"Рай в подземье": как в Австрийском театре посмеялись над делом Йозефа Фритцля

Про этого маньяка мы уже рассказывали неоднократно: он в течение почти четверть века держал в подвале собственную дочь и наплодил с ней семерых детей, из которых на момент освобождения выжило шестеро. Именно с того дня, когда преступление было раскрыто и вызвало широкий общественный резонанс, Фритцль, подобно нашему Мохову, сразу же стал местной "суперзвездой": его лицо мелькало то на экранах телевизоров, то в местной прессе. Пока алчные СМИ беспрестанно гонялись за его жертвой и дочерью - Элизабет - в попытках сделать фото изменившейся и постаревшей женщины много лет спустя и даже осаждали психиатрическую клинику, где жертвы проходили реабилитацию, представляясь тем или иным официальным лицом: полицейским/врачом/уборщицей, многие деятели искусства тем временем сосредоточили своё внимание на личности преступника.


Год спустя уже была написана песня индастриал-метал группы Rammstein - "Wiener Blut", и эту волну подхватили другие рок-музыканты. В США в 4 сезоне какого-то эпизода знаменитой вселенной "Сверхъестественное" сразу же сделали отсылку к данным трагическим событиям. Появляется австрийский телесериал, где неназванная женщина из Брауншлага уже держит МУЖЧИНУ в подвале в течение десяти лет, и этот город в финале сравнивается с Амштеттеном, где и случилось горе.


Эту тему не обошёл и театр, где вовсю ставились пьесы по мотивам этой трагедии или отсылающие к ней. Это и спектакль "Фаустин и выход" Эльфриды Элинёк 2012 года, вдохновлённая историей Фритцля, и французская пьеса "Conte d’Amour" Маркуса Эрна 2011 года. Но нас интересует самая скандальная КОМЕДИЯ под названием "Pension-Fritzl" ("Пенсионер Фритцль"), известная также как "Pension F.". Создатель данного "шедевра" некий Хьюберт“Хубси" Крамар, известный австрийский режиссёр, продюсер и актёр. Вот он перед Вами:

"Рай в подземье": как в Австрийском театре посмеялись над делом Йозефа Фритцля Негатив, Йозеф Фритцль, Пьеса, Австрия, Массовая культура, Преступление, Подвал, Инцест, Криминал, Уголовное дело, Черная комедия, Длиннопост

Он заявил о премьере своей пьесы ещё в январе, даже дав ей издевательское название - "Keller Soap" ("Подвальное мыло"). Спектакль состоялся 23 февраля 2009 года в Венском 3-комнатном анатомическом театре, и это ещё ДО ТОГО, как 16 марта реального маньяка приговорили к пожизненному лишению свободы! Вот как выглядела реклама того шоу:


"„PENSION FRITZL”EINE KELLER - SOAP

Im Keller unterm Teppich:

Tiefer gehts nicht mehr.

Einfach: Nieder-Österreich

Knapp vor dem Fritzl-Prozess startet die Keller-Soap "Pension Fritzl".

In der "Pension Fritzl" tummeln sich die bekanntesten und beliebtesten Österreicher: Der Herr Fritzl, der Fritzlsohn, die Fritzltochter, die Fritzlfrau, das Fritzlstein-Monster (noch nicht so bekannt, aber das kommt schon noch), eine Runde von „echten“ Experten und Promis als Überraschungsgäste".


ПЕРЕВОД:


"ПЕНСИОНЕР/ГОСПОДИН ФРИТЦЛь”

ПОДВАЛЬНОЕ МЫЛО


Слоган пьесы:

"В подвале под ковром:

Глубже уже не ступишь.

Просто: Нижняя Австрия"


Незадолго до суда над Фритцлем начинается подвальное мыло "Пансион Фрицля".

В "гостевом доме Фритцля" вы встретите самых известных и популярных Австрийцев: Герр Фритцль, сын Фритцля (вероятно, имеется в виду один из братьев Элизабет), дочь Фритцля, жена Фритцля, Фритцль - монстр (еще не так известен, но это ладно еще), один круг „настоящих“ специалистов и знаменитостей, есть чем удивить гостей!"


Сам же Крамар утверждал, что его детище вовсе не комедия об инцесте, а САТИРА на прессу, подробно освещавшую данные события, и которая чересчур распиарила Йозефа Фритцля в своих статьях:

- “Совершенно невротично думать, что кто-то вроде меня будет снимать комедию инцеста”, - сказал Крамар. "Я планирую сатиру на СМИ. Все они являются настоящими авторами этой пьесы. Я просто веду протокол. Это "первая народная пьеса, фактически написанная народом”. Также на премьере 23 февраля 2009 года дал интервью однофамилец австрийского маньяка - некий Герман Фритцль/Hermann Fritzl, который, по словам Крамара, и воплотил идею данной пьесы.


- "В середине ноября 08 мне позвонил Герман Фритцль, с которым я успешно работал несколько лет назад (Шоу ДАДА – Уолтера Сернера – „Последнее ослабление“ – 1986), по поводу идеи сатиры в СМИ, связанной с презрительным отношением средств массовой информации Боулварда к актам насилия, прежде всего-насилию в отношении детей-девочек и мальчиков, женщин и инцеста. Для него, носящего фамилию Фритцль, это обстоятельство очень памятно. - рассказал режиссёр в интервью. - Мы придумываем название и назначение. Сначала у нас есть название: "Господин Фритцль" (аналог пьесы Квалтингера / Мерца: "Господин Карл" - знаменитый сатирический монолог о послевоенной Австрии) - наша пьеса также должна стать сатирой не только на СМИ, но и на состояние Австрии, соответственно, ее жителей – сегодня. И уж тем более не о наказанных жертвах трагедии Йозефа Ф. в Амштеттене или о фрау Кампуш. В нашей работе рассматривается феномен:“ Фритцли есть внутри нас самих". Это исследование системного, структурного насилия в патриотических обществах, особенно в австрийских.


Мы считаем важным, чтобы в ходе процесса над Йозефом Ф. эта проблематика должна быть „освещена“ совершенно другой стороной, чем отрывистые, предубеждающие записи журналистов Боулварда. Их бесстыдство заключается в том, чтобы выдавать жертв своим „читателям“ в качестве шаблона Wix. Под видом развращенного морального духа исключительно с целью получения прибыли с целью увеличения надбавок. Средство разоблачения этого лицемерия для нас-сатира. Она представляется нам наиболее подходящей, прежде всего, для того, чтобы обнаружить в нас собственного Фритцля. Йозеф Ф., как мы знаем, тоже когда-то был маленьким „Фритцлем и родился не то “монстром„, не то “зверем", очень больным человеком, который со временем приобрел такие жестокие черты поведения. Поскольку это медиа-сатира, я делаю фотографию, работающую с этими средствами Булварда. Текст и идея Херрмана Фрицля, то есть сатирическое в тексте вещания - однозначно".


Как и следовало ожидать в данной ситуации, режиссёра сего "шедевра" облили грязью с ног до головы, что ему пришлось премьеру спектакля проводить под охраной сотрудников правоохранительных органов. По альпийской республике разнесся вопль негодования. Наибольшее возмущение вызвал провокационный заголовок спектакля: "Alles, was Sie immer schon über die Fritzls wissen wollten!" ("Всё, что Вы всегда хотели знать о Фритцлях"). В общем, это был не первый раз, когда Крамар эпатировал на публику - однажды он заявился на оперный бал в костюме самого Адольфа Гитлера и был вскоре задержан полицией.


Депутат законодательного собрания Австрии и представитель культуры ФП-Вена Джеральд Эбингер сказал:


- Это был "невероятный скандал, который требует суровых последствий"! Крамар не только хочет смутить и разозлить амштеттенцев своим неаппетитным зрелищем, но и, очевидно, планирует нанести неописуемо большой ущерб австрийскому народу за рубежом"!

Он также потребовал НЕМЕДЛЕННО закрыть этот театр. К обвинениям в адрес Крамара присоединилась и психотерапевт Ясмин Рэндалл. В течение нескольких месяцев она пыталась донести до СМИ свое требование о более высоком участии государства в расходах на психотерапию для жертв сексуального насилия. Женщина пожаловалась, что СМИ незаконно вмешивались в частную жизнь жертв Фритцля, которых сами же и сделали "знаменитостями" против их же воли наравне с их отцом - маньяком, прося официальных лиц разгласить как можно больше личного и интимного, несмотря на требование психологов и психиатров немедленно прекратить этот цирк и никого не тревожить, иначе это нанесёт ещё больший урон психике Элизабет и её детям и сделает реабилитацию невозможной:


- "Если интерес возникал, меня просто просили показать пациентов, - сказала в интервью Рэндалл. - Требовалась и личная история жертв, и их фотографии. Это ретравматизация", не только для наших пациентов, но, что более важно, для жертв сексуального насилия, которые проходят терапию.


В конце концов, по крайней мере, на словесные атаки из правого угла художник, находящийся под непрерывным огнем, реагирует с привычным боевым азартом. Возмущенные реакции СМИ он вообще не принимает:


- "Они знают мою работу? Вы не видели ни строчки, ни сцены и нападаете на меня, потому что знаете, что на самом деле речь идет о вас самих. Вы издевались над жертвами своими репортажами и зарабатывали на этом деньги", - подхватывает Крамар для ответного удара. Мэр Амштеттена - Герберт Катценгрубер сообщил, что Крамар со своим "подвальным мылом" стоит на скользком дне: "В основе этого дела лежат невыразимые страдания. Вот где сатира сталкивается с моральным пределом!", - как он подчеркнул в одном из интервью.


Но для австрийцев это был далеко не первый случай, когда ужасное дело Фритцля становилось источником дохода и вдохновения разных писателей и режиссёров. Так, в 2010 году хайп словила небезызвестная ирландская писательница Эмма Донохью, которая для своей "Комнаты" в качестве прототипа мальчика Джека, от лица которого ведётся рассказ, взяла именно младшего из детей Элизабет, Феликса, которому на момент освобождения исполнилось лет пять. Произведение было экранизировано в 2015 году с Бри Ларсон в главной роли.


Потом, в 2012 году, появились француз Реджис/Режис Гоффри/Жоффри и итальянец Паоло Сортино, которые описали историю Элизабет Фритцль в своих произведениях, по стилистике похожей на фанатскую беллетристику (фанфикшн, грубо говоря), нежели на документальную хронику. У первого так вообще в романе "Клаустрия" (образовано от слов "замкнутое пространство" и Австрия) трагедия переосмысливается через призму мифа о пещере Платона, а имена действующих лиц, кроме самого Фритцля, изменены (в этой версии Элизабет стала Анжеликой). В Австрии этот роман сразу заклеймили, как чистую грязь.


Потом появилась швейцарско-немецкая поэтесса Нора Комрингер/Nora Gomringer, которая написала целую поэму про Элизабет Фритцль, опубликованную в 2013 году в сборнике Monster Poems. А в 2016 году немецкая писательница Karen Duve опубликовала собственный роман под названием "Macht" ("Власть"), мотивом которого также послужило дело Фритцля. А уж в прошлом, 2021 году, в США на эту тему вышло целых ДВА полнометражных фильма - "Girl in the Basement" ("Девушка в подвале", где Элизабет переименовали в Сару и смягчили некоторые эпизоды её биографии) и "The Final Code" ("Последний Код", где сюжет очень напоминает экранизацию "Комнаты", а вместо молодой девушки мы видим зрелую депрессивную женщину Шэрон с дочкой), причём одну из героинь держали в подвале ДВАДЦАТЬ ЛЕТ, и она родила ЧЕТЫРЁХ детей и из них трое оставались с матерью-сестрой в одном лице, то другая - СЕМНАДЦАТЬ - судя по синопсису картины/22 - судя по сюжету и родила СЕМЕРЫХ, из которых только одна девочка содержалась в заточении, а остальные росли наверху. Ближе к финалу их и вовсе осталось пятеро...

Криминал

2.6K пост9.7K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Есть правила поведения на Пикабу. Придумывать что то новое смысла администрация сообщества не видит, во всяком случае пока.


Сообщество нуждается в создателях контента, но с рядом требований:


-Соблюдение тематики

-Приемлимое , воспринимаемое и читаемое оформление контента


Ну и главное: все посты,тексты в сообществе не являются рекламой преступной жизни и прославлением "Блатной романтики",а носят сугубо информативный характер.


Ибо "Вор должен сидеть в тюрьме".