Разбор некоторых распространенных мифов о F-22A и Су-35С

В последнее время обсуждения F-22 и Су-35С обросли каким-то диким количеством слухов, домыслов мифов. Ни про какие другие современные истребители нет мегатонн форумных срачей. Их "сталкивают" между собой как известные СМИ и военные эксперты разной степени компетенции, так и диванные аналитики. Причем мнения, чаще всего, полностью полярны: либо "Раптор" считается чуть ли не неуязвимым суперпепелацем, расстреливающим противника за 150 километров, а Су-35С - этакой простой вариацией Су-27, не имеющей никаких шансов против идола хайтеха, либо, опять же, "Раптор" выставляется ни на что не годным говном, а Су-35С суперсовременным истребителем. Главные мифы и заблуждения я и попытался разобрать.

Начнем с американца.

Миф 1: ЭПР F-22 составляет 0,0001 кв. м для всех дистанций, ракурсов и длин волн.
В действительности: Этот показатель высосан из пальца на основе величины -40dBsm, который якобы сообщил неназванный источник в желтый журнальчик AW&ST(по достоверности это аналог наших "Известий").
Тело такого размера, как его ни обмазывай РПМ, выдаёт такие величины только в миллиметровом диапазоне. Да и то не со всех ракурсов.
Моделирование ЭРП по 3Д-модели (то есть заведомо без учёта РПМ) выдаёт для F-22 примерно 0,3-0,4 кв.м. С учётом хороших РПМ уменьшаем эту величину на порядок - в итоге не меньше , чем 0,03 кв м для X-band. Кроме того, величина ЭПР в зависимости от изменения длины волны и ракурса меняется нелинейно.

Миф 2: Полотно антенны БРЛС AN/APG-77 может делиться на несколько зон, за счёт чего F-22 может одновременно с помощью радара осуществлять обзор и поиск воздушных целей, применять вооружение, ставить помехи, работать в режиме РТР, раздавать Wi-Fi и варить кофе пилоту.
В действительности: Эта байка берёт начало из тех лет, когда возможность подобного функционирования только рассматривалась. На деле вопрос электромагнитной совместимости практически убивает эту идею. Допустим, вы выделяете из 1000 ППМ для создания помехи 200, каждый ППМ пусть будет по 2 Вт средней мощности сигнала. Итого, получаете помеху в 400 Вт, которую надо излучить в Х-диапазоне, так как радар противника тоже работает в нём, и ваш собственный радар тоже. Вопрос - как можно нормально осуществить приём сигнала, когда в дециметре от приёмника работает передатчик помехи? А вот для радара противника эти 400 Вт не всегда покажутся достаточно мощными. При этом, убирая у полотна 200 ППМ для другой функции, убиваете дальность обнаружения на 1/5: допустим, было 200 км, стало 160. Стоит оно того?
Другое дело - чередовать режимы обзора, подсвета и помехопостановки на всём полотне. Собственно, только так и делают на практике. А максимум одновременной "многозадачности" - сканирование воздушного пространства и земной поверхности, но это благодаря углам обзора радара.

Миф 3: БРЛС AN/APG-77 может работать в пассивном режиме, потому что относится к радарам с АФАР.
В действительности: АФАР всего лишь АНТЕННА, от неё в общем случае не может зависить активность или пассивность работы локатора как такового. Выключили трансмиттер, а ресивер продолжает работать - вот и пассивный приём, остальное - дело алгоритмов работы и широты полосы приёма.

Миф 4: Только АФАР могут работать в режиме LPI, суть которого заключается в маскировке излучения БРЛС под шумоподобный сигнал. Это обеспечивает скрытность применения радара и невозможность обнаружения факта облучения.
В действительности: Подобный режим отрабатывался еще на Н011, которая ни разу не АФАР. А современные СПО научились различать широкополосный сигнал еще "вчера".

Миф 5: СПО AN/ALR-94 настолько точна и совершенна, что с ее помощью можно применять вооружение на максимальную дальность, вообще не включая БРЛС.
В действительности: СПО не в состоянии определить координаты цели с приемлемой точностью (особенно это касается дальности). Пуск ракеты возможен, но на меньшую дальность относительно пуска по данным БРЛС, и далее требуется радиокоррекция с уточнением координат, но уже от БРЛС, иначе ракета может не выйти на цель с нужной точностью, даже работая в режиме HOJ(наведения на помеху).

Миф 6: Только F-22 из всех истребителей обладает двигателями пятого поколения F119-PW100, которые по своим параметрам превосходят все остальные.
В действительности: Вроде бы так и есть. Огромная форсажная тяга, бесфорсажный сверхзвук... Но есть нюансы. Конструкторам пришлось урезать степень двухконтурности до 0,2, чтобы снизить индуктивное сопротивление и получить высокую бесфорсажную тягу. Но это повлекло повышенную шумность, увеличение температуры струи и, что еще более важно, сильное увеличение расхода топлива. Отчего двигатели Ф-22 наиболее приспособлены к бесфорсажному сверхзвуку на высоте 10-12 километров, на иных режимах неизбежно вылезут недостатки. Если же взять такой параметр, как энергомассовое совершенство, то и тут F119 не в лидерах. Разделив полную форсажную тягу 15876 кгс на сухую массу двигателя 1775 килограмм, мы получим значение 8,94. Для сравнения, у F414 оно равно 8,95, у F100-PW-229 - 10, а у французского М88 - 10,07! Но упрекнуть конструкторов "Пратт энд Уитни" особо не в чем. 27 лет назад иного способа достичь высокой бесфорсажной тяги не было.

Миф 7: F-22 является эффективным подавителем С-300/-400, благодаря наличию в арсенале управляемых бомб SDB с дальностью полета до 110 километров. А благодаря малозаметности радары комплексов их вообще не видят.
В действительности: Стреляйте в зомби! Но не в голову, там только ниточка, уши держит. Для сброса бомбы на 100+ километров Ф-22 нужно лететь со скоростью 1,5 Маха на высоте 12-15 километров, и только он может "бросать" СДБ на такую дальность, благодаря внутренним отсекам и высокой крейсерской скорости. У остальных носителей сего боеприпаса либо скорости/высоты не те, либо ограничения на скорость с вооружением/иным оборудованием на пилонах. Мощнейшие обзорные и стрельбовые РЛС данных ЗРК обнаружат Ф-22 на такой высоте задолго до максимальной дистанции "броска" 130-килограммовой хлопушки. Сама бомба не отличается высоким ОФ-действием, нужно попадать буквально у подножия РЛС или ПУ, чтобы вывести их из строя. А с постоянными перемещениями оных это та еще задача. И не стоит забывать, что С-300/-400 часто будут прикрываться "Панцирями", "Торами", для которых такие цели - по сути, корм.

Миф 8: У F-22 есть ракеты "воздух-воздух" AIM-120D с максимальной дальностью 180 километров. Ими он может безнаказанно расстреливать любого воздушного противника в режиме "пустил - забыл".
В действительности: Максимальная дальность ракеты (имеющей твердотопливный двигатель, аналогичный двигателю УР AIM-120C-5/6), по сравнению с AIM-120C-7 изменилась незначительно и находится в районе 120-130 км при стрельбе в ППС цели. Имевшиеся в СМИ сообщения о «максимальной дальности ракеты AIM-120C-8, равной 180 км» особого доверия не вызывают. Их происхождение можно объяснить путаницей между «секретной» ракетой AIM-120D с ПВРД 1990-х гг. и ракетой А1М-120С-8/ AIM-120D, появившейся уже в XXI веке. Многие не знают/забывают и тот факт, что максимальная дальность указывается для сравнительно медленных неманевренных целей, например, транспортный самолет, заправщик, самолет ДРЛО, летящих на носитель ракеты. По высокоманевренной цели дальность пуска уменьшается в 2-3 раза, т.к. цель может "вымотать" ракету маневрами, двигатель которой, кстати, работает всего 6-7 секунд после запуска, и заставить её слить энергию. Тут даже сверхманевренность не нужна, достаточно хорошей обычной маневренности и динамики. Байка о "пустил - забыл" для ракет с активной головкой самонаведения тоже не соответствует действительности. Такое возможно при стрельбе "в упор", когда ГСН ракеты может захватить цель еще на пилоне. В остальных случаях слабенький радар ракеты цель за десятки километров никак не обнаружит и ей потребуется подсветка цели от БРЛС носителя. Да, есть ИНС, но она практически неэффективна при стрельбе по маневренным целям, и даже при пусках по крупным, неповоротливым самолетам все равно нужна коррекция курса от носителя. Ракета с АРГСН от ракеты с пассивной головкой самонаведения отличается лишь тем, что ей не нужно наведение от носителя на конечном участке полета. Можно еще добавить, что полноценная интеграция AIM-120D, как и AIM-9X, в СУВ F-22 ожидается только в ходе модернизации по программе Increment 3.2b, сейчас же имеются определенные ограничения. Насколько помню, они связаны с отсутствием нашлемной системы целеуказания для AIM-9X и оборудования для двухстороннего даталинка с AIM-120D.

