ПЯТАЯ КНИГА МОИСЕЯ. ВТОРОЗАКОНИЕ. Главы 1, 2, 3 и 4

Глава 1.

Перешли Израильтяне Иордан и обратился к ним Моисей с речью. Начал он с того, как Господь, Бог их, предложил им идти из земли Египетской в земли Ханаанские. В ходе выступления останавливался он на основных этапах похода и на ключевых событиях общественной жизни народа вплоть до бесславного сражения с Амореями и долгого стояния в Кадесе.

Глава 2.

Дальше, вспоминает Моисей, пошли они по пустыне к Чёрному морю. Мимо земли братьев своих, сынов Исавовых, живущих на Сеире. Мимо земли, отданной во владение сынам Лотовым.

Рассказывает Моисей, какие народы жили раньше на этих землях, как их называли, кем они сменились. Как не пустил их через свои земли Сигон, царь Есевонский. Как воевали с ним и победили его.

«34 …и предали заклятию все города его, мужчин и женщин и детей, не оставили никого в живых».

Ну, нельзя было этого не напомнить, как я понимаю. Это же, очевидно, боевая доблесть для евреев, гордость и заслуга перед их Господом.

Глава 3.

Как воевал против Израильтян и потерпел поражение Ог, царь Васанский. Все земли его взяли себе Израильтяне, все города, животных и ценности. С населением они поступили так же, как и с населением Есевона.

Там, за Иорданом, рассказал Моисей, как разгневался на него Господь и запретил переходить Иордан вместе с народом своим.

Глава 4.

«1 Итак, Израиль, слушай постановления и законы, которые я сегодня научаю вас исполнять, дабы вы были живы и размножались».

Своего рода отчётный доклад и, главное, напутствие дал народу своему Моисей в преддверие ухода вслед за Аароном.

«2 не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые я вам сегодня заповедую».

Ибо видели вы, говорил Моисей, что происходило с теми, кто отступал от заповедей, истребил их Господь из нашей среды. А если соблюдать, то все народы скажут, что, мол, из всех великих народов только мы народ мудрый и разумный.

«7 Ибо есть ли какой великий народ, к которому боги его были бы столь близки, как близок к нам Господь, Бог наш, когда ни призовём Его?»

Нет, всё-таки есть ещё много Богов, кроме Бога Израильского. Правда, на взгляд Моисея, они не так близки к народам своим, как Израильский, раз не дали таких же законов, какие Он им дал. И другие великие народы вследствие этого не так мудры, как сыны Израилевы.

Главное сохранить души свои, говорил Моисей, беречь в сердцах прошлое и передавать детям память обо всех днях народа Израильского, включая и тот день,….

«10 …когда сказал Господь мне: собери ко Мне народ, и Я возвещу им слова Мои, из которых они научатся бояться Меня во все дни жизни своей на земле и научат сыновей своих».

Надо признать научились бояться Господа не только сыны Израилевы. Страх – очень сильная мотивация. Трудно даже сказать, какая мотивация сильнее, страх или, например, любовь. Я бы предпочёл любовь. Но, судя по популярности религии, Бог Израилев не ошибся, ориентировавшись на воспитание страха к Себе.

«12  И говорил Господь к вам на горе из среды огня; глас слов Его вы слышали, но образа не видели, а только глас».

И это не случайно. Господь специально не дал сынам Израилевым никакого образа о Себе, чтобы они, в последствие, поклоняясь Ему, не делали никаких изваяний. Изваяний или изображений какого-либо кумира…

«16 …представляющих мужчину или женщину».

А так же любого животного, - обитателя неба, земли или воды, - или видимых небесных тел. Это всё дал Господь всем народам под всем небом…

«20 А вас взял Господь Бог и вывел вас из печи железной, из Египта, дабы вы были народом Его удела, как это ныне видно».

И снова предостерёг Моисей сынов Израилевых делать себе кумиров и поклоняться им. Даже если их дети, внуки или правнуки так поступят, Он отберёт у них землю, которую дал, и рассеет в малом числе среди других народов. Но не оставит. Если в тяготах и лишениях обратишься к нему душой и сердцем, то Он откликнется и поможет. Ибо помнит и соблюдает завет, данный отцам твоим. Можно хоть у кого спросить и убедиться, продолжал Моисей, что со дня сотворения мира никому из народов не являлся живой Бог и не разговаривал с ним так, чтобы тот после этого жив остался. (Вообще-то, исходя из преданий не только исчезнувших древних народов, такое случалось не единожды).

«34 Или покушался ли какой бог пойти, взять себе народ из среды другого народа казнями, знамениями и чудесами, и войною, и рукою крепкою, и мышцею высокою, и великими ужасами, как сделал для вас Господь, Бог ваш, в Египте пред глазами твоими?».

А вот такого, пожалуй, ни в каких других преданиях нет. Не только чудеса и знамения, но и война, казни и ужасы - такие методы действительно использовал только Бог Израиля, пребывая во всех своих ипостасях.

«35 Тебе дано видеть это, чтобы ты знал, что только Господь, Бог твой, есть Бог, и нет ещё кроме Его».

Вот такое заявление. Только что сравнивал свои поступки с поступками Богов других народов и вот тебе пожалуйста. Да и раньше Он заикался о наличии других Богов. Относиться к этому можно по-разному, как кто захочет, но лучше эту фразу вне контекста не рассматривать. И первая заповедь в следующей главе ясно показывают, что в этом месте Бог Израильский говорит о взглядах лишь избранного Им народа и никого более. Для Израильтян нет и не может быть другого Бога, кроме Него. Это подтверждают и неоднократные кары евреев за отступления от Его заповедей, поклонения тельцу. Для Израильтян других Богов нет. Немного далее, в стихе 14 главы 6, Моисей недвусмысленно говорит об этом – сынам Израилевым нельзя поклоняться Богам других народов, у них свой Бог, единственный.

«47 И овладели они землёю его и землёю Ога, царя Васанского, двух царей Аморрейских, которая за Иорданом».