Серия Баяны и посты "О радиолюбительстве"

RAEM - 120! 24.12.2023

Эрнст Теодо́рович Кре́нкель.
Радист, радиолюбитель, географ, полярник. Энтузиаст Северного морского пути.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Кренкель,_Эрнст_Теодорович

Родился 24 декабря 1903, в городе Белосток, Гродненская губерния, Российская империя, умер 8 декабря 1971, в Москве, СССР.

Советский полярник, профессиональный радист, участник первой советской дрейфующей станции «Северный полюс» («СП») и многих других арктических экспедиций.

Герой Советского Союза (1938), общественный деятель, депутат Верховного Совета СССР (1937—1946). Доктор географических наук (1938). Почётный член Географического общества СССР (1938). Заместитель начальника Главного управления Северного морского пути, начальник Управления полярных станций и связи Главсевморпути (1938—1948). Подполковник (1941).

Радиолюбитель-коротковолновик, первый председатель Совета Центрального радиоклуба (ЦРК) СССР (1946—1948), первый председатель президиума Федерации радиоспорта СССР (1959—1971), судья всесоюзной категории по радиоспорту (1953);

Радиолюбительские позывные:
EU2EQ (1926—1933), U3AA (1933—1934), UA3AA (1946), RAEM (1934—1948, 1956—1971).

Эрнст Теодорович родился в Белостоке Гродненской губернии (ныне Польша), в семье инспектора коммерческого училища, статского советника, который в 1906 году был принуждён покинуть государственную службу из-за его жалобы на бездействие полиции во время Белостокского погрома. Немец по происхождению. У него была старшая сестра Гертруда (1898—1976), в замужестве Тимм. В 1910 году семья переехала в Москву.

С 1912 по 1917 годы Эрнст Кренкель учился в частной реформатской гимназии при швейцарской церкви. В годы Первой мировой и гражданской войны вынужден был оставить учёбу и пойти в разнорабочие (в механической мастерской точил ножи для мясорубок, расклеивал афиши, батрачил у подмосковных садоводов). Хотел стать киноартистом. В 1921 году с отличием окончил годичные курсы радиотелеграфистов. Работал на Люберецкой приёмной радиостанции. В 1925—1926 годах служил в Красной Армии, был радистом отдельного радиотелеграфного батальона во Владимире.

Арктика.
Работал радистом на полярных станциях Маточкин Шар (Новая Земля, 1924—1925, 1927—1928), бухта Тихая (Земля Франца-Иосифа, 1929—1930), мыс Оловянный (Северная Земля, 1935—1936), остров Домашний (Северная Земля, 1936). В 1928 году – радист на гидрографическом судне «Таймыр» во время длительной экспедиции в Баренцевом море. С конца 1928 года работал в Центральном научно-исследовательском институте связи.

RAEM - 120! 24.12.2023 История (наука), Радио, Радиолюбители, Северный морской путь, Alexradio, Длиннопост

Участник арктических экспедиций на ледокольном пароходе «Георгий Седов» (1929), на дирижабле «Граф Цеппелин» (1931), пароходах «Александр Сибиряков» (1932), «Челюскин» (1933—1934). После гибели «Челюскина» обеспечивал радиосвязь ледового лагеря О. Ю. Шмидта с материком. Позывной радиостанции «Челюскина» RAEM впоследствии был закреплён за Кренкелем в качестве его личного радиолюбительского позывного (Прим. АР: это великая честь! Присвоение служебного позывного сигнала в качестве личного - высшая награда для радиста).

В 1935 году назначен начальником полярной станции на мысе Оловянном острова Октябрьской Революции архипелага Северной Земли (в составе четырёх человек). В 1936 году — начальник полярной станции на острове Домашнем в группе островов Сергея Каменева (в составе двух человек).

С 21 мая 1937 года по 19 февраля 1938 года был радистом первой дрейфующей станции «Северный полюс» (позывной UPOL).
За участие в исследованиях Северного Ледовитого океана, проведенных во время дрейфа на льдине, он (как и его коллеги по дрейфу) получил в 1938 году учёную степень доктора географических наук (без защиты диссертации) и был избран почётным членом Всесоюзного географического общества.
Герой Советского Союза (22 марта 1938; медаль «Золотая Звезда» № 73).
(Прим. АР: № 73!!!).

RAEM - 120! 24.12.2023 История (наука), Радио, Радиолюбители, Северный морской путь, Alexradio, Длиннопост

После дрейфа на станции «Северный полюс» работал начальником Управления полярных станций и связи Главсевморпути. В годы Великой Отечественной войны был заместителем начальника и членом коллегии Главсевморпути. Руководил эвакуацией семей полярников из Москвы и Ленинграда, участвовал в переброске Арктического института и других подразделений Главсевморпути из осаждённого Ленинграда.

Во время пребывания Главного управления Севморпути в глубоком тылу (в Красноярске), начиная с октября 1941 года, продолжал работать в качестве заместителя начальника Главсевморпути, руководил работой всех полярных станций СССР. Сведения о погоде, регулярно поступавшие с советских полярных станций, были единственным источником метеорологических данных для кораблей Северных конвоев, выполнявших доставку грузов по ленд-лизу в Архангельск и Мурманск, а также для охранявших их самолётов. Данные от метеостанций европейских стран были в этот период недоступны.

В ведении Э. Т. Кренкеля было также налаживание надёжной радиосвязи вдоль маршрута «Алсиб», по которому с октября 1942 по октябрь 1945 года перегоняли с Аляски в Красноярск американские самолёты, поставляемые по ленд-лизу. В сентябре 1945 года замначальника Севморпути подполковник Э. Т. Кренкель был награждён медалью «За победу над Германией», а в декабре 1945 года — орденом Красной Звезды «за успешное выполнение заданий правительства и самоотверженную работу по освоению Северного морского пути в дни Отечественной войны».

Послевоенные годы

Возвратившись после войны в Москву, продолжал работать в Главсевморпути. В 1946 году, когда был снят вызванный войной запрет на любительскую радиосвязь, Кренкель первым в СССР получил лицензию на личную радиостанцию.

Весной 1948 года, в ходе кампании борьбы с космополитизмом, был неожиданно освобождён от должности начальника Управления полярных станций Главсевморпути и ему было запрещено выезжать на зимовки в Арктику. Был отстранён даже от общественного поста председателя Совета Центрального радиоклуба СССР. С этого же времени и по 1956 год был лишён разрешения на работу в радиолюбительском эфире. Он был обвинён «в связях с заграницей». Оставшись без работы, в течение полугода по нескольку раз в неделю выступал в различных организации Москвы и Московской области с оплачиваемыми лекциями, организуемыми Обществом по распространению политических и научных знаний.

С осени 1948 по 1951 год Э. Т. Кренкель работал директором радиозавода № 745 Министерства электропромышленности СССР[30] (впоследствии Московский радиозавод «Волна»[31][32]).

Антарктика.
С 15 ноября 1968 года по 15 марта 1969 года Кренкель был начальником рейса научно-исследовательского судна ГУГМС «Профессор Зубов» из Ленинграда в Антарктику. Судно доставило участников 14-й Советской антарктической экспедиции на полярные станции «Мирный» и «Беллинсгаузен» и забрало зимовщиков предыдущей экспедиции.

Во время рейса Э. Т. Кренкель выходил в эфир на коротковолновых радиолюбительских диапазонах под позывным RAEM/mm (две последние буквы означают, что радиостанция расположена на морском судне, находящемся в плавании). На борту судна Кренкель приступил к работе над мемуарами «RAEM — мои позывные». Вскоре после рейса эта книга начала публиковаться в журнале «Новый мир» (1970-1971), а затем вышла отдельным изданием (1973).

RAEM - 120! 24.12.2023 История (наука), Радио, Радиолюбители, Северный морской путь, Alexradio, Длиннопост

Умер Эрнст Теодорович 8 декабря 1971 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 7). Памятник на могиле символизирует вырывающийся из Северного полюса радиосигнал с позывным RAEM.

Помним....

RAEM - 120! 24.12.2023 История (наука), Радио, Радиолюбители, Северный морской путь, Alexradio, Длиннопост

А здесь - ссылка на мемуары Эрнста Теодоровича.
http://www.hamradio-arm.ru/assets/files/RAEM - мои позывные.pdf

Читаем.
Книга очень интересная и живая. Дай Бог, если для кого-то книга станет путёвкой в увлекательный Мир Радио.

Ещё ссылки по теме:
https://habr.com/ru/companies/vk/articles/412223/
https://tass.ru/obschestvo/4258191

Потрясающая книга о путешествии на дирижабле - с фотографиями!
https://djvu.online/file/kyRN8zkW7fn5C

Всем - 73! На связи! AlexRadio.
Баяны и посты "О радиолюбительстве"