16

Продолжение поста «Встречаем ровер третьего поколения: история создания робота-курьера Яндекса»1

R2: пришельцы на Земле

R2 задумывался как робот с серийностью до 100 штук, с повышенной прочностью корпуса, увеличенным размером грузового отсека и автоматической крышкой. За его увеличенные, по сравнению с первыми моделями, размеры и округлые формы ребята из эксплуатации прозвали роботов этого поколения «пухляшами». Роботы не обиделись. Наверное. В 2139-м узнаем.

Продолжение поста «Встречаем ровер третьего поколения: история создания робота-курьера Яндекса» Яндекс, Робот, Яндекс Ровер, Роверы, Доставка, Яндекс Доставка, Технологии, Россия, Робототехника, Видео, Гифка, Ответ на пост, Длиннопост, Робот-курьер

Конструкция

Во время проектирования мы уделили много внимания дизайну. Нам хотелось, чтобы на корпусе не было стыков, поэтому он имеет конструкцию типа монокок и выполнен из стеклопластика. Когда мы отдали этих роботов в производство, подрядчики прокляли нас: человеку нужно было влезать внутрь формы и выкладывать стеклопластик изнутри.

Продолжение поста «Встречаем ровер третьего поколения: история создания робота-курьера Яндекса» Яндекс, Робот, Яндекс Ровер, Роверы, Доставка, Яндекс Доставка, Технологии, Россия, Робототехника, Видео, Гифка, Ответ на пост, Длиннопост, Робот-курьер

Тестирование объёма грузового отсека на прототипе из 3D-принтера

Продолжение поста «Встречаем ровер третьего поколения: история создания робота-курьера Яндекса» Яндекс, Робот, Яндекс Ровер, Роверы, Доставка, Яндекс Доставка, Технологии, Россия, Робототехника, Видео, Гифка, Ответ на пост, Длиннопост, Робот-курьер

Алюминиевое основание робота R2

В основании робота — алюминиевая сварная рама. На раму крепятся детали подвески, батарейка, кожухи из листового алюминия, электроника и монокок. На монококе размещаются сенсоры. Сенсоры важно размещать на жёсткой конструкции, которую не тревожат во время ремонтов, потому что их калибруют друг к другу: даже после небольших подвижек вся система потребует перекалибровки. Грузовая корзина целиком вынимается из робота: так практически вся электроника оказывается на виду — это очень удобно для ремонта и обслуживания.

Продолжение поста «Встречаем ровер третьего поколения: история создания робота-курьера Яндекса» Яндекс, Робот, Яндекс Ровер, Роверы, Доставка, Яндекс Доставка, Технологии, Россия, Робототехника, Видео, Гифка, Ответ на пост, Длиннопост, Робот-курьер

MotorControl и PMU под корзиной робота

Колёса

Для первых поколений роботов мы использовали мотор-колёса от гироскутеров. Которые в один не очень прекрасный момент закончились. Их перестали производить, а мы выгребли все остатки в Москве. Мы пытались выйти на фабрику, которая их производит. Натыкались на партии колёс с совершенно разными характеристиками, хотя при продаже характеристики были указаны одинаковые. У нас была табличка с 10 видами колёс, в которой было описано, как их идентифицировать и насколько они хороши. Дополнительной проблемой оказалось, что на робота нельзя было поставить колёса разного типа справа и слева, или слабые колёса на среднюю ось. В результате операция по замене колеса превращалась в раскладывание пасьянсов.


Кроме этого, колёса, предназначенные для гироскутеров, имели неудобный для нас способ крепления. Чтобы поменять колесо на первой модели робота, нужно было разобрать часть подвески. Ещё в мокрую погоду колёса начали выходить из строя из-за недостаточной влагоизоляции.


По этим причинам мы приняли решение не использовать мотор-колёса в R2, а унести моторы внутрь робота, передавая крутящий момент с помощью системы шкивов и ремней. Было закуплено около десятка моделей моторов разного типа. Мы спроектировали и изготовили несколько прототипов с таким приводом. Испытания показали, что хоть некоторые моторы и могут обеспечить нам езду по ровной поверхности, мы перестаём преодолевать препятствия, разворачиваться на покрытиях с большим коэффициентом трения, а моторы, расположенные внутри корпуса, перегреваются. В итоге пришлось отказаться от этой схемы: более моментные моторы были тяжёлыми, габаритными и дорогими, а варианты с редуктором имели меньшую надёжность, высокую стоимость и уровень шума.

Продолжение поста «Встречаем ровер третьего поколения: история создания робота-курьера Яндекса» Яндекс, Робот, Яндекс Ровер, Роверы, Доставка, Яндекс Доставка, Технологии, Россия, Робототехника, Видео, Гифка, Ответ на пост, Длиннопост, Робот-курьер

Качалка подвески с ременной трансмиссией

Параллельно мы искали хорошие мотор-колёса, и в итоге вышли на поставщика хороших, стабильных и герметичных, с удобным способом крепления. Мы протестировали новые колёса и сделали выбор в их пользу. А потом оперативно переделали робота под мотор-колёса (мы держали в голове, что такой сценарий возможен и проектировали с его учётом). Этими колёсами пользуемся до сих пор.

Электроника

Специально под R2 мы разработали собственную материнскую плату для вычислителя. На ней разместили Ethernet-роутер, Wi-Fi и LTE-модемы, платы ввода видеопотоков, GNSS-модуль. Таким образом мы избавились от громоздких роутера, GeoHub и коммуникационных модулей, сократили количество межблочных соединений и уменьшили энергопотребление, выиграв ещё три часа работы от батарейки.

Продолжение поста «Встречаем ровер третьего поколения: история создания робота-курьера Яндекса» Яндекс, Робот, Яндекс Ровер, Роверы, Доставка, Яндекс Доставка, Технологии, Россия, Робототехника, Видео, Гифка, Ответ на пост, Длиннопост, Робот-курьер

Материнская плата вычислителя робота

Сенсоры

Мы перешли на собственные камеры, разработанные ещё для беспилотника. Они обладают всеми необходимыми параметрами: компактные, могут работать в сложных погодных условиях, имеют высокое качество картинки. К тому же сенсор в наших камерах позволяет убрать мигание светодиодов на видео, что важно для правильной детекции сигналов светофора при пересечении дороги. И при этом они обходятся нам дешевле аналогичных камер на рынке.

Продолжение поста «Встречаем ровер третьего поколения: история создания робота-курьера Яндекса» Яндекс, Робот, Яндекс Ровер, Роверы, Доставка, Яндекс Доставка, Технологии, Россия, Робототехника, Видео, Гифка, Ответ на пост, Длиннопост, Робот-курьер

Камеры SDG

Вместо покупных парктроников мы разработали собственные ультразвуковые сенсоры. Покупные периодически ломались, и будучи для нас чёрным ящиком, не позволяли системно разобраться в проблеме. В итоге у нас получились сенсоры, с которых можно получать не только расстояние до ближайшего предмета (один float), но и целую эхограмму. Теперь у нас появилась возможность посмотреть на данные и настроить пороги срабатывания для разных погодных условий и дорожных покрытий.

Продолжение поста «Встречаем ровер третьего поколения: история создания робота-курьера Яндекса» Яндекс, Робот, Яндекс Ровер, Роверы, Доставка, Яндекс Доставка, Технологии, Россия, Робототехника, Видео, Гифка, Ответ на пост, Длиннопост, Робот-курьер

Парктроники SDG

Продолжение поста «Встречаем ровер третьего поколения: история создания робота-курьера Яндекса» Яндекс, Робот, Яндекс Ровер, Роверы, Доставка, Яндекс Доставка, Технологии, Россия, Робототехника, Видео, Гифка, Ответ на пост, Длиннопост, Робот-курьер

Эходамп с парктроника


Мы добавили ещё один парктроник в переднюю часть робота, чтобы получилась вертикальная стереопара, позволяющая получать больше информации о препятствиях. И два парктроника в заднюю часть, чтобы предупреждать столкновения при движении задним ходом.


Итоги


Роботов модели R2 мы собрали около 100 штук. Сейчас они работают во всех локациях, включая США.

Продолжение поста «Встречаем ровер третьего поколения: история создания робота-курьера Яндекса» Яндекс, Робот, Яндекс Ровер, Роверы, Доставка, Яндекс Доставка, Технологии, Россия, Робототехника, Видео, Гифка, Ответ на пост, Длиннопост, Робот-курьер

R2 выполняет заказ в США


R3: робот, который всё видит


Основной задачей этого поколения было научиться лучше видеть мелкие предметы перед собой. Кроме того, мы хотели научиться заезжать на высокие бордюры, лучше ездить по бездорожью, снегу, лужам, в разных погодных условиях. Мы также спроектировали батарею, которую можно заменить прямо во время работы робота. Это позволяет уменьшить время простоя робота на зарядке.


