РАЗ НА РАЗ С СЕОШНИКОМ

Ненавижу SEO-компании, ненавижу SEO-фрилансеров, ненавижу SEO-конференции и SEO-митапы. Ненавижу слово “митапы”. Так сложилось, что фразы с сочетанием букв “SEO” на нашем рынке очень сильно пахнут разводом клиента. А я ненавижу развод клиентов. Поэтому рассказываю здесь, в своем блоге и везде, до куда дотягиваюсь, обо всех знакомых мне методах развода.


Как-то я приехал от давнего клиента, который иногда зовет меня проанализировать, что ему там понаделали его сеошники. В SEO клиент не особо разбирается, да и не должен.


Про то, что клиент и не должен разбираться в SEO и маркетинге (при найме сеошников и маркетологов) я говорю постоянно – заказчик нанимает специалиста, чтобы тот работал. В итоге получается такая картина: специалист травит заказчика разговорами о том, как ему трудно работать в текущих условиях, со старым сайтом, старым движком, без копирайтеров, без дизайнера и так далее (отмазок много, но они все однотипные). Работодатель верит SEO-специалисту и не хочет его менять – ведь тот же трудится, вон с каким кривым сайтом работает. Платит зарплату, сеошник улыбается, работодатель улыбается, сайт стоит на месте годами, но все вокруг верят в светлое будущее и улыбаются.

1 на 1 с отчетами

Первое, что я смотрю перед встречей с сеошником – это его отчеты о проделанной работе. Понятное дело, что и так можно (и нужно) посмотреть – что происходило с сайтами, но в первую очередь нам важно понимать, как сам сеошник относится к работе, и какие у него приоритеты.


Хреновый сеошник отличается от нормального тем, что у хренового все отчеты – это скриншоты из метрики без пояснений. Чаще всего в виде радиальной диаграммы, потому что на кружочке, разбитом на сектора, намного сложнее увидеть динамику, чем на стандартной временной шкале.


Сравните следующие два графика:

РАЗ НА РАЗ С СЕОШНИКОМ Длиннопост, Сеошники, Интернет-маркетинг, Маркетинг, SEO, Контекстная реклама
РАЗ НА РАЗ С СЕОШНИКОМ Длиннопост, Сеошники, Интернет-маркетинг, Маркетинг, SEO, Контекстная реклама

Одни и те же данные. На первом примере понятно, что зеленая шкала ползет куда-то вверх, как надо, а желтая не очень (не будем углубляться в подробности). На втором же вообще ничего не понятно.


Разумеется, к круговой диаграмме сеошник может рассказать намного больше «плюсов», чем к линейной. И заказчик ничего не поймет, и сеошник молодец. Не возникнет вопросов «почему желтая увеличилась всего лишь на N посетителей?», не возникнет сомнений в качестве работы, потому что ничего не понятно.


Вывод: отчеты должны быть по делу. Не понравился отчет или там что-то непонятно – не платите деньги. Не поощряйте своими деньгами свой же обман.


1 на 1 с ключевиками

Взгляд заказчика: SEO-шник что-то делает с сайтом, гонит трафик, повышает позиции, постоянно даёт отчеты о позициях в табличном виде (реже – в системах аналитики, потому что там всё более прозрачно). Заказы стоят на месте, динамики клиентов нет, а позиции куда-то поднимаются. Но у нас есть надежное семантическое ядро, которое приведет к успеху – ведь мы над ним так долго трудились вместе с сеошником. Куда и зачем оно приведет, и когда будут заказы – это вопрос, который обычно не задают сеошникам многие предприниматели.


Собрать семантическое ядро (проще – список ключевиков для вашего сайта) – это самое простое и бесполезное, что может сделать сеошник. Обычно они с важным видом говорят, что на сбор семантики нужно 2 недели. Но вам не нужен список ключевых слов, вам нужны клиенты и заказы. Собрать ядро – дело одного, максимум двух дней. На любом сайте, даже на самом крупном, основной коммерческий и приносящий выгоду трафик делают низкочастотные запросы, о которых сеошник даже не знает. Да, это так. Сравните вовлеченность клиента в запросах:


1 запрос: Купить телефон

2 запрос: Купить Смартфон Samsung SM-G930F Galaxy S7 в наличии


Очевидно, что первый клиент вообще не понимает, чего он хочет, а второй клиент уже готов выложить деньги. И качество работы сеошника заключается в том, чтобы правильно собрать список запросов и правильно их продвигать. Вам (если вы в товарной нише) не нужно быть в топе по запросу “купить телефон”. Вы потратите на него год времени, тысяч 600 рублей на продвижение и будете иметь с него 0 коммерческого трафика и продаж. По такому запросу будут заходить только зеваки, которые не приносят деньги. А вы скажете в итоге, что SEO не работает.


Чаще всего SEO-шники утыкаются в запросы первого типа и пытаются тащить их зачем-то в топ, еле-еле двигая с места, тратя кучу ресурсов, нервов и энергии. О чем это говорит? Правильно, хреновые сеошники. Такие запросы актуальны только в двух случаях:


1. У вас инфобизнес и информационная услуга (тренинги личностного роста, «как стать богатым» и так далее) – тогда без этих запросов никуда.

2. Вы хотите похвастаться своими позициями по «крутым» запросам перед друзьями в сауне.


Возвращаясь к теме: у этого клиента, к которому я приехал, был именно такой список из самых идиотских высокочастотных ключей, которые только можно встретить: «салон красоты», «сайт салона красоты», «массаж» и так далее. То есть высокочастотный, дорогой, долгий для продвижения хлам, который даже с первых строчек выдачи не будет приносить прибыль компании.


Что делаем с такими сеошниками? Правильно – увольняем!


Планирование работы сеошника

У хорошего специалиста по каждому проекту должен быть вменяемый план: что он делает через неделю, что через месяц, а что через пару месяцев. Разумеется, в данном случае этого плана не было, и на меня круглыми глазами смотрел сео-специалист, не предполагая, что у продвижения может быть план.


План делается не для вас, план сеошник делает для себя: чтобы не запутаться в своих проектах, чтобы не перепутать ведение, чтобы упростить себе жизнь. Вам не нужен от него план, который поймете вы, но вам обязательно нужен от него план, который понимает он, и по которому он сможет ответить на любой вопрос.


Еще один знак, что SEO-специалист слабый – большие бюджеты на продвижение. Если у вас относительно небольшой сайт, который занимает относительно неплохие позиции и до сеошника имел какой-то трафик из поисковиков, скорее всего, вам не нужно закупать ссылки вообще. Сейчас настало то время, когда ссылочная масса нужна не для целей продвижения позиций, а для целей их поддержания, при том естественного поддержания. Увидели в плане закупку ссылок – задумайтесь.


Сухой остаток

Итак, оставшись 1 на 1 с сео-жуликами, рекомендую вам смотреть на их работу с точки зрения адекватности и прибыльности для вашего бизнеса, а не с точки зрения бесполезных ключевиков и трафика. Вам нужна выгода от любого сотрудника. Работник должен окупать себя через какое-то время, а еще через какое-то начинать приносить прибыль компании. Если этого не происходит, значит у вас сидит бездельник, который заслуживает увольнения.


Чаще всего сеошник без маркетолога или без компетентного руководителя не окупит вложений и не даст ожидаемого результата. Это как дом без крыши – вроде жить можно, но сыровато.


Цените своё время и деньги, не давайте себя разводить.


За многабукв - простите. Говорят, лонгриды в тренде. Здесь это первая моя статья. Постараюсь постить регулярно, потому что ненавижу развод клиентов. В комментах вряд ли отвечу быстро, но если будут вопросы, пишите, когда-нибудь доберусь)