"Разговор" Анри Матисса. Почему о содержании этой картины спорят более 100 лет?

Все гениальное просто... Или сложно? В данном случае и то и другое, ведь речь пойдет о полотне “Разговор”, написанном в 1909 году Анри Матиссом.


"Разговор" Анри Матисс, 1909

"Разговор" Анри Матисса. Почему о содержании этой картины спорят более 100 лет? Живопись, Картина, Искусство, Художник, Шедевр, Разговор, Семья, Отношения, Длиннопост

Будучи фовистом, Матисс вывел такую формулу успеха для данной работы: комната тяжелого и глубокого синего цвета, окно, за которым виднеется небольшой садик, мужчина и женщина (куда же в нашей жизни без них) настроенные то ли на утренний легкий, то ли на жесткий и неприятный разговор, да вот в общем-то и все. Ну и разграничиваем по цветам и позам: М (бледно-голубая пижама в белую прямую полоску) и Ж (черно-зеленый, давящий на всю атмосферу, халат), чтобы было понятно, кто здесь хороший и плохой полицейский.


С формой все относительно понятно: простая, плоская картинка, с практически отсутствующей перспективой. Но что же касается содержания? А вот содержание, несмотря на кажущуюся незамысловатость, и вызывает массу споров в течение более чем ста лет. Оказывается, не так-то просто понять безмолвных персонажей, которые вроде как должны говорить (напомню, картина называется “Разговор”, а значит определенно должны). Одни считают, что сюжет произведения завязан на обычном утреннем разговоре между мужем и женой, другие отмечают легкое напряжение между возможными супругами. Откуда же взялось напряжение и где его можно увидеть на полотне?


Анри Матисс

"Разговор" Анри Матисса. Почему о содержании этой картины спорят более 100 лет? Живопись, Картина, Искусство, Художник, Шедевр, Разговор, Семья, Отношения, Длиннопост

Возвращаемся к нашей незамысловатой форме и связываем ее с содержанием. Мужчина стоит, будто стойкий оловянный солдатик, засунув руки в карманы. Все его тело — это прямая линия (этот эффект усиливают полоски на пижаме). В такой позе чувствуется жесткость, недовольство и в каком-то смысле вина. Женщина же напротив, чувствует себя по-царски и находится в достаточно вальяжной позе, об этом свидетельствуют плавность и изгибы, отсутствующие в стойке мужчины. В итоге, что мы имеем?


Дано: мужчина в провинившейся позе, женщина в темном, от части траурном одеянии, которая, сидя на стуле, разочарованно смотрит на него.


Результат: скорее всего, в этом произведении Анри Матисса запечатлен конфликт, точнее сказать сложно. Однако хочется верить, что когда у тебя такой прекрасный вид за окном, то все решится без проблем, а какую судьбу задумывал француз для своих героев, остается только догадываться.


Если хотите познакомиться с миром искусства поближе, то добро пожаловать в наш скромный телеграм канал ;)