Миф 9: F-22 является суперэффективным многофункциональным самолетом, способным решать широкий круг задач по самым различным типам целей.
В действительности: Из вооружения по земле только два типа GPS-чугунок, из оптики только обнаружитель атакующих ракет с неновыми датчиками, никаких прицельных контейнеров, контейнеров РЭБ, РТР и т.п., помехопостановку можно осуществлять только посредством БРЛС, бортовой станции РЭБ до сих пор нет... Блажен кто верует, что тут еще можно сказать.

Миф 10: Ф-22 обладает сверхманевренностью.
В действительности: Дозвуковая маневренность Раптора в лучшем случае соответствует истребителям 4-го поколения - сказываются жесткие требования малозаметности. ОВТ нужен ему не для выхода на закритические углы, а наоборот, для быстрого схода с них - нерегулируемые воздухозаборники не любят большие углы атаки. Сопло F-22 примерно соответствует круглому соплу в диапазоне
М=1-1.2, уступая в других диапазонах. Внешнее сопротивление благодаря лучшей
интеграции с фюзеляжем меньше у плоских сопел F-22 в узком диапазоне
М=1.3-1.5, соответствующем скорости сверхзвукового броска при перехвате. У F-22
требование малозаметности привело к заметному упрощению форм. Конечно компоновка интегральная, но наплыв крыла отсутствует, его роль играет ребро
наружной поверхности воздухозаборника. Нет вихреобразующих щитков, уступов
крыла. В этом отношении аэродинамика F-22 близка к МиГ-23 или F-14. Интегральная вихревая аэродинамическая компоновка дает примерно 1
ед, нормальной установившейся перегрузки, что примерно эквивалентно
уменьшению нагрузки на крыло с 350 кГс/м2 до 300 кГс/м2. Из-за требований малозаметности крыло F-22 пришлось сделать плоским,
плоскими поверхностями набран и фюзеляж. Потенциал аэродинамики Раптора раскрывается на сверхзвуке, где он и имеет преимущество.

Пожалуй, закончим с американцем, займемся отсталым лапотным Су-35С.

Миф 1: Су-35С является всего лишь небольшой модернизацией Су-27.
В действительности: Су-35С можно смело назвать практически новым самолетом, лишь внешне походящим на базовый Су-27. Измененная геометрия планера, структура силового набора, "уехавшая" назад центровка, увеличенный межремонтный ресурс и запас топлива, новые двигатели, авионика, БРЛС, приборное оборудование, широчайший спектр АСП, меры по снижению ЭОП - где тут "небольшая модернизация"?

Миф 2: Двигатели АЛ-41Ф1С - всего лишь модернизация АЛ-31Ф.
В действительности: АЛ-41Ф1С на 80% отличается от оного и является симбиозом АЛ-31Ф и "старого" АЛ-41Ф, созданного для МиГ-1.44. По удельным характеристикам он значительно превосходит F119 и при сухой массе 1380 килограмм и форсажной тяге 14500 кгс обладает удельной тягой, равной 10,51! При этом, сохранена достаточно высокая степень двухконтурности, и двигатель является по-настоящему многорежимным. К слову, F119 - это глубокая переработка F100, но что-то не слышно рыданий, о "всего лишь модификации" двигателя 70-х.

