227

Про самый мощный ракетный двигатель

Когда речь заходит (нечасто это бывает, но всё же) про мощнейшие ракетные двигатели, то некоторые люди вспоминают про американский F-1, устанавливавшийся на "Сатурн-5", другие — про советский РД-170, крепящийся к "Энергии", а кто-то и вовсе ничего не вспомнит. И "Сатурн", и "Энергия" — это 2 сверхтяжёлые ракеты, причём первая являлась лидером по выносимой полезной нагрузке, хотя РД-170 несколько мощнее F-1.

Однако двигатель твердотопливного бокового ускорителя "Спейс Шаттла" оставляет своих конкурентов далеко позади.


Для наглядности вот вам картинка:

Про самый мощный ракетный двигатель Ракета, Space Shuttle, Шаттл, Двигатель, Гифка, Длиннопост

Краткая анатомия "Шаттла". Упрощённо вся система состоит из 4-х элементов. Топливный бак содержит топливо и окислитель для работы трёх главных (маршевых) двигателей, расположенных в нижней части орбитера — ракетоплана, в котором находится полезная нагрузка и экипаж. К баку, помимо космического корабля, крепятся два ускорителя. Длина "Шаттла" составляет 56 метров. При первом запуске топливный бак был выкрашен в белый цвет, однако в последующих пусках его красить не стали — и так сойдёт в целях снижения массы системы и экономии денег. Так он приобрёл свой фирменный оранжевый цвет.

Так вот, именно двигатель, располагающийся в боковом бустере, и является самым мощным когда-либо созданным, развивавший тягу в 12,5 меганьютон! Для 99% людей это число, вероятно, ничего не значит. Для меня тоже. Поэтому погуглив, я стал писать пост дальше.


Тяга двигателя выражается в ньютонах. Если движок выдает 1 ньютон, то он способен придать объекту массой в 1 кг ускорение в 1 м/с^2. Снова сложности, снова гуглим, что такое ускорение.

Ускорение в 1 м/с^2 означает, что за каждую секунду скорость объекта будет увеличиваться на 1 м/с. То есть взяли литровую бутылку с водой (она имеет массу как раз в 1 кг), нацепили на неё двигатель, и она через секунду будет двигаться со скоростью 1 м/с, в следующую секунду 2 м/с, ещё через секунду — 3 м/с ну и так далее.

Таким образом, один бустер способен сдвинуть с места объект массой 12500 тонн! Да и не просто сдвинуть, а ещё и увеличивать его скорость на 1 м/с каждую секунду. 2 бустера обеспечивают уже 25,5 меганьютон тяги.

Про самый мощный ракетный двигатель Ракета, Space Shuttle, Шаттл, Двигатель, Гифка, Длиннопост

126 полёт "Шаттла". Астронавты летят ремонтировать телескоп "Хаббл". Стартовая масса всей системы около 2000 тонн. Всё это с лёгкостью поднимается двумя ускорителями. Вклад маршевых двигателей орбитера в общую тягу на данном этапе незначителен — всего около 5,3 меганьютон (по ~1,8 МН на каждый двигатель).

5 двигателей (2 бустера + 3 на ракетоплане) суммарно на старте выдают невероятные 31 меганьютон тяги — это даже больше, чем у 27-двигательной Falcon Heavy. Причём более 80% тяги обеспечивают двигатели боковых ускорителей.

Про самый мощный ракетный двигатель Ракета, Space Shuttle, Шаттл, Двигатель, Гифка, Длиннопост

Сочетание в одной системе и жидкостных (собственные двигатели орбитера; на гифке по центру), и твердотопливных движков, создаёт некоторые особенности старта. Первыми запускаются двигатели космического корабля. И только когда будет получен ответ о штатной их работе, тогда включатся боковые ускорители. Такая последовательность исходит из особенностей твердотопливных двигателей — после зажигания их невозможно выключить.

Несмотря на столь мощную двигательную установку, по грузоподъёмности "Шаттл" очень серьёзно проигрывал пятому "Сатурну" и "Энергии". Первая закидывала на орбиту аж 140 тонн (5 двигателей F-1 развивали на старте 33,5 МН тяги), вторая — около 100 тонн (4 двигателя РД-170 на старте давали 28,8 МН).

"Шаттл" же вывозил около 25 тонн. Вообще, его грузоподъёмность составляла около 90 тонн. Но в эти числа входит также масса космического корабля — где-то 68 тонн. "Шаттл", в отличие от "Энергии-Бурана", не может летать без орбитера, так как он является неотъемлемой частью ракеты. А "Энергия" вполне себе могла летать без Бурана, так как являлась полностью самостоятельной системой.


Отработанные бустеры отделялись на высоте 45 километров и на парашютах спускались в океан, где их подбирала специальная поисковая группа. Затем они доставлялись на завод-изготовитель для ремонта в целях повторного использования.

Исследователи космоса

19K постов48.8K подписчиков

Правила сообщества

Какие тут могут быть правила, кроме правил установленных самим пикабу :)

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
Автор поста оценил этот комментарий

Эээээ... Вы определитель - то ли двигатели сравниваете, то ли носители. Если судить по суммарной тяге на старте носителя то самые крутые - НК-15 и НК-33, должны были давать тягу больше 45 МН. А так - смотря что мерять - SRB или РД-170.

раскрыть ветку (11)
0
Автор поста оценил этот комментарий
Вообще пост про движок от SRB.
Откуда у НК-15 и 33 такая мощность?
раскрыть ветку (10)
4
Автор поста оценил этот комментарий

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D-1

Имхо все же надо разделять ТРД, ЖРД и двигатели системы ориентации. Вещи слишком разные для прямого сравнения что мощнее.

раскрыть ветку (9)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Эээээ... Вы определитель - то ли двигатели сравниваете, то ли носители.

Сравниваются движки. То, что я начал позже писать про суммарную мощность при старте — так это просто тупо для информации. Чисто для справки суммарная мощность сатурна, энергии и шаттла.

По поводу Н-1 — ну она толком и не летала успешно. С таким же успехом сюда можно было приплести энергию в модификации "вулкан", с ног до головы обвешанной ускорителями.

Имхо все же надо разделять ТРД, ЖРД и двигатели системы ориентации. Вещи слишком разные для прямого сравнения что мощнее.

Ну да, можно было ещё приплести удельный импульс. Но это уже сложно, поэтому проще по тяге.

раскрыть ветку (8)
0
Автор поста оценил этот комментарий
По поводу Н-1 — ну она толком и не летала успешно. С таким же успехом сюда можно было приплести энергию в модификации "вулкан", с ног до головы обвешанной ускорителями.

Не то что бы не успешно летела, она ни разу не добралась до запуска второй ступени. Но если речь идет о двигателях - то решение все работало, раз вообще оторвалось от стартового стола. В отличии от бумажных вулканов, Sea dragon и прочих сверхтяжей золотого века космонавтики.

раскрыть ветку (7)
0
Автор поста оценил этот комментарий

SRB - тяга 1400 тонн

НК-33 - тяга 154 тонны

Есть разница?

раскрыть ветку (6)
Автор поста оценил этот комментарий
Если судить по суммарной тяге на старте

НК-33*30 = 4620. Читать учитесь, пригодится по жизни.

раскрыть ветку (5)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Ну так это 30 двигателей, а не один. К чему тогда это?

самые крутые - НК-15 и НК-33

Пост ведь об одном двигателе. У Шаттла их, кстати, было два + три RS-25. А один RS-25 - это 181,4 тонны тяги, больше чем у одного НК-33

раскрыть ветку (4)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Тогда при чем тут суммарная тяга сатурна? Там один двигатель стоял?

раскрыть ветку (3)
0
Автор поста оценил этот комментарий

Дело в том, что в перечисленные ракеты (сатурн, энергия и шаттл), помимо наличия одних из самых мощных двигателей, являлись и рекордсменами по тяге первой ступени в момент старта. Я не стал писать про н-1, потому что это был провальный проект, плюс двигатели там вообще далеко не одни из самых мощных. Но в принципе упомянуть можно было бы.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Прямо все три сразу были рекордсменами?

раскрыть ветку (1)
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку