Прокуратура признала незаконным дресс-код в общеобразовательной школе

Житель Радужного (Владимирская область) направил в местную прокуратуру обращение о несоответствии локальных актов общеобразовательной школы в сфере школьной формы учащихся требованиям законодательства.


В частности, претензии у заявителя вызвал пункт 3.3.2 соответствующего локального акта, который устанавливает требования к стрижкам учащихся. За нарушение была предусмотрена дисциплинарная ответственность.


Как поясняется в обращении, закон даёт образовательным организациям право устанавливать требования к одежде обучающихся, однако контроль причёсок явно находится за пределами компетенции школы.


Прокуратура полностью согласилась с доводами радужанина и внесла учебному заведению протест — требование отменить приятный с нарушениями законодательства локальный акт.


Полный текст обращения в надзорное ведомство:


П. 3.3.2 Положения МБОУ СОШ №2 ЗАТО г. Радужный Владимирской области «О требованиях к школьной одежде учащихся» от 07.05.2013 N54 устанавливает требования к стрижке учащихся 5-9 классов.


Статьей 30 ФЗ от 29 декабря 2012 года N273 «Об образовании» установлено право образовательной организации принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством.


Согласно ч. 4 ст. 30 того же ФЗ, нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене образовательной организацией.


В ч. 1 и ч. 2 ст. 38 того же ФЗ установлено право муниципальных организаций, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, устанавливать требования к одежде обучающихся.


Таким образом, организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе устанавливать требования только к одежде обучающихся, в том числе требования к ее общему виду, цвету, фасону, видам одежды обучающихся, знакам отличия, и правила её ношения.


Однако в вышеизложенном Положении установлены требования не только к одежде обучающихся, но и к стрижкам, что явно выходит за пределы полномочий образовательной организации. Более того, пунктом 4.1.3 Положения установлена возможность подвергать дисциплинарной ответственности учащихся за нарушение данного Положения.


Данное положение не имеет отношения к школьной одежде, а касается исключительно личных индивидуальных прав учащихся — длины волос и вида стрижки.


Данной норме Положения придан обязательный характер для обучающихся, т.к. за их нарушение предусмотрены санкции в виде дисциплинарной ответственности. В то же время норма содержит оценочные субъективное понятие — степень аккуратности стрижки невозможно объективно определить.


Неконкретизированность изложенных в Положении требований, тем более адресованных детям, дает неограниченные дискреционные полномочия руководству образовательного учреждения по применению санкционных мер, что, безусловно, нарушает право обучающихся на получение образования в условиях уважающих человеческое достоинство.


Установлением требований к внешнему виду обучающихся, выходящих за пределы полномочий образовательной организации, последствиями несоблюдения которых могут явиться дисциплинарная ответственность, образовательная организация, на мой взгляд, нарушает установленное статьей 43 Конституции конституционное право граждан на общедоступность и бесплатность общего образования в муниципальных образовательных учреждениях.


Хочу также отметить, что в Апелляционном определении №33-2102/2015 от 17 июня 2015 года по делу №33-2102/2015 Верховный Суд Удмуртской Республики признал не несоответствующими закону и не порождающими правовых последствий пункты Положения о школьной форме и внешнем виде обучающихся, в которых установлены требования не только к одежде обучающихся, но и к стрижкам, поскольку это выходит за пределы полномочий образовательной организации.


На основании вышеизложенного, прошу внести образовательной организации протест с требованием отменить данное положение. В случае невыполнения прошу обратиться в суд в интересах неопределённого круга лиц в целях признания несоответствующим закону и не порождающим правовых последствий с момента принятия данное положение в части пункта 3.3.2, который устанавливает требования к стрижке учащихся 5-9 классов.

Прокуратура признала незаконным дресс-код в общеобразовательной школе Образование, Школа, Юристы, Закон, Правосудие, Прокуратура, Суд, Длиннопост