Миф 3: БРЛС НО35 "Ирбис" пригодна для применения лишь по прямому назначению и неспособна ставить помехи, работать в пассивном режиме, потому что ПФАР.
В действительности: Как уже говорилось выше, от типа БРЛС это никак не зависит. Пассивная решетка с фазовращателем или активная с приемно-передающими элементами - принципиальной разницы нет.

Миф 4: БРЛС "Ирбис" обнаружит "Раптора" лишь с 20-40 километров. Хотя нет, не обнаружит, Су-35С будет давным-давно расстрелян ракетами за 100+ километров.
В действительности: Если взять больше относящиеся к реальности показатели ЭОП F-22, равные 0,03 кв. м, то "Ирбис" такую цель обнаружит с 90-100 километров, что вполне достаточно для реакции и принятия мер. Стоит так же учитывать, что дальности обнаружения указаны для экспортной "Ирбис-Э", у "внутреннего" варианта показатели запросто могут быть выше на 5-10%. Кроме того, у НО35 есть приятный бонус в виде поворотного полотна антенны, что делает осуществимым некоторые тактические хитрости. Да, сам Су-35С будет обнаружен раньше, километров за 150, но, как мы помним, пускать ракеты с такого расстояния бессмысленно. И не стоит забывать про ОЛС, которой можно вести цель в переднюю полусферу с 50 километров, не "палясь" радаром.

Миф 5: Сверхманевренность Су-35С бесполезна в современном воздушном бою и лишь зря тратит энергию самолета. Бои будут вестись на дальностях в десятки километров, все решит малозаметность.
В действительности: И снова свое слово высказывает госпожа Эффективная Дальность Пуска. Для ракет "воздух-воздух" средней и большой дальности, относительно Су-35С, она будет составлять 30-50 километров, а там до ближнего воздушного боя рукой подать. Кроме того, у Су-35С есть бортовой комплекс обороны, что еще больше снизит эффективность обстрела. Что до "ненужности" и "неэффективности" сверхманевренности, сами американцы еще во второй половине 70-х - 80-х
убедительно показали ее эффективность и действенность на типичных скоростях ближнего боя. Самолеты-демонстраторы HiMat, SNAKE, X-31 показывали подавляющее преимущество над обычными истребителями 4-го поколения. Кроме того, сверхманевренность - это сохранение управляемости на закритических режимах, снижение перегрузок, действующих на пилота.

Миф 6: Ракеты РВВ-СД, которыми вооружен Су-35С...
В действительности: Да не РВВ-СД, а Р-77-1! Когда уже работники пера и клавиатуры поймут и запомнят, что "РВВ-" - это ЭКСПОРТНЫЕ обозначения ракет, как и литера "Э" в названии.

Миф 7: Су-35С может применять ракеты "воздух-воздух" Р-37 и КС-172 с дальностью до 300 километров.
В действительности: Ни той, ни другой ракеты в арсенале 35-го нет. Если у Р-37 есть какие-то гипотетические шансы "прописаться" на борту, то программа КС-172, по всей видимости, свернута, и работы по ней не ведутся.

Миф 8: Без прицельного контейнера Су-35С, как и другие российские истребители, не может считаться эффективным ударным самолетом.
В действительности: СУВ Су-35С и без контейнера способна применять бомбы/ракеты с различными типами наведения. В частности, некоторые функции контейнера может выполнять ОЛС-35, например, подсветка наземной цели лазером, обзор земной поверхности, обнаружение, захват и сопровождение наземных и надводных целей. Но, т.к. она предназначена, прежде всего, для "работы" по воздуху и углы ее обзора не всегда удовлетворяют критериям обнаружения и поражения наземных целей, разрабатывается и проходит испытания несколько типов прицельных контейнеров. Например, Т-220, который совсем недавно "светился" на МАКСе.

Что мы видим в итоге? F-22 не настолько хорош, как это обычно принято считать, а у Су-35С есть все шансы выйти победителем из дуэли. По сравнению с истребителями "4+" и "4++" у F-22 осталось не так много преимуществ. Это, конечно же, малозаметность, маневренность на сверхзвуке, внутренние отсеки вооружения и отличные разгонные характеристики. Но - прожорливые двигатели, отсутствие полноценного БКО, пока еще неполная интеграция современных УР "воздух-воздух" портят образ Короля Неба. А что Су-35С? Мощная БРЛС, которая практически сводит "на нет" преимущество Раптора в малозаметности, современные двигатели, отнюдь не лишняя сверхманевренность, наличие БКО и оптических датчиков. Пилоту 35-го при встрече с Хищником тянуться к ручке катапульты отнюдь не нужно.
Предвидя возмущенные возгласы поклонников западных вооружений, скажу: законы физики в этой вселенной для всех одни и те же.
Это не завышение или занижение характеристик, это более-менее трезвый взгляд на эти два самолета. Разъяснения по ЭПР, эффективности и дальности пуска УРВВ, возможностям БРЛС будут абсолютно так же справедливы и для российских и для любых других истребителей. Точно так же ЭПР у, допустим, Су-57 в реальности не будет 0,0001 м2, точно так же Су-35С будет вынужден пускать Р-77-1 по "Раптору" с 30-50 километров, точно так же он должен будет вести ее радаром. Точно так же в Жук-А или НО36 полотно не сможет делиться на зоны, выполняющие разные задачи. Точно так же российский истребитель по данным от одной только СПО ракету на 100 километров не пустит. Я ни в коем случае не считаю F-22 плохим самолетом, но надоело читать опусы о его охрененных боевых возможностях и возможностях его авионики, которые к реальности никакого отношения не имеют, равно как и ядерные высеры про отсталость Су-35С. Да, у F-22 куцые ударные возможности, да, до сих пор нет БКО, да, в ближний бой с "4+" и "4++" до полной интеграции "нашлемки" и AIM-9X ему лучше не соваться. Но в роли истребителя-перехватчика или завоевания господства в воздухе он определенно хорош.
И я ничего не "завысил" у 35-му. Да, это, смело можно сказать, новый самолет, лишь похожий на Су-27, да, двигатели у него вовсе не такие отсталые, как принято считать, да, его БРЛС может обнаружить "Раптера" с "комфортной" дистанции, ставить помехи, работать в пассивном режиме, состав авионики в целом богаче, чем у Раптора. Это объективная реальность, и я не в силах ее изменить.

Разбор некоторых распространенных мифов о F-22A и Су-35С Авиация, Су-35с, Raptor, Срач, Мифы и реальность, Вооружение, Длиннопост

Авиация и Техника

9.3K постов17.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Правила Пикабу

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
5
Автор поста оценил этот комментарий

Су-35

Первый полёт

19 февраля 2008 года

Начало эксплуатации

12 февраля 2014 года

Годы производства

с 2008 года - настоящее время


F-22 Raptor

Первый полет 7 сентября 1997 года

Начало эксплуатации

15 декабря 2005 года

Годы производства

1997—2011


Только сухие цифры.

раскрыть ветку (6)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Прикольно.
Автор поста оценил этот комментарий

Количество бортов в боевых частях забыли указать.

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий
А надо?
раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Я отвечал пользователю taktotakov, к вопросу о сухих цифрах.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Об F-22 говорят, что он «на вес золота»], что буквально соответствовало финансовым рынкам на февраль 2006 года — стоимость 19,7 тонн чистого золота (вес пустого F-22A) в этот период составляла те же 350 млн долларов.


Это интереснее?


А так 187 серийных 22-х, при 85% летно-пригодных, и более 64

(на апрель 2017 года) СУ-35.


Как то так.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Так более иллюстративно:) Про вес золота, кстати, это всё-таки байка.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку