Расскажу я вам байку

Прочел я тут у компаньеро @kartsev как он кабанчика валил, и вспомнилось мне.

Как говорится, бывает лес, а бывает тайга. Собственно, тайга тоже бывает разная. Эта тайга была матерой. С частым и густым подлеском, пробивающимся через многолетние наслоения ветровала. Темная. Дремучая. И что самое гадостное она горела, и очаг был большим, можно сказать громадным. Нет, пожалуй, не так. Самым гадостным было, что пожар двигался в нашу сторону, раздуваемый устойчивым юго-западным ветром. Густой слой дыма стелился в кронах сосен подобно туману, вот только в отличие от тумана пах гарью, а не свежестью. И солнце, сквозь эту пелену светило так, что смотреть на него можно было не щурясь.

Это дымок от небольшого костерка приятно пахнет, когда сидишь с ним рядышком на бревнышке в обнимку с симпатичной девочкой. Гитара тренькает, кружечка с водочкой по кругу ходит, байки, анекдоты. И палаточка рядышком, и расстелено уже все в палаточке, и девчоночка вроде не против, ишь как глазками стреляет и все норовит прижаться по плотнее. Красота.

Нет, когда горит такая масса, иссушенного знойным летом, дерева запах словами не описать. Запах пропитывает пропотевшее обмундирование, которое и так-то не фиалками благоухает, а смешавшись с запахом пота, превращается вообще в отвратительную вонь. И сам себе ты в этот момент отвратителен. Третью неделю в тайге. Грязный, уставший, в местами порванном острыми сучками ХБ, голодный, да еще и вонючий как… к-хм.

И вот стоим мы, тридцать чумазых рыл, надерганых из разных подразделений нашего славного, отдельного… отгоняем мошку веточками, достала сволочь, и как только не передохла в таком дыму, и слушаем как старшой наш с базой беседует.

- Тайга-6. Я Тайга-6. Вызываю Обь-2, прием… Тайга-6. Я Тайга-6. Вызыва…

- Слушаю тебя, Паша. – Голос абонента на той стороне громкий и четкий, как будто не за сотню километров от нас, а вот где-то тут за деревом сидит.

- Это я вас слушаю, тащ под-пол-ков-ник, – вдруг взрывается наш старшой, - где обещанная вертушка? Вы понимаете, что у меня, блядь, людям жрать третьи сутки нечего?

- Вот что товарищ старший… пока… лейтенант, - РТП тоже мужик жесткий и ставить на место умеет на раз, - обстановка вам известна. Плотный дым, не видно ни хуя. Как они тебя найдут?

- Ракеты пускать будем. – Упрямится старшой.

- Паша, ты дурак? – Голос РТП несколько потеплел, – Вокруг тебя сухая тайга, сгорите же.

- Все лучше, чем с голодухи.

- Отставить! Докладывай, что у тебя по ППМ.

Наш набирает в грудь воздуха, но оглядывается на нас и выдыхает сквозь зубы, прошевеливая губами нужные смыслы.

- Просеку закончили. Осталось растрелевать метров двести и можно палить.

- Принял. Пал пускать только по моему приказу. Пускать будете со своего левого фланга и выходите назад к Белой. Доложишь сразу, как будешь готов. Все! Конец связи.

Старшой оглядывает нас злыми, красными, от дыма и недосыпа, глазами.

- Я не понял, бойцы! Это что за толпа?! А ну становись!

Очень конечно хочется его послать, а еще лучше набить всем коллективом ему морду, но у него ремень с портупей, а на ремне кобура и она не пустая. Поэтому образовываем нечто похожее на строй. Старшой как-то очень задумчиво нас оглядывает и вопрошает:

- Пацюк где?

- Туточки я, тащсташлетнат – тут же нарисовывается Пацюк, выходя на просеку.

Как будто ждал где-то за деревом. Хотя может и ждал, кто его разберет хитрого хохла. Он и в части был такой – себе на уме. Обладал удивительной способностью незаметно исчезать и так же внезапно появляться, как только его хватятся: «Та я шо? Я ни шо», и лупает на тебя невинными глазами. Совсем не похож на гоголевский персонаж, да и кличку Пацюк получил отнюдь не за внешнее сходство, но это уже другая история.

- Набрал? – вопрошает старшой глядя куда-то поверх наших голов.

- А то як жешь, та тильки мелки уси – Пасюк демонстрирует неплотно набитый сидор.

- Жир то остался еще?

- Кило палтара, мабуть буде – прикидывает Пацюк воздев очи горе.

- Ладно, кормилец, иди лущи. – И уже нам – Разойдись!

Но мы не расходимся. Ну нет у нас желания расходиться. Есть у нас вопросы к товарищу старшему лейтенанту. И самый главный из них немедленно озвучивается:

- Че жрать будем?

Старшой набычился, делает шаг нам навстречу и рявкает:

- Воздухом свободы, блядь, будем питаться.

Оглядывает нас исподлобья, и уже совсем другим тоном:

- Надо потерпеть, пацаны. Сутки… ну максимум двое.

Напряжение разряжает неунывающий Пацюк:

- Айда, хлопци, затируху твориты.

Затируха. Ни до, ни после не приходилось мне питаться более гадостной дрянью. Представляет она собой толченые лесные орехи, залитые небольшим количеством растопленного жира. Орехи эти собирает Пацюк, он же их лущит и дробит в кружке, собственноручно вырезаным из березового сучка, пестиком.

Молча, нестройной толпой направляемся за Пацюком, проклиная в душе все на свете. И не успеваем пройти несколько метров, как зашуршал подлесок и на просеку вываливается лось. Ну как лось, лосенок метра полтора в холке. Лосенок замирает буквально метрах в трех от нас, так что четко видно как дрожат его широко расставленные передние ноги, влажные потеки в уголках глаз и здоровенное пятно сгоревшей до самой кожи шерсти на боку. Мы тоже замираем. Так и стоим, смотрим – мы на него, он на нас. И вдруг – Бах… Бах… Мы аж присели, а кто-то и вовсе растянулся на земле от неожиданности. Поворачиваемся – стоит наш старшой, в руке ПМ, дымится еще.

- Ну че уставились? Разделывайте! Или это мне тоже самому?

Голос у него на последнем слове срывается, он поворачивается и уходит, пытаясь на ходу попасть пистолетом в кобуру. Смотрим на лосенка – лежит бедолага, нога передняя у него дергается.

Да-а-а…

Лосенка разделывал Пацюк, как оказалось ни кто из наших, кроме него, понятия не имел, как это делается. До темноты он не только успел полностью разделать тушу, но и нажарить на углях ломтями наструганую лосятину. Затируху естественно ни кто делать не стал, сидели вокруг и сглатывали слюну.

В темноте уже пришел старшой, молча набрал в котелок воды и набулькал туда из фляжки.

- Давайте что ли, пацаны… - приложился к котелку, сморщился и передал по кругу. Пацюк ему тут же крышку от котелка с дымящимся куском…

А просеку мы добили. И пал пустили. И к речке успешно вышли, где нас и подобрала вертушка.


РТП - руководитель тушения пожара

ППМ - противопожарные мероприятия

ПМ - пистолет Макарова