуя обязалась помогать своим военным флотом. Образовавшийся союз решил оказать достойное противостояние Карлу V, а в историю этот конфликт вошёл как война Коньякской лиги.


Война для лиги началась неудачно. Имперская армия Карла V оккупировала Ломбардию, заняла Милан и решила нанести сокрушительный удар противнику, заняв Рим. На «вечный город» двинулись немецкие наёмники (ландскнехты) под командованием такого же наёмника Георга фон Фрундсберга. Другую часть армии составили испанцы. Ими командовал бывший коннетабль (маршал) Франции герцог Карл III де Бурбон. Он попал в немилость к Франциску I и переметнулся к Карлу V.


В это же время во Флоренции началось восстание против семейства Медичи. Папа римский вынужден был заниматься урегулированием этого конфликта, так как сам был из этого семейства. Поэтому в Риме его не было долгое время. Отсутствие понтифика самым негативным образом сказалось на обороноспособности города. Его укреплением занимались спустя рукава и никаких дополнительных войск туда введено не было. Тут ещё сказалась уверенность горожан в том, что имперские войска не посмеют войти в город, в котором находится резиденция папы римского. Однако наёмники посмели войти, и вылилось всё это в разграбление Рима.


В чём же заключалась причина жуткого святотатства, почему католики пошли грабить то, что принадлежало папе римскому? Тут надо заметить, что Карл V никогда бы не отдал команду грабить Рим. Виной всему стала большая задолженность перед наёмниками.


В имперской казне не оказалось денег, и поэтому войско, идущее к «вечному городу» и не получившее законного жалованья, вскоре превратилось в озлобленную банду. Дисциплина полностью упала, и к воинству примкнуло множество бродяг и разбойников. Вся эта разношерстная масса, которую уже трудно было назвать армией, 6 мая подошло к Риму и приступило к его осаде.


«Вечный город» смог противопоставить осаждающим лишь пехотную когорту швейцарских гвардейцев (гвардию папы римского) в количестве 200 человек и несколько тысяч вооружённых горожан, ополченцев. Во главе этого небольшого войска встал кондотьер Ренцо де Чери.


Папа римский помогал защитникам города молитвой, находясь всё время в соборе св. Петра. Но сил было так мало, что даже Бог не смог помочь тем, кто решился противостоять 35-тысячной армии, состоящей из немцев, испанцев, итальянцев. Все эти люди горели желанием обогатиться любой ценой, и именно жажда денег придавала им смелости и лишала благоразумия.


Начался штурм, и одним из первых погиб командир испанцев герцог Карл III де Бурбон. Позднее ответственность за смертельный выстрел взял на себя итальянский художник, музыкант и золотых дел мастер, знаменитый Бенвенуто Челлини.


После смерти командира, испанцев и других наёмников уже никто не мог удержать и призвать к дисциплине. Разношерстная и хорошо вооружённая публика ворвалась в город и, алчно сверкая глазами, растеклась по его улицам. Начались грабежи домов и убийства местных жителей.


Швейцарские гвардейцы встали стеной возле собора св. Петра, в котором продолжал молиться римский папа. Эти люди мужественно отражали атаки нападавших, пока не погибли. За понтифика отдали свои жизни 147 гвардейцев. С того трагического дня и по сей день гвардейцы римского папы принимают присягу 6 мая, так как этот день стал значимым в истории Ватикана.

Самого папу Климента VII захватчики арестовали и поместили в замок св. Ангела на берегу Тибра. В нём понтифик просидел целый месяц и был освобождён лишь 6 июня, когда за него заплатили выкуп в 400 тыс. дукатов.


А разграбление Рима тем временем достигло наивысших масштабов. Ограблению подверглись дома не только простых жителей, но и знатных вельмож и служителей церкви. Грабители ворвались в божьи храмы и вынесли оттуда всё ценное. Тех же, кто пытался оказать сопротивление, тут же убивали.


Многие из 55 000 жителей Рима были вынуждены бежать из города. Несколько тысяч из тех, кто не мог обеспечить себе подходящий подземный ход, были изрублены оставшейся без предводителя солдатнёй. По скромным оценкам, количество погибших достигло 4000 жителей. Томас Мор (1478–1553) писал о том, что у пленников были вырваны гениталии. Женщины, даже находившиеся под защитой церкви, были изнасилованы, посольства были разграблены, за кардиналов требовали выкуп, церковных сановников и их обряды были преданы осмеянию, а сами солдаты беспрерывно дрались из-за трофеев. Церкви, гробницы и другие исторические памятники подверглись разграблению и в некоторых случаях были уничтожены. На стенах, расписанных Рафаэлем, осталось нацарапанным имя «Лютер». Было разграблено и утрачено значительное книжное собрание кардинала Эгидио Витербского. Укрывшись за стенами замка Святого Ангела, Челлини и другие наблюдали за «неописуемыми сценами насилия и беспорядков, разворачивавшимися внизу на городских улицах». Ярость атакующих обошла стороной лишь Сикстинскую капеллу, незадолго до этого расписанную Микеланджело. Там солдаты положили тело Шарля де Бурбона.


Италия взирала на разграбление Рима в полной растерянности. Лишь к началу июня были собраны силы, верные римскому папе. Они подошли к «вечному городу», и имперские наёмники покинули его. Но сам факт бесчинств сильно подорвал авторитет католической церкви.


Практически все европейские политики, в том числе и Карл V, осудили эту вакханалию. Даже лютеране выразили своё возмущение. Но Ватикан потерял былое величие. Из него уехали все выдающиеся художники и скульпторы.


Леонид Журавлёв

http://www.factruz.ru/history_mistery_4/sack-of-rome-1527.ht...


https://www.e-reading.club/chapter.php/1022942/54/Ruikbi_-_F...