Про ВАСЮ

Есть у меня в знакомых один дяденька взрослый и трудоспособный. Пусть будет Вася, Василий.

Случился в его жизни тяжелый период, а может, наоборот, благоприятный, х/з, короче, что за период — набрал Вася кредитов. Благо банки выдавали не скупясь. Думаю, всем приходили смс-приглашения от щедрых банков — приходите, мол, берите, справок ваших нам не надо, поручителей не надо, только возьмите, хоть тушкой возьмите, хоть чучелком хоть кредитной картой, хоть договор заключите. («К Новому году всем подарков кУпите!! А потом потихоньку расплатитесь.» Это уже лично мне, пенсионерке со стажем и невеликой пенсией Сбер предложение делал при очном посещении банка в конце декабря 2022 года. Из «свеженького», буквально вчера СМС-ка пришла: «Бесподобная, горячо любимая, бесконечно уважаемая Имярек, достичь большего поможет кредит на 461 000 рублей под 18,9% годовых. При сроке 60 мес. ежемесячный платёж -11 934 рубля. Подайте заявку и узнайте решение Сбербанк онлайн.» При пенсии в пятнашку самое время взять кредит и достичь большего, ага.).

Но, вернёмся к своим баранам, а, точнее, к Василию. Кредитов-то Василий набрал, какое-то время исправно платил, но вот полностью вернуть деньги в «кровеносную систему экономики» не получилось, а точнее - пропали в какой-то момент у него хоть какие-то возможности для возврата, то понос, то золотуха, то безработица, то ковид сам по себе, то ковид на пару с безработицей- трижды только ковидом с начала пандемии переболел, и т. д.

Банки выждали ровно столько, сколько надо, чтобы проценты выросли до максимума и принялись долги взыскивать - кто через суд, кто как. И всё это, ясен пень, случилось почти одновременно.

У Василия же к этому времени вроде как и жизнь потихоньку налаживаться начала- работу, наконец, постоянную нашёл, душевное равновесие приобрёл, и решил Вася банкротиться.

С началом процедуры банкротства, естественно, все взыскания прекращаются, а после завершения жизнь вообще играет новыми красками. Однако до процедуры банкротства ещё дожить надо, и стоит это по факту тоже недёшево, но самому браться - себе дороже будет.

Но, как не крути, рассказ всё же будет не о том, как Василий банкротился, а о том, как он «динамил» банк с получением исполнительного листа по решению суда о взыскании долга до своего обращения в арбитражный суд с заявлением о банкротстве. «Динамил», впрочем, тоже условно. Тут скорее речь о счастливом стечении обстоятельств.

Поскольку сейчас в гражданском процессе обязательна досудебная процедура, то банки рассылают претензионные письма. Граждане прочухали прознали про это и не спешат получать письма-претензии, потому что очень легко по почтовому треку определить, кто письмо выслал, и поэтому банки теперь пользуются услугами фирмы, отсылающей их письма как свои — так называемая услуга «конверт в конверте». Вася их, естественно, тоже не получал. Месяца три или четыре банки слали такие письма, а потом обратились кто в суд, кто к нотариусу.

В начале марта прилетает Василию повестка из районного суда, что видно по треку. Письмо с повесткой ответчик наш не получает. Но по сайту районного суда отслеживает ход событий - суд его зовёт в предварительное заседание. Вася в суд не приходит, и суд для продления процессуальных сроков привлекает в качестве третьего лица РОСП — районный отдел судебных приставов. Не спрашивайте меня, зачем суд именно приставов привлёк, я не знаю. С таким же успехом суд мог бы привлечь и районную ИФНС.

Суд высылает повторно повестку, Василий уже является в заседание, заявляет ходатайство об отложении слушания для ознакомления с материалами дела. Суд ходатайство удовлетворяет, заседание откладывается, Вася с делом знакомится, делает копии материалов.

В процессе рассмотрения дела по существу суд вдруг сам решил уточнить что-то у банка и пытался позвонить прямо в судебном заседании в банк (я, кстати, впервые о таком слышу), трубку никто не взял, и пришлось суду делать письменный запрос в банк. Т.е., опять отложились.

Через три с половиной месяца от подачи заявления в суд было вынесено решение о полном удовлетворении исковых требований банка. Впрочем, там и спорить было не о чем.

А до процедуры банкротства ещё семь верст киселя хлебать. Хочешь не хочешь, а надо идти в апелляцию, тянуть время.

Но чтобы написать апелляционную жалобу, надо видеть решение суда, которое суд, однако, выдавать не торопится. Есть такой дивный способ (как правило, в случае решений по практически бесспорным требованиям) у аппарата суда повышать качество работы суда, избегая апелляции судебного решения, путём вождения проигравшей стороны за нос, как ответ по телефону, что решение суда ещё не готово, готово - но не подписано, и т. д.

Короче, аппарат под разными предлогами выдавать Василию решение не торопится. Тем более, что выглядит наш должник-ответчик простецки, как обычный недалёкий работяга.

Василий обращается за советом, что делать? Пишите, говорю, заявление в суд следующего содержания «В связи с неготовностью решения суда прошу о готовности сообщить по такому-то номеру телефона», а также распечатайте официальную информацию с сайта суда, и храните её как особо ценную.

Вася делал так ровно три раза, при этом предварительно всегда звонил в аппарат, в аппарате с увлечением сообщали очередную версию про совещание, ретроградный меркурий, свадьбы-похороны-рождения и т.д.. Короче, то ли за неделю до истечения срока на подачу апелляционной жалобы, то ли меньше, выцарапал Вася, наконец, своё решение, и только после этого на сайте суда, в системе ГАС-правосудие, отразилась информация о дате изготовления решения в окончательном виде, которое, судя по дате, должны были выдать ещё три недели назад.

Решение стандартное, всё по закону. Знакомые юристы Василию говорят, мол, решение законное - придраться не к чему, на чем основывать апелляционную жалобу х/з, но пока можно подать краткую апелляционную жалобу, а там что-нибудь придумаем.

Подали краткую апелляционную; меньше, чем через неделю пришло определение о возвращении в связи с пропуском сроков на подачу апелляционной жалобы .

Вася снова за советом, что делать? Пишите, говорю, частную жалобу в областной суд на определение районного суда о возвращении краткой апелляционной жалобы, к ней прикладывайте копии своих заявлений с просьбой сообщить вам о готовности решения суда, а также информацию с официального сайта суда за все дни, когда подавали заявления о выдаче решения в суд. В этих информационных распечатках особо выделяйте пометку об обновлении информации самим судом. Но к этой частной жалобе у вас уже должна быть приложена полная апелляционная жалоба на решение районного суда и соблюдены все формальности вроде отсылки жалобы банку. Нашелся-таки в банковском договоре один пунктик - банк по договору должен был долг через нотариуса взыскивать, во ВНЕсудебном порядке, так сказать, но отчего-то пошел в суд. Вот на этом и обосновали апелляционную жалобу. Дескать, не соблюдён ДОсудебный порядок. Ну вот такие мы — обыватели, не могём ДОсудебный порядок от ВНЕсудебного отличить. Потому как не понимаем разницы, но слово «синоним», вроде, знаем.

В последний день срока на обжалование определения суда о возвращении краткой апелляционой жалобы в суд прибыла Васина частная жалоба со всеми приложениями. Судья, конечно, переполошилась, частное определение от областного суда в отношении судьи, благодаря аппарату которой вся эта шняга, досадное недоразумение, всё так произошло, судье получать явно не хотелось.

Василию районный суд написывал - заказных писем Вася не получал, названивал — на звонки с незнакомых номеров Вася не отвечал, в конечном итоге в субботу, да-да, в субботу, выслали торжественное смс-сообщение о нижайшей просьбе приглашении в судебное заседание о восстановлении «Уважаемому Василию Батьковичу» сроков для подачи апелляционной жалобы.

Василий снова за советом, что делать, в заседание идти не хочет, элементарно судьи боится, вдруг закует в кандалы сразу в зале суда? Заседание во вторник. Пишите, говорю, заявление о том, что присутствовать не можете, в кандалы не согласны, суду доверяете, сдавайте заявление в канцелярию утром в понедельник.

Суд самостоятельно без ходатайства стороны восстанавливает сроки для подачи апелляционной жалобы, и вот тут случилось самое вкусное. На предоставление возражений банку суд дает ни много ни мало, а аж целых три месяца. На подачу апелляционной жалобы — месяц, а на возражения на апелляционную жалобу — три. Впрочем, Васе нашему именно это и надо.

Дело убыло в областной суд перед самым новым годом, в областном рассматривалось всего месяц, но ещё месяц ехало назад. Исполнительный лист был выдан мгновенно сразу по возвращении дела в районный суд в начале марта, что для этого районного суда вообще не свойственно (месть аппарата, ага), но банк с исполнительным листом не очень торопился к приставам. К моменту обращения банка к приставам процедура в арбитражном суде по банкротству уже была запущена. По возбуждении исполнительного производства по исполнительному листу производство сначала было по заявлению должника приостановлено, а затем начали работать нормы законодательства о банкротстве физ.лиц.

P.S. Банк, естественно, протестовал в первой инстанции в арбитраже, и даже в апелляцию сходил. Василий -то ведь стабильный доход в период рассмотрения дела о банкротстве имеет, и потому никакого банкротства, по мнению банка, ему не положено, ну и что, что немного получает, получает немного, но стабильно, семьи не имеет, содержать ему некого, ему, мол, для счастливой жизни и миски похлёбки хватит, так что Васина зарплата должна идти банку, а Васе и миски с похлёбкой за глаза. На что апелляция ответила примерно следующее - банк головой должен был соображать, когда выдавал кредиты кому не попадя, по спецпредложениям, без проверки финансовых возможностей заёмщика соблюдать условия договора, а также знания его кредитной истории. Предпринимательская деятельность — это добровольный риск. «Ставки сделаны, господа!» Банк рискнул и проиграл.

И вот ещё что. Если бы банк действовал через нотариуса в соответствии со своими же условиями договора, то к моменту начала процедуры банкротства с Василия бы уже целый год взыскивали бы по исполнительному производству, возбужденному районным отделом ФССП по требованию банка на основании исполнительной надписи нотариуса. Ибо исполнительная надпись нотариуса приравнена по силе к исполнительному листу. Т.е. банк целый год «шатался» по судам, вожделея получить документ, который мог получить при единственном визите к нотариусу. И соблюдение правила досудебной претензии в случае нотариальной надписи тоже ни к чему.

И, кстати, если бы я была судьёй, я бы на самом деле вернула исковое заявление банку в связи с тем, что договором предусмотрен внесудебный способ взыскания долга. Суды же постоянно жалуются на свою перегруженность, но, как видим, исправно себе лишнюю нервную работу находят)))