Путь чести.
Каждый человек в тот или иной момент становится перед сложным вопросом выбора, какой жизненный путь избрать, на кого я хочу быть похожим, к чему я стремлюсь и чего я хочу достичь в этой жизни.
Многие этот вопрос просто откладывают в сторону, а потом и вовсе про него забывают. "Смысл жизни в том чтобы не искать смысла жизни" - скажет тебе такой человек, однако несмотря на откровенную бредовость этого высказывания, такая жизненная установка имеет право на существование.
Восточное правило "ствола и ветвей" или российское "яблоко от яблоньки" - отражают простую истину что, ты это отражение своего окружения, в первую очередь ближайшего - такого как родители, родственники, друзья так и более дальнего - социума в котором ты живёшь. Поэтому можно с большой долей вероятности сказать что ты повторишь путь своих родителей, как они в свою очередь прошли путь своих и так далее.
И это нормально что человек является отражением того социума в котором он живёт, это не плохо и не хорошо, так устроена жизнь. Проблема состоит лишь в том что мы не выбираем где родиться, как и не выбираем людей (до определенного момента) с которыми нам приходится ежедневно контактировать, и к сожалению как часто случается что ты попадаешь в общество людей жизнь которых ты бы никогда не хотел прожить и путь которых ты бы никогда не хотел повторить, любое сходство с ними ты оцениваешь как личное предательство самого себя.
Однако в такой ситуации, дистанцирование себя от своего окружения только часть задачи, хоть и абсолютно необходимая, другая задача состоит в нахождении положительного образа - человека взгляды, поступки и в целом жизнь которой он живёт были бы достойным примером для подражания.
В такой ситуации ситуации и так непростой вопрос поиска жизненного пути начинает приобретать особенную остроту.
Мне очень нравится высказывание Толстого о том что все счастливые семьи похожи друг на друга а каждая несчастливая, несчастлива по своему. Мне кажется этими словами писатель говорит не столько о семье, как вообще о жизненном пути человека настоящего, давая понять что этот путь хоть он может быть и не совсем очевиден, но а - он существует, б - он единствинен.
Рассматривая этот вопрос в различных источниках, религиозных и философских то невольно обращаешь внимание на их сходство в практическом своем выражении, рассмотрим только цитаты из Евангелия, поскольку российская культура в основе своей христианская.
Евангелие:
... Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его.
Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими, потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.
В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир.
Что вы зовете Меня: Господи! Господи! - и не делаете того, что Я говорю?
И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.
Кодекс самурая - Бусидо, практики буддизма, рыцарский кодекс, идеальный человек Конфуция, путь чести, силы, героя.
С точки зрения Толстого, как мне думается, все они говорят об одном и том же - о неком пути предназначенном человеку природой либо Творцем, только идя по которому человек по-настоящему расскроется как личность, будет испытывать мир внутри себя и с окружающими его людьми, будет преисполнен счастья, любви и радости.
Вот например что обещается в Евангелии последователям Христианства, не в загробной, а уже в этой жизни:
Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир даёт, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается.
И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную
Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна
По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.
Рассуждая над вопросами человеческого счастья, множество лучших людей живших на земле независимо друг от друга приходили к выводу о том что перед каждым человеком становится такой выбор: легкая жизнь, бездумная, бездеятельная, свободная от любых ограничений и правил - широкий путь, который делает несчастливым как самого человека и всю его жизнь, так и жизнь окружающих его людей.
Либо жизнь деятельная, с соблюдением правил, с постоянной работой над собою, с рассуждением - путь преодоления препятствий, своих слабостей и недостатков - узкий путь и хотя те кто шли этим путем говорят что будет сложно и придется потрудиться, но зато будет и достойная награда, то о чем уже я писал выше, любовь, счастье, радость.
Развивая эту тему дальше, многие мыслители сходятся на мысли что идеальный человек - это недостижимый идеал, соответственно цель человека состоит не столько в достижении какой-то точки развития в нравственности и добродетели, сколько целью является сам путь труда, достижений, побед - это уже награда для человека, в не зависимости в какой точке по шкале нравственности он сейчас находится.
Очень показательным примером является богатство материальное, оно имеет ценность в самом себе, нет предела в богатстве, как и нет четкого определения богатого человека, все мое имущество это одежда которая есть на мне или я владею всем миром, и в том и другом случае я как богат, потому что у меня что-то есть, но с другой стороны, я беден потому что есть то чего мне хватает (в случае если я владею всем миром придумать что-то ещё и приобоести и это).
Существуют и некторые базовые принципы которые сходны в многих из этих практик.
1) Принятие мира, христианское смирение в его подлинном смысле - каждый человек пришелец пришедший в этот мир, мир создан не нами, он живёт и развивается по независящим от нас законам, наша задача принять его таким какой он есть и использовать себе на благо.
Приведу простой пример, я могу решить перестать питаться по любой из выдуманных мной причин, но итог будет один я умру с голоду.
2) Жизнь в гармонии с природой и людьми, жизнь по заповедям, по законам. Этот принцип основан на первом, если этот мир объективен и независим от меня, то нужно изучать и использовать его максимально себе на благо.
Тот же пример с пищей, я понимаю что если не буду питаться то скоро умру, поэтому должен употреблять пищу, причем различное ее качество, приносит мне меньшую или большую пользу. Также если я ограничиваю себя тем, что ему только лучшую пишу, только лучшего приготовления из того что я могу себе позволить - такое ограничение зло или благо для меня? Заповеди, правила, нормы - ограничители человека, но всегда ли запрет даже того что очень желано для меня - зло, также как и требование от меня поступать таким образом, как мне совсем не хочется.
На мой взгляд заповеди, правила, нормы - при условии что они являются верными, точными и неискаженными, огромное благо для человека, ограничитель на плохую жизнь.
Человек добродетельный берет от жизни все, только не так как об этом все привыкли слышать, бездумно и разрушая себя, а с пониманием своей природы, того что для меня полезно, а что вредно. Плюс человек во многом органичен, поэтому самым разумным будет для него получать только все лучшее.
3) Цельность человека. Нельзя идти путем достижений, не развиваясь в цельности своей личности. Под цельностью личности подразумевается единство в желании, взглядах, самодисциплина. Для того чтобы получить завтра сейчас нужно потерять, если жить желаниями одного момента, то ни а каком пути и речи не может идти.
Все настоящему ценное в нашей жизни, тяжело зарабатывается и легко теряется. Достачно один раз выпить кислоту, чтобы твоя жизнь закончилась. Поэтому нужно всегда быть и существовать, внимательность и концетрация - это с одной стороны то что оберегает человека от опасности потерять то ценное что он с огромным трудом зарабатывал , с другой позволяет жить жизнь в каждом ее мгновении, не упуская ничего что может ее обогатить и сделать лучше.
4) Путь чести. Собирайте сокровища неветшающие. Принцип внутреннего богатства человека. Когда человеу целен, он понимает что поработав немного сейчас он может использовать полученные блага всю оставшуюся жизнь, ведь он знает что он их не расстеряет. К таким богатствам относятся знания, навыки, хорошие отношения с людьми, честь, уважение, сила, любовь. И такой человек все свои силы и внимание обращает на это, то что по-настоящему приносит радость и счастье. И чем более жадный человек до такого богатства а значит он более активен и деятелен тем он совершеннее, тем больший он праведник.
По отношению к богатству материальному, нужно его иметь или нет точки зрения расходятся, но с одной стороны как я уже писал имеются неразрешимые проблемы с опредедением самого понятия богатства, так и на мой взгляд, любой достаточно умный человек понимает что количество цифр на вашем банковском счету не сделает вас счастливей, возможно это будет иметь временный эффект, но в остальное время это будет ничего не значить, и в этом большинство философий едины между собой.
Также сюда относится правило внутренней природы человека, что человек это сосуд, для сил, эмоций и энергий. И какой силой и энергией человек живёт и действует, тем он и является как человек. Поступки неотделимы от человека, что человек привносит в мир тем он и является, если это зло то он является злым человеком, если добро то добрым человеком.