Проблемы с учебой, нужен совет

Постараюсь написать сжато.

Дано: ребенок, 10 лет. Дисграфия (специфическое нарушение письма), дислексия (специфическое нарушение чтения).

Такие нарушения существуют даже кто-то о них не знают. Это не предмет для дискуссии.

Со стороны выглядит как пед запущенность: ребенок читает додумывая окончания, а то и слово по первой букве, "смотрю к книгу - вижу фигу". Пишет так, что хоть сейчас топ-10 перлов составлять. На вопрос "как пишется?" проговаривает правильно, в тексте может написать одно и то же слово в трех разных вариациях. Списывание текста - полный провал.

Если дома я эти моменты отслеживаю и поправляю, то классные работы - это боль для моих и учительских глаз.

Заключение пмпк (психолого-медико-педагогическая комиссия) получили во втором классе. Статус ОВЗ, занимается с психологом и логопедом. Уроки делаем делаем часов до 12 ночи (вторая смена), читать стараемся по часу в день, на кружки по интересам времени почти не остается. Гаджеты по выходным, на час-два.

Контрольные по русскому - стабильно 2. Прогресс есть и неплохой, но я уже понимаю, что науку двигать будет явно не она.

Вопрос мой психологического скорее плана: стоит ли забить болт на учебу и сосредоточиться на внеурочке или дальше (с истериками ребенка и ненавистью к школе) усиленно грызть гранит науки?

Впров жду с ужасом, но остаться на второй год не так то просто оказывается (пыталась). Психолог советует максимально отстать, потому что считает, что проблемы скорее во мне и моих ожиданиях. Но... Это же чтение и письмо, база!

Нужны мнения со стороны или опыт.

Дети и родители

12.7K постов15.3K подписчиков

Правила сообщества

1.Соблюдать правила Пикабу

2.Не стоит выкладывать посты по типу «мы пописали» «мы поели» «это наш первый зуб»

3.Не устраивать споры и срачи по каждому не похожему на ваше мнение

4.Ставить нормальные тэги.

5.Нельзя выкладывать посты не по теме сообщества.

6. Поддерживать интересных авторов

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
5
Автор поста оценил этот комментарий

Выдохните. Посмотрите вместе с ребёнком фильм "Звёздочки на земле" (Аамир Кхан). И забейте на хорошие оценки. Получает ребенок аттестацию - и ладно. Её сила в другом чём-то. Чаще всего в творчестве.

Ответьте себе на вопрос - вам нужен здоровый (психически, психологически и физически) ребёнок или ребёнок, получающий оценки не ниже ваших ожиданий?


У меня тоже оказывается дисграфия, только сначала я её списывала на быстрое письмо в институте. В школе не замечала, но я перепроверяла всё, что пишу.

раскрыть ветку (29)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Это все круто, но как ребенок будет экзамены сдавать?
раскрыть ветку (12)
Автор поста оценил этот комментарий

Сейчас ЕГЭ. На него можно банально натаскать. А устный экзамен, если ребёнок сообразительный (а никаких данных об УО у этого ребенка нет), нормальный адекватный педагог ему зачёт.

раскрыть ветку (11)
Автор поста оценил этот комментарий
Если не сможет правильно читать, то и на тестовой части засыпется. А если писать - там, где нужно написать свое мнение, мини-сочинение.
раскрыть ветку (10)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Сможет. Просто там, где вы не приложите усилий и потратите 1% когнитивной мощности своего мозга, ему потребуется потратить 10-15 или больше %.

Сочинение не всегда и не везде нужно. Почему вы циклитесь на субъективной оценке? И почему считаете, что то, что хорошо и подходит для вас, так же хорошо и подходит для этого ребёнка? Может он классный аналитик или художник?

раскрыть ветку (9)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Вы сдавали ЕГЭ? Там пофиг всем, какой вы художник.
раскрыть ветку (8)
Автор поста оценил этот комментарий

Сдавала. И был довольно высокий балл. Прошла в ВУЗ на бюджет без напряга (одна четверка, остальные 5). На ЕГЭ можно натаскать.

раскрыть ветку (7)
Автор поста оценил этот комментарий
И у вас дислексия и дисграфия? Вы не можете правильно писать и читать?
раскрыть ветку (6)
Автор поста оценил этот комментарий

У меня дисграфия и дислексия. Я заменяю некоторые буквы в словах на другие, путаю их местами, путаю цифры местами, есть несколько пар имён, которые для меня одинаковые. И по русскому языку я получила 5 по ЕГЭ.

Почему? Потому что приучила себя контролировать то, что пишу. По буквам.


Недавно мне передавали посылку. Я написала человеку адрес, он позвонил мне с улицы, когда подъехал. И пропал - домофон молчит. Минут через 5 он набрал меня и спросил N квартиры. Я уверенно назвала свой, а он мне ответил, что я написала ему другой. И таки да, вместо 63 я написала 36. И даже не заметила этого. Поэтому когда порядок цифр важен, я называю числа по цифрам ("два три" вместо "двадцать три"), а если путаница не критична, то не парюсь.

раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий

Подскажите в школьном возрасте кроме самоконтроля вы как то работали дополнительно над ее устранением? Или просто с возрастом привыкли контролировать и проявления сгладились?

Меня волнует что с одной стороны мы тратим уйму времени (которое можно потрать на поиск и развитие сильных сторон), а результат может не сильно отличаться по итогу. А с другой, что упустим время и эти нарушения в итоге сильно усложнят жизнь

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Знаете, я на эту особенность обратила внимание в институте. Возможно, в школе она была не такой явной - объём письма был кратно меньше.

У меня очень грамотная мама, она занималась со мной гуманитарными предметами. В начальной школе был сильный учитель. И очень сильный учитель по русскому/литературе с 5 по 9 класс. У тех, кто учился у неё по ЕГЭ были 4 и 5, хотя конкретно в нашем классе в 10,11 русского и литературы считай что не было.

Из школы я помню, что всегда путала заглавные З и Е. И зная это, перепроверяла их постоянно. Когда писала - проговаривала (и до сих пор такое есть) про себя по словам и следила, что в данный момент пишу. В начальной школе была какая-то проблема с математикой - постоянные двойки на математическом диктанте и , насколько я помню, на контрольных. Потом с 5 класса я была в пятёрке лучших по математике. Некоторые одноклассники даже завидовали. Если нужно кому-то продиктовать номер телефона, карты, то диктую или прошу мне диктовать только по цифрам. Например, девять-два-шесть-девять-восемь-пять-ноль-шесть-ноль-три. А не двух-или трехзначными числами. В критических важных ситуациях я просто стараюсь не дать мозгу сработать так, как мне не нужно. Это конечно затратно, но таких ситуаций крайне мало. Во всех остальных случаях я смирилась с возможными ошибками и не обращаю на них внимание.


В институте всё списывала на торопливость и перегруженность мозга. Уже потом поняла, что это дисграфия. И у сына её поставил логопед в саду. Зато у него, как и у меня, отлично идёт математика и врождённый музыкальный слух.


Почитайте Марию Мелию, проконсультируйтесь с хорошими психологами, дефектологами. Если затраты на невелирование этого "недостатка" так велики, то может и не надо тратить на это силы? Гораздо выгоднее развивать сильные стороны. И придумать, как ими или чем-то другим прикрыть слабые. И избежать ситуаций, когда дислексия/дисграфия смогут сыграть ключевую роль. Условно, не пытаться сделать из ребёнка писателя. У меня был одноклассник, который математику решал так, что даже учительница (а она очень хороший и сильный математик) не всегда сразу понимала его решения. А по русскому и литературе у него была 2. В школе я думала, что он просто не хочет/не любит сочинения писать. А теперь задумалась о других возможных причинах. Если не забуду - спрошу у его мамы.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Мне эта особенность работы моего мозга жить не мешает. Зато у него есть другие "плюшки", которые её с лихвой перевешивают.