Что у робота внутри

Продолжение поста «Встречаем ровер третьего поколения: история создания робота-курьера Яндекса» Яндекс, Робот, Яндекс Ровер, Роверы, Доставка, Яндекс Доставка, Технологии, Россия, Робототехника, Видео, Гифка, Ответ на пост, Длиннопост, Робот-курьер

Структурная схема R3. Зелёным цветом показаны компоненты, которые мы разработали сами


Электронная начинка робота состоит из модулей вычислителя (CarrierBoard), контроллера платформы (PlatformControl), контроллера периферии (BodyControl) и трёх контроллеров колёс (MotorControl).


CarrierBoard — это «мозг» робота. С помощью алгоритмов, которые на нём запущены, робот распознаёт людей, машины и препятствия, планирует траекторию движения и локализуется в пространстве. На плате вычислителя расположен роутер, через который все компоненты связаны в единую бортовую сеть. Видеопотоки с камер тоже попадают напрямую в вычислитель.


PlatformControl отвечает за питание платформы, управляет ограничениями токов на каждой ветке питания, переключает питание на резервную батарею, когда основную вынимают. Также он формирует команды управления колёсами и собирает данные с ультразвуковых сенсоров. MotorControl получают от PlatformControl задание скорости для каждого колеса и управляют токами в обмотках так, чтобы обеспечить заданную скорость в разных условиях движения. BodyControl отвечает за управление мотором крышки, замком и бортовым светом.


Все электронные компоненты расположены внутри герметичных корпусов.

Продолжение поста «Встречаем ровер третьего поколения: история создания робота-курьера Яндекса» Яндекс, Робот, Яндекс Ровер, Роверы, Доставка, Яндекс Доставка, Технологии, Россия, Робототехника, Видео, Гифка, Ответ на пост, Длиннопост, Робот-курьер

3D-модель MotorControl в герметичном корпусе


Бóльшая часть корпуса робота выполнена из деталей, изготовленных из стеклопластика. Несущей основой робота являются поддон и корзина. На них навешивается всё остальное: подвеска, кронштейны сенсоров и электронных модулей, внешние панели. Доступ к электронике можно получить после съёма соответствующей панели. Сенсоры при этом остаются на грузовой корзине и не требуют перекалибровки после ремонта.

Из-за того, что мы перенесли лидар вперёд, мы не смогли двигаться итеративно и сделать нового робота на таком же шасси, как у предыдущего поколения. Нельзя просто развернуть корпус робота задом наперёд, это потянуло за собой полную перекомпоновку и переработку конструкции. Зато в процессе мы избавились от монококовой конструкции корпуса и от алюминиевой рамы шасси. Это облегчило изготовление деталей и упростило обслуживание робота.

Продолжение поста «Встречаем ровер третьего поколения: история создания робота-курьера Яндекса» Яндекс, Робот, Яндекс Ровер, Роверы, Доставка, Яндекс Доставка, Технологии, Россия, Робототехника, Видео, Гифка, Ответ на пост, Длиннопост, Робот-курьер

Сборка роботов поколения R3 в нашем инженерном центре


Сенсоры


Мы изменили модель лидара. С момента создания предыдущего поколения команда локализации научилась лучше использовать ориентиры, и мы смогли перейти на лидар, который видит не так далеко, зато имеет более широкий угол зрения и 64 луча вместо 16. Поэтому мы смогли разместить его в передней части робота и слегка наклонить вперёд. Таким образом мы значительно увеличили детализацию окружающих объектов в лидарном облаке.

Продолжение поста «Встречаем ровер третьего поколения: история создания робота-курьера Яндекса» Яндекс, Робот, Яндекс Ровер, Роверы, Доставка, Яндекс Доставка, Технологии, Россия, Робототехника, Видео, Гифка, Ответ на пост, Длиннопост, Робот-курьер

Поиск баланса между высотой отсека и углом обзора лидара


Мы изменили объективы камер, теперь это фишай-линзы с углом зрения больше 180 градусов. В камеру, установленную на роботе, теперь видно кусочек самого робота. Чтобы хорошо видеть светофоры на противоположной стороне широких улиц, мы добавили одну фронтальную камеру с длиннофокусным объективом.

Продолжение поста «Встречаем ровер третьего поколения: история создания робота-курьера Яндекса» Яндекс, Робот, Яндекс Ровер, Роверы, Доставка, Яндекс Доставка, Технологии, Россия, Робототехника, Видео, Гифка, Ответ на пост, Длиннопост, Робот-курьер

R3, вид спереди. Камеры закреплены на раме робота: так калибровки не страдают, когда панели корпуса снимают для обслуживания


Подвеска


В R3 мы увеличили дорожный просвет и разработали собственную зимнюю резину с более агрессивным протектором и большей площадью контакта с поверхностью. В процессе отбора идей обсуждались и более радикальные решения вопроса зимней проходимости, но было важно соблюсти баланс: всё-таки большую часть времени робот ездит по очищенным тротуарам. Платформа была готова к тестам летом, в самую жару, поэтому для тестов мы использовали ванну с искусственным снегом (полиакрилат натрия). Тесты показали, что R3 лучше справляется со снежной кашей, чем его предшественник. Зиму в этом году снова обещают снежную, а значит, у нас будет отличная возможность протестировать это и в реальных условиях.


R2 не проезжает тестовую ванну со «снегом»:

R3 проезжает тестовую ванну со «снегом»:

R3 едет по снегу в Иннополисе:

Добавила проходимости рессорная подвеска каждой оси. Раньше подвеска была жёсткой, и мы получали высокий уровень шума на трещинах в асфальте, плитке, брусчатке, а особенно при съездах с бордюров. Чтобы протестировать и обкатать новую подвеску, мы спроектировали её прототип для поколения R2 и оборудовали несколько роботов опытными образцами. Роботов испытывали на шейкере, имитирующем езду по неровной дороге, на тестовом полигоне и на самом бугристом из наших продакшн маршрутов.

Продолжение поста «Встречаем ровер третьего поколения: история создания робота-курьера Яндекса» Яндекс, Робот, Яндекс Ровер, Роверы, Доставка, Яндекс Доставка, Технологии, Россия, Робототехника, Видео, Гифка, Ответ на пост, Длиннопост, Робот-курьер

Так мы убедились, что карбоновые рессоры выдерживают нагрузку и нашли несколько недочётов, которые удалось исправить до запуска этой подвески на R3.


Вот как робот переезжает тестовое препятствие (скоростная съёмка на айфон):

Крышка


В этой версии робота мы переработали механизм закрытия крышки. Мы сделали его более надёжным, интегрировав петлю прямо в крышку (раньше она крепилась к корпусу кронштейнами). Также мы изменили тип двигателя. Это позволяет нам чувствовать намерение пользователя захлопнуть крышку рукой и реагировать на это штатным закрытием. Крышка также чувствует, если под неё попал посторонний предмет, и открывается обратно, как лифт. Её можно закрыть кнопкой, руками или из приложения:

Итоги


Суммарно три поколения роботов уже доставили 60 тысяч заказов. Сборка третьего поколения идёт полным ходом — каждый день появляются новые R3. Например, робот номер 126 штурмует сугробы Иннополиса.

Продолжение поста «Встречаем ровер третьего поколения: история создания робота-курьера Яндекса» Яндекс, Робот, Яндекс Ровер, Роверы, Доставка, Яндекс Доставка, Технологии, Россия, Робототехника, Видео, Гифка, Ответ на пост, Длиннопост, Робот-курьер

А его товарищ номер 127 в это время любуется на кактусы и пальмы Аризоны. В Москве с R3 можно познакомиться в Хамовниках.

Продолжение поста «Встречаем ровер третьего поколения: история создания робота-курьера Яндекса» Яндекс, Робот, Яндекс Ровер, Роверы, Доставка, Яндекс Доставка, Технологии, Россия, Робототехника, Видео, Гифка, Ответ на пост, Длиннопост, Робот-курьер

Будут ли новые итерации роботов? Вполне возможно. Мы постоянно анализируем удобство нашего сервиса рободоставки для пользователей и смотрим, что можно улучшить по части железа. Софт постоянно совершенствуется, и каким-то новым фичам может потребоваться хардварная поддержка. С выходом третьего поколения работа не заканчивается, а только начинается.

Продолжение поста «Встречаем ровер третьего поколения: история создания робота-курьера Яндекса» Яндекс, Робот, Яндекс Ровер, Роверы, Доставка, Яндекс Доставка, Технологии, Россия, Робототехника, Видео, Гифка, Ответ на пост, Длиннопост, Робот-курьер

Habr