Продиктуйте код: на какие уловки идут мошенники, чтобы ограбить жертв

В «Мошеловку» обратилась читательница и рассказала свою историю.

Елена собиралась на работу, когда ей позвонил якобы оператор мобильной связи, который сообщил, что срок действия ее сим-карты истекает уже сегодня. Чтобы не остаться без связи, женщина может дистанционно заполнить заявление на пролонгацию симки, объяснил собеседник. Для этого нужно всего лишь продиктовать код из СМС, что наша подписчица и сделала, так как очень спешила.

Как только женщина сообщила комбинацию цифр, оператор со смехом сказала, что теперь благодаря коду она получила доступ к «Госуслугам» и оформит на нее кредит. В шоковом состоянии Елена шла на работу, не понимая, как быть дальше – в личный кабинет войти не удавалось, так как пароль мошенница сразу сменила. Следом поступил еще один звонок, на этот раз представились уже специалистом Росфинмониторинга. Читательницу предупредили, что ее данные под угрозой, так как кто-то сменил пароль на «Госуслугах» и, вероятнее всего, в ближайшее время по ее паспорту будет оформлен кредит.

Продиктуйте код: на какие уловки идут мошенники, чтобы ограбить жертв Негатив, Мошенничество, Интернет-мошенники, Развод на деньги, Телефонные мошенники, Обман, Сим-карта, Длиннопост

Аферистка вызвалась проверить собственные предположения и, конечно, сразу нашла заявку на кредит в банке Home Credit. Ее, как утверждала мошенница, подал некий мужчина на основании подставной доверенности от Елены, которую он смог сделать, получив паспортные данные.

Обратите внимание: Росфинмониторинг это второе название Федеральной службы по финансовому мониторингу. Эта организация является главным подразделением финансовой разведки в России, главная функция которой – противодействие легализации (так называемому «отмыванию») преступных доходов, финансированию терроризма, экстремизма, а также оценивает угрозы нацбезопасности. Служащие Росфинмониторинга никогда не звонят гражданам и не пытаются ввести их в заблуждение, чтобы получить какую-то выгоду.

Выход есть?

Порядком запугав жертву, злоумышленница тут же предложили чудесный план спасения. Женщине необходимо было немедленно оформить новую заявку, которая аннулирует прошлую. Тогда она сможет воспользоваться своим кредитом сама, а заявка обманщиков будет недействительна. Сейчас Елена понимает всю абсурдность ситуации, но в тот момент была в панике и решила, что это действительно единственная возможность защитить себя от выплаты крупного займа, которым могут воспользоваться третьи лица.

Поверив аферистке, которая для убедительности даже отправила в мессенджер фотографию своих (как теперь понятно, липовых) документов, наша читательница сообщила код, пришедший от банка. Заявку даже не надо было оформлять – только назвать присланные цифры. Организация все одобрила, практически моментально зачислив более семисот тысяч рублей на счет подписчицы. Казалось бы, на этом спецоперация по спасению должна была закончиться, но обманутую женщину продолжили инструктировать.

Продиктуйте код: на какие уловки идут мошенники, чтобы ограбить жертв Негатив, Мошенничество, Интернет-мошенники, Развод на деньги, Телефонные мошенники, Обман, Сим-карта, Длиннопост

Оставался один шаг: так как счета Елены были под угрозой, нужно было зачислить все деньги на «безопасный» счет «Росфинмониторинга», а они, как было обещано, проведут взаимозачет, и кредит будет закрыт. Наконец, женщина осознала, что обе звонивших связаны мошеннической схемой. Перевод денег со своего счета она делать не стала, тем самым сохранив их.

Продолжение не следует…

Кредит перед банком Елена закрыла без процентов и штрафов. Благодаря содействию родственников, которые вовремя вмешались, вернула доступ к личному кабинету «Госуслуг» (смотрите нашу инструкцию).

Но это, к сожалению, больше похоже на удачу, чем на закономерный исход, ведь в большинстве случаев люди, попавшиеся на улочку мошенников, стыдятся кому-то об этом рассказывать, опускают руки и покорно соглашаются на навязанные услуги.

План действий

Эксперты по кибербезопасности напоминают: никому и никогда не следует сообщать по телефону коды, откуда бы они ни пришли. Если вы подозреваете или уверены, что вас обманули и мошенники получили доступ к аккаунту на «Госуслугах»:

Обращение в полицию можно оставить на сайте или лично в отделении.

Горячая линия поддержки портала «Госуслуги»: 8-800-100-70-10,

Горячая линия МВД: 8-800-222-74-47.

  • Позвоните на горячие линии банков, в которых у вас открыты счета или имеются кредиты. Предупредите о сложившейся ситуации и попросите установить дополнительный контроль, чтобы на ваше имя не оформлялись обязательства.

Будьте аккуратны – вам могут поступать коды от различных банков. При их получении найдите на официальных сайтах банков телефоны горячей линии и позвоните туда, сообщив о взломе аккаунта на Госуслугах и отсутствии планов брать кредит в банке.

  • Фиксируйте дату, время звонков, данные менеджеров, с которыми общались.

  • Через три дня следует сделать запрос вашей кредитной истории, что позволит проверить, не было ли оформления на ваше имя кредита или займа. Сделать это можно через портал «Госуслуг» (два раза в год бесплатно) или с помощью специальных сервисов, например, «Кредчек» (раз месяц бесплатно).

  • Если в отчете о кредитной истории вы увидите оформление займа на ваше имя, обратитесь с заявлением в соответствующую финансовую организацию, опишите ситуацию. Предоставьте подтверждение того, что вход в личный кабинет «Госуслуг» производился с другого устройства. Банк или МФО будут рассматривать ваше заявление.

  • Однако решение может быть вынесено не в вашу пользу, поскольку доступ к «Госуслугам» вы предоставили мошенникам самостоятельно. Возможно, вопрос придется решать в судебном порядке, что также не гарантирует положительный исход.

Поэтому будьте бдительны, не сообщайте коды и берегите ваши персональные данные.

Есть и хорошая новость: в нашей стране приняли закон о самозапрете выдачи онлайн кредитов, который каждый сможет установить при помощи «Госуслуг». Он начнет действовать с 1 марта 2025 года, и тогда россияне будут в состоянии дополнительно обезопасить себя. На сегодня такая возможность есть только если вы самостоятельно напишите заявление в каждый банк.

Если вы когда-нибудь сталкивались с похожей ситуацией и имеете опыт общения с мошенниками, напишите нам! Возможно, именно ваш вклад поможет другим читателям не стать новыми жертвами злоумышленников.