"Рай в подземье": как в Австрийском театре посмеялись над делом Йозефа Фритцля
Про этого маньяка мы уже рассказывали неоднократно: он в течение почти четверть века держал в подвале собственную дочь и наплодил с ней семерых детей, из которых на момент освобождения выжило шестеро. Именно с того дня, когда преступление было раскрыто и вызвало широкий общественный резонанс, Фритцль, подобно нашему Мохову, сразу же стал местной "суперзвездой": его лицо мелькало то на экранах телевизоров, то в местной прессе. Пока алчные СМИ беспрестанно гонялись за его жертвой и дочерью - Элизабет - в попытках сделать фото изменившейся и постаревшей женщины много лет спустя и даже осаждали психиатрическую клинику, где жертвы проходили реабилитацию, представляясь тем или иным официальным лицом: полицейским/врачом/уборщицей, многие деятели искусства тем временем сосредоточили своё внимание на личности преступника.
Год спустя уже была написана песня индастриал-метал группы Rammstein - "Wiener Blut", и эту волну подхватили другие рок-музыканты. В США в 4 сезоне какого-то эпизода знаменитой вселенной "Сверхъестественное" сразу же сделали отсылку к данным трагическим событиям. Появляется австрийский телесериал, где неназванная женщина из Брауншлага уже держит МУЖЧИНУ в подвале в течение десяти лет, и этот город в финале сравнивается с Амштеттеном, где и случилось горе.
Эту тему не обошёл и театр, где вовсю ставились пьесы по мотивам этой трагедии или отсылающие к ней. Это и спектакль "Фаустин и выход" Эльфриды Элинёк 2012 года, вдохновлённая историей Фритцля, и французская пьеса "Conte d’Amour" Маркуса Эрна 2011 года. Но нас интересует самая скандальная КОМЕДИЯ под названием "Pension-Fritzl" ("Пенсионер Фритцль"), известная также как "Pension F.". Создатель данного "шедевра" некий Хьюберт“Хубси" Крамар, известный австрийский режиссёр, продюсер и актёр. Вот он перед Вами:
Он заявил о премьере своей пьесы ещё в январе, даже дав ей издевательское название - "Keller Soap" ("Подвальное мыло"). Спектакль состоялся 23 февраля 2009 года в Венском 3-комнатном анатомическом театре, и это ещё ДО ТОГО, как 16 марта реального маньяка приговорили к пожизненному лишению свободы! Вот как выглядела реклама того шоу:
"„PENSION FRITZL”EINE KELLER - SOAP
Im Keller unterm Teppich:
Tiefer gehts nicht mehr.
Einfach: Nieder-Österreich
Knapp vor dem Fritzl-Prozess startet die Keller-Soap "Pension Fritzl".
In der "Pension Fritzl" tummeln sich die bekanntesten und beliebtesten Österreicher: Der Herr Fritzl, der Fritzlsohn, die Fritzltochter, die Fritzlfrau, das Fritzlstein-Monster (noch nicht so bekannt, aber das kommt schon noch), eine Runde von „echten“ Experten und Promis als Überraschungsgäste".
ПЕРЕВОД:
"ПЕНСИОНЕР/ГОСПОДИН ФРИТЦЛь”
ПОДВАЛЬНОЕ МЫЛО
Слоган пьесы:
"В подвале под ковром:
Глубже уже не ступишь.
Просто: Нижняя Австрия"
Незадолго до суда над Фритцлем начинается подвальное мыло "Пансион Фрицля".
В "гостевом доме Фритцля" вы встретите самых известных и популярных Австрийцев: Герр Фритцль, сын Фритцля (вероятно, имеется в виду один из братьев Элизабет), дочь Фритцля, жена Фритцля, Фритцль - монстр (еще не так известен, но это ладно еще), один круг „настоящих“ специалистов и знаменитостей, есть чем удивить гостей!"
Сам же Крамар утверждал, что его детище вовсе не комедия об инцесте, а САТИРА на прессу, подробно освещавшую данные события, и которая чересчур распиарила Йозефа Фритцля в своих статьях:
- “Совершенно невротично думать, что кто-то вроде меня будет снимать комедию инцеста”, - сказал Крамар. "Я планирую сатиру на СМИ. Все они являются настоящими авторами этой пьесы. Я просто веду протокол. Это "первая народная пьеса, фактически написанная народом”. Также на премьере 23 февраля 2009 года дал интервью однофамилец австрийского маньяка - некий Герман Фритцль/Hermann Fritzl, который, по словам Крамара, и воплотил идею данной пьесы.
- "В середине ноября 08 мне позвонил Герман Фритцль, с которым я успешно работал несколько лет назад (Шоу ДАДА – Уолтера Сернера – „Последнее ослабление“ – 1986), по поводу идеи сатиры в СМИ, связанной с презрительным отношением средств массовой информации Боулварда к актам насилия, прежде всего-насилию в отношении детей-девочек и мальчиков, женщин и инцеста. Для него, носящего фамилию Фритцль, это обстоятельство очень памятно. - рассказал режиссёр в интервью. - Мы придумываем название и назначение. Сначала у нас есть название: "Господин Фритцль" (аналог пьесы Квалтингера / Мерца: "Господин Карл" - знаменитый сатирический монолог о послевоенной Австрии) - наша пьеса также должна стать сатирой не только на СМИ, но и на состояние Австрии, соответственно, ее жителей – сегодня. И уж тем более не о наказанных жертвах трагедии Йозефа Ф. в Амштеттене или о фрау Кампуш. В нашей работе рассматривается феномен:“ Фритцли есть внутри нас самих". Это исследование системного, структурного насилия в патриотических обществах, особенно в австрийских.
Мы считаем важным, чтобы в ходе процесса над Йозефом Ф. эта проблематика должна быть „освещена“ совершенно другой стороной, чем отрывистые, предубеждающие записи журналистов Боулварда. Их бесстыдство заключается в том, чтобы выдавать жертв своим „читателям“ в качестве шаблона Wix. Под видом развращенного морального духа исключительно с целью получения прибыли с целью увеличения надбавок. Средство разоблачения этого лицемерия для нас-сатира. Она представляется нам наиболее подходящей, прежде всего, для того, чтобы обнаружить в нас собственного Фритцля. Йозеф Ф., как мы знаем, тоже когда-то был маленьким „Фритцлем и родился не то “монстром„, не то “зверем", очень больным человеком, который со временем приобрел такие жестокие черты поведения. Поскольку это медиа-сатира, я делаю фотографию, работающую с этими средствами Булварда. Текст и идея Херрмана Фрицля, то есть сатирическое в тексте вещания - однозначно".
Как и следовало ожидать в данной ситуации, режиссёра сего "шедевра" облили грязью с ног до головы, что ему пришлось премьеру спектакля проводить под охраной сотрудников правоохранительных органов. По альпийской республике разнесся вопль негодования. Наибольшее возмущение вызвал провокационный заголовок спектакля: "Alles, was Sie immer schon über die Fritzls wissen wollten!" ("Всё, что Вы всегда хотели знать о Фритцлях"). В общем, это был не первый раз, когда Крамар эпатировал на публику - однажды он заявился на оперный бал в костюме самого Адольфа Гитлера и был вскоре задержан полицией.
Депутат законодательного собрания Австрии и представитель культуры ФП-Вена Джеральд Эбингер сказал:
- Это был "невероятный скандал, который требует суровых последствий"! Крамар не только хочет смутить и разозлить амштеттенцев своим неаппетитным зрелищем, но и, очевидно, планирует нанести неописуемо большой ущерб австрийскому народу за рубежом"!
Он также потребовал НЕМЕДЛЕННО закрыть этот театр. К обвинениям в адрес Крамара присоединилась и психотерапевт Ясмин Рэндалл. В течение нескольких месяцев она пыталась донести до СМИ свое требование о более высоком участии государства в расходах на психотерапию для жертв сексуального насилия. Женщина пожаловалась, что СМИ незаконно вмешивались в частную жизнь жертв Фритцля, которых сами же и сделали "знаменитостями" против их же воли наравне с их отцом - маньяком, прося официальных лиц разгласить как можно больше личного и интимного, несмотря на требование психологов и психиатров немедленно прекратить этот цирк и никого не тревожить, иначе это нанесёт ещё больший урон психике Элизабет и её детям и сделает реабилитацию невозможной:
- "Если интерес возникал, меня просто просили показать пациентов, - сказала в интервью Рэндалл. - Требовалась и личная история жертв, и их фотографии. Это ретравматизация", не только для наших пациентов, но, что более важно, для жертв сексуального насилия, которые проходят терапию.
В конце концов, по крайней мере, на словесные атаки из правого угла художник, находящийся под непрерывным огнем, реагирует с привычным боевым азартом. Возмущенные реакции СМИ он вообще не принимает:
- "Они знают мою работу? Вы не видели ни строчки, ни сцены и нападаете на меня, потому что знаете, что на самом деле речь идет о вас самих. Вы издевались над жертвами своими репортажами и зарабатывали на этом деньги", - подхватывает Крамар для ответного удара. Мэр Амштеттена - Герберт Катценгрубер сообщил, что Крамар со своим "подвальным мылом" стоит на скользком дне: "В основе этого дела лежат невыразимые страдания. Вот где сатира сталкивается с моральным пределом!", - как он подчеркнул в одном из интервью.
Но для австрийцев это был далеко не первый случай, когда ужасное дело Фритцля становилось источником дохода и вдохновения разных писателей и режиссёров. Так, в 2010 году хайп словила небезызвестная ирландская писательница Эмма Донохью, которая для своей "Комнаты" в качестве прототипа мальчика Джека, от лица которого ведётся рассказ, взяла именно младшего из детей Элизабет, Феликса, которому на момент освобождения исполнилось лет пять. Произведение было экранизировано в 2015 году с Бри Ларсон в главной роли.
Потом, в 2012 году, появились француз Реджис/Режис Гоффри/Жоффри и итальянец Паоло Сортино, которые описали историю Элизабет Фритцль в своих произведениях, по стилистике похожей на фанатскую беллетристику (фанфикшн, грубо говоря), нежели на документальную хронику. У первого так вообще в романе "Клаустрия" (образовано от слов "замкнутое пространство" и Австрия) трагедия переосмысливается через призму мифа о пещере Платона, а имена действующих лиц, кроме самого Фритцля, изменены (в этой версии Элизабет стала Анжеликой). В Австрии этот роман сразу заклеймили, как чистую грязь.
Потом появилась швейцарско-немецкая поэтесса Нора Комрингер/Nora Gomringer, которая написала целую поэму про Элизабет Фритцль, опубликованную в 2013 году в сборнике Monster Poems. А в 2016 году немецкая писательница Karen Duve опубликовала собственный роман под названием "Macht" ("Власть"), мотивом которого также послужило дело Фритцля. А уж в прошлом, 2021 году, в США на эту тему вышло целых ДВА полнометражных фильма - "Girl in the Basement" ("Девушка в подвале", где Элизабет переименовали в Сару и смягчили некоторые эпизоды её биографии) и "The Final Code" ("Последний Код", где сюжет очень напоминает экранизацию "Комнаты", а вместо молодой девушки мы видим зрелую депрессивную женщину Шэрон с дочкой), причём одну из героинь держали в подвале ДВАДЦАТЬ ЛЕТ, и она родила ЧЕТЫРЁХ детей и из них трое оставались с матерью-сестрой в одном лице, то другая - СЕМНАДЦАТЬ - судя по синопсису картины/22 - судя по сюжету и родила СЕМЕРЫХ, из которых только одна девочка содержалась в заточении, а остальные росли наверху. Ближе к финалу их и вовсе осталось пятеро...
Криминал
2.6K пост9.7K подписчиков
Правила сообщества
Есть правила поведения на Пикабу. Придумывать что то новое смысла администрация сообщества не видит, во всяком случае пока.
Сообщество нуждается в создателях контента, но с рядом требований:
-Соблюдение тематики
-Приемлимое , воспринимаемое и читаемое оформление контента
Ну и главное: все посты,тексты в сообществе не являются рекламой преступной жизни и прославлением "Блатной романтики",а носят сугубо информативный характер.
Ибо "Вор должен сидеть в тюрьме".