Психология мембран, рукопожатия и химическая бисексуальность

С точки зрения психологии каждый человек уникален, а общество представляет собой пёструю мозаику, состоящую из множества взаимодействующих друг с другом людей-стекляшек, людей-камешков и прочих разных личностей.

Представим странную и упрощенную модель общества, в которой есть люди, крайне дружелюбные, эмпатичные, готовые к взаимодействию со всеми вокруг. Странность этих людей в том, что единственный способ коммуникации – рукопожатие. Имея две руки, каждый человек может брать за руку двух расположившихся рядом людей, если они не против, само собой.

Собравшись на какой-нибудь площади, радушные люди начнут хаотично перемещаться в пространстве: каждый человек будет брать за руку соседа, потом отпускать, чтобы взять за руку другого.

В рассматриваемом обществе, помимо дружелюбного, есть еще один тип личности: человек крайне злобный, который не любит, когда к нему прикасаются. Очевидно, оказавшись в рукопожатном хаосе, такой человек будет чувствовать себя некомфортно. Отвергая все рукопожатия, отпихивая от себя радостных людей, человек-злюка будет дрейфовать в толпе.

Представьте, что в радуш(ж)ной толпе оказались два человека-злюки. Без остановки перемещаясь среди неприятных им людей, злюки могут встретиться и обнаружить, что нахождение рядом друг с другом уменьшает вероятность наткнуться на очередную мерзкую ручонку: ведь если кто-то стоит слева, то левый фланг прикрыт единомышленником, у которого прикрыта правая сторона. В таком положении находиться в толпе чуть комфортней, нежели быть в одиночестве. В данном случае даже не обязательно взаимодействовать друг с другом – достаточно просто стоять бок о бок.

А что, если в толпе три, пять, 17, 29 или большее простое число злобных людей? Все они соберутся в одну группу всё по той же причине: хаотично перемещаясь, они будут встречать друг друга и обнаруживать, что находиться рядом друг с другом значительно комфортней. В толпе дружелюбных людей злобные человеки будут сбиваться в группы в форме круга, так как именно эта фигура уменьшает площадь соприкосновения одних с другими.

Общество не было бы современным, если бы в нем не было людей, которые не вписываются в нормы. Нормы эти, конечно же, определяются теми, кто решил, что он нормальный: человек должен быть либо радушный, либо злобный – tertium non datur.

Из традиционных норм выпадает третий тип личности: a-la "и нашим и вашим". Такие люди одновременно и радушны и злобны. Но, есть одна странность: радушие проявляется в отношении тех, кто расположен с одной стороны. Инашиваш в толпе дружелюбных людей берет за руки всех тех, кто подходит к ним спереди. Но! Если кто-нибудь подойдет сзади, инашиваш будет очень недоволен.

Получается, что ивашинашу будет одновременно и комфортно и некомфортно в толпе. Встретив человека с похожим отношением к рукопожатиям, ивашинаш выяснит, что комфортней расположиться спиной к спине. В данном случае тыл будет прикрыт, а лицо будет открыто этому миру.

Несколько встретившихся ивашинашей встанут в круг развернувшись спиной к его центру, ведь так будет комфортно каждому. Если же количество людей в круге будет большим, то внутри, туда куда обращены спины, образуется пустота, которая не может вот так просто существовать, так как вокруг все ходят, толкаются: большой круг из ивашейинашей схлопнется. В данном случае, когда в построении участвует очень много людей, выгодней встать в две шеренги, которые будут примыкать друг к другу спинами.

Получившийся строй из двух шеренг может иметь огромную протяженность, изгибаться в толпе и замыкаться на себе. Т.е. строй может образовать замкнутую фигуру, в которой одна шеренга повернута лицом наружу, а вторая лицом внутрь образовавшейся конструкции. Получится своего рода пузырь, который разделит всех радушных человечков: кто-то будет внутри пузыря, а кто-то снаружи.

Вся эта социологическая ахинея описывает поведение молекул воды и различных веществ. Атомы водорода и кислорода располагаются так, что молекула воды обладает слабыми зарядами: на одной стороне молекулы "+" на другой "-". Наличие этих зарядов делает возможным образование водородных связей между молекулами. В стакане воды, вот прямо сейчас, миллиарды-миллиарды молекул притягиваются друг к другу, обрывают связи и образуют их вновь. Это те самые рукопожатия радушных людей.

Есть вещества, молекулы которых устроены так, что заряды в них распределены равномерно. В целом получается электронейтральная молекула, которая не имеет возможности образовывать водородные связи – это люди-злюки. Неспособность образовывать водородные связи лежит в основе свойства, которое называется гидрофобностью (боязнь воды). Отсюда следует, что существуют гидрофильные (любовь к воде) вещества, молекулы которых, имея заряды, могут образовывать водородные связи с молекулами воды.

Странные люди, которые сочетают в себе и радушие и злобу, это фосфолипиды. Их молекулы устроены так, что на одной стороне есть слабые заряды, способствующие образованию водородных связей, а на другом конце молекулы зарядов вовсе нет. Вот такие вот химические бисексуалы. Нескольким таким молекулам энергетически выгодней расположиться так, чтобы гидрофобные части молекул были спрятаны, а гидрофильные были обращены к молекулам воды.

Небольшое количество фосфолипидов образуют однослойные шарики – мицеллы. Большое же количество фосфолипидов образует двухслойную структуру, в которой слои обращены друг к другу гидрофобными частями. Подобная конструкция так и называется – липидный бислой, он представляет собой тонкую пленку, которая может замкнуться сама на себе в большой пузырь. Последний скроет внутри себя часть воды.

Подобный пузырь из липидного бислоя является основой клеточной мембраны, которая, отделив внешнее от внутреннего, позволяет исключить влияние факторов внешней среды на внутренние химические процессы.

А поведение человеков-злюк можно увидеть капнув растительное масло в воду. Гидрофобные молекулы масла образуют кругляши, ведь им так комфортней.