Автор поста оценил этот комментарий
Сила то наверное есть, только ей надо во взрослом возрасте кушать что то.
раскрыть ветку (8)
Автор поста оценил этот комментарий

Дисграфия не мешает работать и зарабатывать деньги. Если только работа не связана с письменной грамотностью.

раскрыть ветку (7)
Автор поста оценил этот комментарий
Она мешает нормально учиться.
раскрыть ветку (6)
Автор поста оценил этот комментарий

Не мешает она нормально учиться. Она мешает получать нормальные оценки у педагогов, которые "не в теме" и за письменные задания.

РS: нормально это как? И для кого - нормально?

раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий
Вот интересно - как много таких людей стали успешными и много зарабатывать? В процентном соотношении. И кем они могут работать?
раскрыть ветку (4)
1
Автор поста оценил этот комментарий

А у вас успех в жизни выражается только в многомиллионных заработках? Хоть кем они могут работать. Кроме разве что редакторов, возможно, бухгалтеров и программистов - в тех профессиях, где особенность работы их головного мозга компенсируется. Мне вот дисграфия нисколько не мешает быть классным врачом и диагностом. Хотя ассистенты мои страдают - я номера зубов им всегда неправильно называю, первую цифру часто путаю с соседним сегментом. Кто со мной постоянно работает - уже привыкли и пишут как надо.

У меня у сына более выраженная дисграфия, чем у меня. Русский и чтение не любит. А вот математику обожает - школьную программу по ней обгоняет. Я не парюсь по этому поводу. Ребенок умный и сообразительный. А то, что буквы путает или пропускает, это не беда.


Ну и для примера

Известные дислексики и дисграфики

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий
Так вы не сказали сколько таких людей в процентном соотношенииистали успешными(хорошо устроились в жизни). 1-2 процента или 20?
раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Как человек, который изучал дисграфию/ дислексию в универе скажу, что скажем 20 лет назад даже статистики по дисграфикам никакой не было. Чаще ребенок считался бездельником и лодырем. Так что о процентах по успешности среди них никто не знает

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Больным всегда тяжелее. У здоровых стартовые условия лучше. Я думаю что процент успешных среди таких людей гораздо меньше, чем у здоровых.
Автор поста оценил этот комментарий

Фильм смотрела, спасибо что напомнили про него.

Мне нужен потенциально самостоятельный при выходе во взрослую жизнь ребенок. По возможности не с убитой самооценкой.

Я мечусь в своем внутреннем поиске между советами Петрановской (психолог, советует отстать от детей и давать им возможность самим принимать решения и расхлебывать последствия) и пониманием, что это нарушение, которое уместно сравнить с плоскостопием - по степени отравления жизни, сложностью исправить во взрослом возрасте и ответственностью родителя

раскрыть ветку (6)
2
Автор поста оценил этот комментарий

если позволите, сделаю небольшую ремарку: вы не знаете, как это отклонение от нормы повлияет на жизнь ребенка, вы вообще ничего релевантного не можете предположить о степени отравления жизни этой особенностью - это не более чем ваши догадки и страхи, едва ли имеющие под собой объективные основания. учитывая, насколько быстро меняется мир, вы на горизонте 10 лет даже сказать не сможете, будут ли люди писать и читать в той же степени, как делают это сейчас.


более того, смыслы сейчас создаются не только письмом и текстами. я бы даже сказал, человечество от этого уходит, замещая себя в этой функции нейросетями.


если ребенку ну вот вообще никак не удается поправить это, то вы, вероятно, растрачиваете самый продуктивный для получения фундаментальных структурных знаний период ребенка не на то. вам верно подсказали выше, что стоит расфокусироваться с ваших и "педагогических" представлений о норме, принять для себя, что в особенностях вашего ребенка нет ничего страшного (а это реально так), перестать уничтожать жизненный энтузиазм и вместе поискать, чем ребенок мог бы заниматься с удовольствием.


а по поводу ответственности: слушайте Петрановскую, потому как ваша ответственность будет не в том, насколько круто ваш ребенок пишет сочинения (многим пригодился этот навык в жизни? в некоторых местах моих предыдущих работ, встречались люди даже в c-level, которые писали так, что я не очень понимал, как они вообще попали туда, а когда начинал с ними общаться, то понимал), а в том, насколько вы помогли раскрыть ребенку его потенциал. пока вы пытаетесь раскрыть в ребенке не его потенциал, а свой, вместе со своими комплексами и страхами. и это нормально - многие родители идут на поводу у своих страхов, как им завещали и их родители, но важно уметь остановиться и спросить себя: "а я вообще помогаю своему ребенку? или себе?"


возможно, мои слова где-то прозвучат излишне резко, но я это пишу, потому что знаю, что вы это сможете переработать и потому что желаю вам и вашему ребенку счастливой жизни. поэтому не переоценивайте себя, свои представления о будущем и свое понимание того, что ребенку пригодится в жизни. лучше постарайтесь узнать своего ребенка с других сторон. сторон, в которых у него что-то получается куда лучше, чем у вас и чем у остальных - а этих сторон скорее всего даже ни одна и ни две.

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

Как здорово вы сказали! Полностью поддерживаю!

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
спасибо)
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо, мил человек, вот чего-то такого мне и нужно было прочитать. У меня действительно "пунктик" на грамотности и любви к чтению

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

рад, что хоть так смог помочь.

если вы понимаете, что не в силах осмыслить, управлять и нивелировать свои пунктики, к которым дочь не предрасположена, то вам хорошо бы обратиться к специалисту или заняться самопомощью не по средствам собственного ребенка, а самостоятельно.


прочел, что дочери нравится косметика. ну в целом круто же! не скажу. что мне самому близки такие увлечения детей и взрослых, но эта индустрия растет, как растет и инфо-сфера.


то, что дочь отказывается куда-то идти и чему-то обучаться - прямое следствие насильного обучения её тому, чему вы её обучаете. для нее, вероятно, надолго опыт обучения будет связан с насилием/унижением.


в этом, думаю, наибольшая проблема. вам необходимо или вместе с ней (или в формате её самостоятельного обучения) предложить ей что-то, где её не будут оценивать, где она сможет самовыразиться так, как она хочет (для этого вам все ей нужно будет объяснить, не в стиле "вон, иди учись рисовать", а в стиле "дочь, мне так нравится. как ты рисуешь, давай попробуем что-то нарисовать вместе или попробуй сама, используя вот такую информацию или такие курсы, за результат не переживай, мне он точно понравится", чтобы создать у нее хоть какое-то положительное подкрепление обучения. это большая и долгая работа, судя по всему. но необходимая для того, чтобы ваша дочь просто могла иметь и сохранять мотивацию к обучению.


если насилие в обучении продолжится - 99%, что всё закончится грустно, что ребенок и наполовину не сможет реализоваться. потому что тупо не будет знать как. а учиться будет страшно. уже страшно, судя по всему.


допускаю, что, если пойдете по этому пути, вам стоит извиниться перед дочерью за то, что заставляли её делать что-то, зная, что у неё дисфункция в этом направлении. признать, что, возможно, вы ошибались в своих методах и подходе. предложить её вместе подумать и найти какой-то способ, как выйти из ситуации, чем заняться. как получить аттестат с неважно какими оценками и как подготовиться к взрослой жизни. вместе.

Автор поста оценил этот комментарий

Нам в школе биолог рассказывал про своего ученика. У мальчика была дисграфия. И тогда ещё писали сочинение при поступлении в ВУЗ. Мальчик выучил наизусть несколько сочинений - какая буква за какой идёт. Поступил в институт.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку