Пожалуйста, будьте вежливы! В новостных и политических постах действует Особый порядок размещения постов и комментариев.
Аналитика от Artjockey

Провал переговоров о мире

Параллельно с боевыми действиями идет и дипломатическая работа. Иногда открытая, иногда закулисная, иногда она ставится на паузу. Но сейчас момент активизации дипломатических усилий, когда стороны конфликта пытаются повлиять на Китай и его позицию.

Мой канал в ТГ: @artjockey

Две недели назад я уже писал заметку на тему мировой дипломатии и Китая, этот пост отчасти продолжение это темы: Китайский дипломатический фронт

В эти два месяца происходит ряд крупных визитов как туда, так и оттуда, и я еще тогда подумал: удивлюсь, если сейчас не организуют какую-то срочную встречу между Китаем и США на высоком уровне. Так и случилось, на днях в Китай прилетел Блинкен, а сам визит вышел довольно интересным по оформлению, но не по итогам.

Провал переговоров о мире Политика, Война на Украине, Украина, Война, Спецоперация, Россия, Китай, США, Длиннопост

Дипломатическое урегулирование конфликта

Война в Украине может изменить свой характер, однако пока что она движется в сторону тупика, при котором завершаться вооруженная часть конфликта будет перемирием по фактической линии фронта. Россия в целом никогда не отвергала возможность переговоров, главное требование для которых — учет реальной ситуации «на земле». То есть Москву такой вариант устраивает. Недавно это еще раз повторял Путин, а его позицию разъяснял Песков (ссылка):

Была констатация факта готовности России к мирному решению украинской проблемы. Это не была инициатива. Это была констатация, собственно, хорошо известной последовательной позиции главы государства.

Украина же долго отвергала переговоры, заявляя о войне до границ 1991 года, но в последнее время позиция Киева стала меняться, однако лишь формально.

В июне планируется мирная конференция в Швейцарии, но вот ожидания на нее уже озвучены Зеленским (ссылка):

Мы подготовим документ о разрешении всех вопросов, с нашим видением, и мы найдем правильное время, чтобы передать его стороне врага и обсудить его с ней.

Мы разработаем план, как вы капитулируете, но вам его не покажем, подождем, вдруг вы начнете побеждать на фронте, и тогда мы будем готовы обсуждать вашу капитуляцию? Странно звучит.

Можно предположить, что план такой: в Швейцарию хотят пригласить как можно больше стран, они разработают некий общий документ с призывом к России прекратить войну в целом на условиях Украины, затем его передадут России и будут давить, что это общая позиция «мирового сообщества».

Идея «на бумаге» далеко не самая плохая, однако для ее реализации недостаточно будет просто нагнать в Швейцарию десятки мелких островных государств, на которых сильно влияние США и Европы. Реально все решают крупные игроки: США, ЕС, Китай, Индия, Ближний Восток, Латинская Америка и т.д. И если под итоговым документом конференции не будет стоять подписей представителей этих глобальных игроков, то толку от такого междусобойчика не будет. А вот совокупные усилия Китая и США могли бы урегулировать конфликт на Украине. Более того, такой интерес есть у обеих сторон, хотя это, к моему удивлению, очевидно не для всех, так что давайте объясню.

Интерес США

Когда мы говорим про Америку, здесь стоит учитывать, в первую очередь, не долговременную государственную стратегию, а электоральный цикл. Уже осенью этого года там пройдут выборы президента США, а также очередные выборы в Конгресс и в Сенат. Байден объявил о своем участии в выборах (ссылка) и, нужно думать, он очень хочет на них победить, а демократы хотят сохранить большинство в Сенате и получить его в Конгрессе. А с рейтингом у Байдена проблемы, несмотря на то, что вроде бы тренд недавно менялся в его пользу, все равно Трамп остается лидером по свежим опросам (ссылка).

То есть многие решения в американской политике уже подчинены интересам выборов и имеют своей целью влияние на настроения избирателей. Байдену нужно сделать что-то эдакое, чтобы маятник качнулся в его сторону. Хотя сейчас у него много проблем во внешней политике: правление началось с поражение США в Афганистане (ссылка), а заканчивается затянувшимся конфликтом между Израилем и ХАМАСом, который Израиль фактически уже проиграл, выведя войска из Газы (ссылка), а также конфликтом на Украине, где не удалось обеспечить победу Украины, зато Россия перехватила инициативу и в скором времени готовится начать стратегическое наступление (ссылка), что может привести к плохим для Киева военным итогам.

И для Байдена стало бы хорошим вариантом выступить как президент-миротворец, буквально сыграв на поле Трампа, который обещает закончить СВО за 24 часа. Вот он самый прямой интерес правительства США в переговорах и мирном соглашении между Россией и Украиной как можно скорее. Можно сколько угодно рассуждать, что эта война выгодна Вашингтону, и действительно, тут можно привести множество доводов. Российские корабли тонут (ссылка), солдаты умирают, Европа покупает дорогой американский газ (ссылка), однако это все абстрактные общегосударственные интересы, а у нас тут сиюминутные политические мотивы конкретных людей, уже облечённых властью, которые эту власть хотели бы сохранить.

Но не любой мир устраивает Байдена. Очевидно, что ему нужен такой мир, который можно подать как победу Украины, а не как капитуляцию. В Афганистане тоже ведь установился мир после победы Талибана, однако никто это не ставит в заслугу США, наоборот.

Интерес Китая

А вот говоря о Китае нужно говорить именно про долговременное стратегическое планирование правительства Си. Он только недавно утвердился на очередной срок руководства КНР, укрепил свою власть внутренними перестановками (ссылка), а потому может думать о реализации каких-то долговременных стратегий которые, по его мнению, соответствуют интересам государства ну или хотя бы собственным взглядам.

Многие люди воспринимают мир слишком полярно или двоично, считая, что Китай ведет какую-то экзистенциальную войну с Западом, а Россия — его верный союзник, и что сейчас для Китая все складывается очень хорошо, раз его союзник воюет с его врагом. Также можно услышать, что вот Китай готовится напасть на Тайвань, а значит, он заинтересован в продолжении войны как можно дольше. Однако это совершенно ошибочное и плоское понимание реальности.

В чем реально заинтересован Китай — в мировой стабильности и свободной торговле, в которой он крайне конкурентен. В отличие от США, Китай разбогател на не мировых войнах и кризисах, он разбогател, когда при Клинтоне завершились переговоры о вступлении Китая в ВТО (ссылка), после чего Пекин реализовал свой промышленный потенциал:

С момента вступления в ВТО ВВП Китая вырос почти в десять раз: с 1,34 триллиона долларов в 2001 году до 13,28 триллиона долларов в прошлом году. Страна стала второй по величине экономикой мира по номинальному ВВП, уступая только США. Китай также стал крупнейшей торговой державой мира в 2013 году. В прошлом году его товарооборот составил 4,62 триллиона долларов. Для сравнения, в 2001 году этот показатель равнялся 509,8 миллиарда долларов.

Вот очень важно это понимать, что Китай — именно глобальная торговая держава, ему нужны не кризисы, а стабильность. Стабильность рынков, стабильность торговли, стабильность цепочек поставок и логистики. Затянувшаяся война в центре Европы этим интересам явно противоречит.

Что касается Тайваня. Считать, что война Китаю выгодна «потому что Тайвань» можно лишь только если предположить, что Тайвань является единственным вопросом, который волнует Китай и китайцев, однако это совсем не так. Да, идеологически Тайвань важен и его возврат в состав КНР стал бы жемчужиной правления Си Цзиньпина, что позволило бы надолго вписать свое имя в историю. Однако у нас нет оснований полагать, что этот вопрос является для КНР первостепенным и они готовы воевать за Тайвань в ущерб всему остальному. Разрушить свое государство, но захватить остров? А точно этого хотят в Пекине? Ну, я правительство Китая не считаю настолько глупым и недальновидным, они не давали мне таких поводов.

И у Китая есть проблемы гораздо более серьезные, чем Тайвань — это экономика (ссылка). О проблемах говорят давно, там есть объективно признанный кризис в сфере недвижимости, хотя по последним данным ситуация лучше чем многие западные экономисты прогнозировали (ссылка). То есть Китай интересует завершение конфликта с точки зрения восстановления стабильности, возможность торговли без риска санкций, возможное участие в послевоенных инвестициях в Украину и т.д.

Однако Китай не интересует поражение России. Несмотря на то, что нельзя назвать Россию прямо союзником Китая, ведь страны не входят ни в какие совместные военно-политические блоки, а лишь довольно мягкие организации вроде БРИКСа, в КНР заинтересованы в сохранении действующего положения вещей (ссылка):

Си Цзиньпин подчеркнул, что развитие китайско-российских отношений, основанных на постоянной добрососедской дружбе, всесторонней стратегической координации и взаимовыгодном сотрудничестве, является не временным решением, а долгосрочным решением.

Поражение России в войне на Украине может привести к внутреннему кризису власти Путина, что приведет к мало предсказуемым и нежелательным последствиям для Китая, а также к политическим последствиям для самого Китая, ведь он явно следующий на очереди. Но в целом же прекращение войны, а значит и снятие части санкций с РФ, для Китая выгодно.

Попытка договориться

Получается, что в общем интересы у Китая и США совпадают — сейчас они заинтересованы в мире между Россией и Украиной. Однако этот мир они видят очень по разному, и никто позиций уступать не собирается. Потому США прибегли к угрозам.

В прошлой заметке я писал, что эту череду визитов открыла министр финансов США, и приехала она с угрозами (ссылка):

Я подчеркнула, что компании, включая китайские, не должны предоставлять материальную поддержку войне, которую ведет Россия. И они столкнутся со значительными последствиями, если будут ее оказывать.

Но, возможно, было решено, что угрозы от министра финансов это недостаточно серьезно. Потому в Китай с визитом вылетел госсекретарь Блинкен (ссылка).

В целях визита была заявлена какая-то чушь: обсуждение глобальных и региональных вопросов, контроль за распространением наркотиков, укрепление гуманитарных связей и сотрудничество в сфере ИИ. Да, для этого целый госсекретарь США должен лететь в Пекин и встречаться там с главной КНР, чтобы обсудить обмен студентами и контрабанду фентанила. Естественно, летел он туда для сложных кулуарных переговоров по действительно важным вопросам, но дипломатический этикет для официального визита требует заявление неких целей, пусть даже и абстрактных. К сожалению, раз переговоры кулуарные, то их итоги нам не объявят, но какие-то выводы мы сделать можем.

Встретили Блинкена без красных дорожек, со стороны КНР к трапу самолета пришел достаточно мелкий чиновник: генеральный директор шанхайского отделения Министерства иностранных дел Китая (ссылка). Очевидно, что рангу самого Блинкена такой человек совершенно не соответствует. Впрочем, провожать его вообще никто не пошел (ссылка), кроме американского дипломата.

Еще более интересный инцидент произошел во время встречи Блинкена и Си Цзиньпина. В интернете появилась запись, на которой глава КНР обращается к работнику протокола (ссылка):— Когда он уедет?
— Сегодня вечером.
Я, честно, не думаю, что подобная запись могла бы появиться случайно. Особенно с учетом холодной встречи и еще более холодных проводов, без всяких двойных смыслов и чтения между строк в Китае намеренно демонстрируют, что отношения с США находятся на низком уровне и что отношение к подобным визитам у них негативное.

Но с чего бы ему быть позитивным, если Блинкен приехал с угрозами? Вот его заявление на пресс-конференции в Пекине (ссылка):

Мы приняли решение ввести санкции против более чем 100 китайских компаний, и можем предпринять еще более строгие меры. Я ясно дал это понять нашим китайским коллегам на сегодняшних встречах.

Главным обвинением в адрес Китая стали претензии по поводу товаров для промышленности (станков в том числе) и товаров двойного назначения, которые помогают России вести войну против Украины.

Однако если сами встречи прошли в довольно мирном тоне, но это типично для китайской дипломатии не делать резких заявления непосредственно при прямом общении, то заявления после визита были достаточно жесткими. Вот что сказал представитель МИДа Китая (ссылка):

Право Китая на нормальные торгово-экономические обмены на основе равенства и взаимной выгоды со всеми странами мира, включая Россию, не должно нарушаться или подрываться. Китай не является ни инициатором украинского кризиса, ни его стороной, Китай никаким образом не подливает масла в огонь и не пользовался возможностью, чтобы извлечь выгоду.

Явное прямое обвинение в адрес США, что это именно они разжигают конфликт, извлекают из этого выгоду, но при этом вмешиваются во внутренние дела Китая и пытаются помешать свободной торговле.

Итоги визита и влияние на конфликт

Почему-то угрозы не сработали. Визит министра финансов, а затем и госсекретаря почему-то не испугал Китай, зато привел лишь к эскалации на дипломатическом фронте. Но разве угрозы США могли кого-то испугать?

Сложно предположить, что США как государство в целом сейчас сможет начать полноценную экономическую войну с Китаем, однако даже не в этом дело. Я не очень понимаю, как в Вашингтоне могли решить, что кто-то поведется на угрозы администрации, которой через полгода уже может и не быть? Такие заявления могли бы звучать хоть как-то уместно после выборов, однако за полгода до них, когда по всем рейтингам Байден теряет власть, что эти пустые угрозы могут вызвать, кроме раздражения? Вот раздражение они и вызвали: «когда он уедет?». А вот ни к какому сближению позиций они не привели. Правда, может быть они кого-то впечатлили внутри США? Попытка снова сыграть на поле Трампа, который тоже негативно настроен по отношению к Китаю?

Только теперь участие Китая в любых мирных инициативах США выглядит очень сомнительным. Пока в Вашингтоне не готовы идти на компромиссы, а выбирают путь пустых угроз — Китай на них не пойдет, о чем свидетельствуют да буквально все официальные заявления. Хотя если бы Блинкен приехал на эту встречу не с угрозами, а с какими-то драфтами для Китая, то могли бы и договориться, но нет.

При этом не стоит ожидать, что Китай принципиально изменит позицию и пойдет на эскалацию войны, военных поставок все же не будет. Хотя поставки снарядов из КНДР (ссылка) для ВС РФ вряд ли могли бы осуществляться без согласия Китая, но напрямую Пекин здесь не участвует. А вот торговля товарами двойного назначения ведется. Официально в ВС РФ поставляются китайские мотовездеходы (ссылка), которые были прозваны «гольф-карами» и сейчас активно применяются штурмовиками. Неофициально или по частным каналам из Китая идет нелетальное снаряжение типа тепловизоров, биноклей, шлемов, раций и т.д. А также БПЛА, как продукция DJI, так и компоненты для сбора ударных FPV-дронов. И на это хотели бы повлиять в США, но вряд ли могут. Локальные преграды будут появляться, но, учитывая принципиальную позицию правительства Китая о том, что США не могут вмешиваться в торговлю, они будут обходиться.

А вот летний мирный саммит рискует превратиться, как я сказал в начале, в междусобойчик-говорильню. Теперь у Китая еще меньше мотивации в нем участвовать, Россия сама официально отказалась от участия, хотя в итоге так и не позвали, несмотря на разговоры, и непонятно, кто там еще окажется из крупных нейтральных стран.

Война же, очевидно, продолжится как минимум до выборов в США. Их итоги много на что повлияют в любом случае, даже если победит Байден — он сможет действовать с позиции силы, к тому же демократы могут вернуть себе полный контроль над Конгрессом. Если победит Трамп, то с ним и его администрацией все начнут выстраивать другие отношения, а у него взгляд на внешнюю политику очень отличается от нынешней власти. Россия же к осени тоже будет знать итоги летней военной кампании, исходя из которой в Генштабе явно смогут оценить перспективы продолжения войны. Тоже самое можно сказать и про Киев, если «летнее наступление» ВС РФ окажется более успешным, чем считают на Украине, то позиция Зеленского должна сильно смягчиться и он сам может запросить переговоры.

Однако нынешние события подтверждают то, что много раз писал в ответ на вопрос «когда закончится война?». Не раньше 2025 года, сейчас ни Россия, ни Украина не настроены на уступки, а те внешние игроки, которые могли бы надавить на обе стороны, — провалили переговоры и не смогли прийти к единой позиции. Так что до осени 2024 года не будет даже деэскалации на фронте, совсем наоборот, фаза горячей войны только набирает обороты, а о перемирии вряд ли можно будет говорить до выборов президента США и, если там победит Трамп, то до инаугурации Трампа.

Канал автора: @artjockey

Аналитика от Artjockey

4 поста230 подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

- Запрещены попытки деанона автора, высказывание догадок о его месте проживания, гражданстве, работе.

- Запрещено коверкать имена, фамилии, должности официальных лиц любых государств.

- Запрещено использовать уничижительные названия наций, этносов, народов и т.д., а также языков, символик.

- Запрещено разжигать национальную, расовую, религиозную ненависть.

- Запрещены переходы на личности, оскорбления, провоцирование срачей и конфликтов.

- Запрещена прямая или косвенная реклама пиратского контента.

- Все вопросы по поводу оплаты подписок на основного автора сообщества решаются через бот обратной связи в ТГ или Бусти, комментарии с подобным содержанием здесь будут скрыты.