Про поведение и реакцию населения на людей в форме

В комментариях к одному моему посту (не буду давать ссылку, дабы не привлекать внимания волн говна - люди, на хрена вам нервы тратить?? если я в чьих-то глазах, цитирую, гнилая баба и занимаюсь скотством, то вы здесь и вообще в чьих-то глазах ни чуть не лучше. благо буковки всё стерпят) предлагала одному из пользователей написать про вот такую реакцию людей на тех, кто ходит в форме по городу. В частности - в форме МЧС.

Прежде всего надо сказать о том, что всех под одну гребенку относить не стоит. Да, часто в погонах оказываются люди с неадекватным и даже девиантным поведением, и редко это из-за их человеческих качеств. Чаще всего оскотинивание происходит из-за простых людей - потому что отношение предвзятое. Так на любой должности. Приходят молодые люди с благородными душевными порывами помогать, спасать, предупреждать, словом - еще зеленые, но когда проходит пару лет контакта с населением - тут любой меняется. На моей памяти даже заведующая педиатрией в роддоме, бывшая всеобщей любимицей родильниц и медсестер, через два года по всеобщему мнению стала мразью. А потому что ей приходилось чуть ли не каждый день доказывать недалеким мамочкам, что лучше для новорожденных, и гонять нерадивый персонал, гонять курящих рожениц по туалетам, постепенно поднимать голос, сажать его, так что любой разговор начинать с наездов для нее стало уже нормой - по-другому люди не понимают. Вообще должности, где нужно общаться с населением - очень нервотрепные.

Вот так и начинается кадровый голод. Половина увольнений из-за того, что люди не выдерживают давления со всех сторон (тут же еще указания руководства нагнетают атмосферу, не забывайте).

Еще нужно помнить о том, что людям нравятся козлы отпущения. Почему в новостях всегда слышно только резонансные события о том, что где-то кто-то превысил полномочия? Почему не говорят о том, сколько народу проявляет героизм каждый день? А сколько народу делает полезные дела? А полезные дела нынче очень неблагодарные.

К этому моменту могу рассказать первый случай. Новогодняя ночь. Девятиэтажный мкд на 12 подъездов. До четырех часов утра жители вынуждены сидеть без электроэнергии, а у одного подъезда - стоять на холоде. Потому что пожар. Возгорание из-за сигареты на первом этаже в колясочной квартире. Погибли трое, числящиеся на учете в наркодиспансере, "синяки" по мнению их соседей. Четвертый погибший - женщина, решившая эвакуироваться с верхних этажей и задохнувшаяся угарным газом, долгое время пробыла в реанимации, не спасли. Вместо того, чтобы вместе со всем остальным населением праздновать Новый Год, мы, инспекторы по пожарному надзору, выходим на работу на следующий же день. Начинаем по указанию руководства поквартирный обход этого дома и всех мкд в квартале, и в близлежащем тц тоже проводим профилактику. Стучимся в каждую дверь, даем листовку с памяткой о том, что нужно делать при пожаре, общаемся с людьми в каждой квартире, чтобы хотя бы номера телефонов напомнить экстренных служб. Многие двери открывают и слушают, по их напуганным глазам видно, что они знают о произошедшем пожаре, что он был так близко - в соседнем подъезде, в соседнем доме. И слава Богу, не у них - это прямо видно по их отношению и разговорам. НО... неадекватов ровно половина. Что только не делали люди. На нас кидались с палками, спускали собак, самое безобидное - обкладывали матом, даже нет - просто кричали что-то нечленораздельное из-за дверей. А ведь мы такие же люди, причем большинство инспекторов - женщины, есть женщины в положении (в бушлатах животов не видно), есть миниатюрные девушки, есть вчерашние курсанты или студенты, которые пришли не просто выполнять указание руководства и для галочки со всех подписи собрать, что обучили, а уделили внимание кому-то совершенно чужому в свои законные выходные дни. И каково это, можете себе представить? Помню, я сама была настолько встревожена и в стрессе, что когда вышла из очередного подъезда и увидела пожарную автоцистерну с нашей части ОПЯТЬ у этого дома, я побежала по сугробам через весь двор на перерез. А у самой в голове мысли: успел кто-то из наших там побывать с профилактикой? Ведь вроде почти всех обошли, четвертое января уже, почти весь квартал уже обошли. Тормознула АЦ, высунувшийся водитель, рубаха-парень, озадаченно на меня уставился.

- Что случилось? Опять пожар??

- Да нет. Мы с журналюгами, - он кивнул через плечо на едущие следом машины нашего руководства и городского телевидения, которые я не заметила издалека. - Сюжет снять хотят для народа про последствия пожара.

От сердца отлегло.

И второй случай про неадекватов. Одна из наших госфункций - взаимодействие с органами власти, СМИ и т.д. Сюда же входит взаимодействие с органами социальных служб. Сюда входят рейды по семьям СОП (=социально-опасное положение) и ТЖС (=тяжелая жизненная ситуация) совместно с полицией. Полиция почему-то никогда с нами в таких рейдах не бывает. Представители МЧС в таких рейдах осматривают квартиры на предмет возможных нарушений ПБ (неисправные розетки, свешивающиеся на проводах лампы накаливания, не приведи Господь оголенные провода, неисправные плиты), потому что такие семьи чаще всего неблагополучные и именно здесь риск возникновения пожара. Вот в одном из таких рейдов как-то летом я с соцработниками пришла в одну квартиру. К слову, без соцработников мы не заходим в квартиры. И в любом случае каждый раз спрашиваем разрешения у хозяев как зайти в квартиру/дом, так и осмотреть жилье. На дворе ковид, средства личной защиты тогда были обязательны как по своим личным соображениям, так и по приказу генерала, и на мне была маска, перчатки закончились, но в сумке с собой был антисептик, и я им пользовалась. И еще есть такой момент, что соцработники делают фотографии жильцов с нами в процессе подписания бумаг - чек-листы по проверке жилья. Мы всегда жильцам напоминаем про номера телефонов, о том, что нельзя оставлять электроприборы в отсутствие людей включенными и т.д. В этой квартире всё прошло как обычно. Женщина с ребенком. Вполне адекватная. Всё подписала, попрощались, ушли. Иду обратно в отделение пешком по улицам, ибо пару кварталов до работы, да и время - уже обед. Замещавшей начальницу старшей инспектору я написала, что окончила рейд и иду пешком в отделение. Прихожу - мне с порога:

- Ты чо там делала, что на тебя по телефону доверия в главк жалобу подали?

Я в ступоре.

- А в чем жалоба заключается? Всё как обычно прошло, ничего особенного не происходило. Я по пути сюда тоже спокойно шла и ни с кем не разговаривала.

- Какая-то тетка позвонила и сказала, что к ней ворвались сотрудники МЧС в квартиру без спроса, без масок, протоптались по кухне. Такой-то адрес. Вы туда попали? Есть чек-лист?

- Да, - конечно же, это та самая женщина, показавшаяся адекватной. Ей оказалось по хер, что в форме МЧС была только я, что я спрашивала разрешения зайти, разрешения осмотреть плиту на кухне, что она мне за все мои действия расписалась в чек-листе, что я ей сказала, что в квартире всё нормально, но не забывайте отключать при уходе электроприборы и не оставляйте ребенка одного дома, просто напоминаю вам (тогда летом очень часты были случаи выездов пожарных на одиноко блуждающих на карнизах детей). Помнила, что соцработники меня с ней фоткали, тут же позвонила им и попросила фотки. Ну вот она я, в маске. Меня уже хотели вызвать на ковер к самому генералу, благо всё обошлось объяснительной, в которой я написала, что была в маске, антисепктик при мне, чек-лист женщиной подписан, со мной было двое соцработников без масок, но они так-то друг друга знают, ведь она у них под патронажем.

Есть у нас еще рейды по местам, где вероятны нарушения требований ПБ в пожароопасный период. В основном, это СНТ. Как садоводы реагируют на инспекторов - это вообще отдельная тема. А вот такую профилактику проводить мы просто обязаны.

Есть третий случай. Как реагируют прохожие. Иду на остановку от отделения, нужно было куда-то недалеко съездить в школу, какие-то бумаги передать - точно не помню, но надо было сделать это быстро. Стою на пешеходнике, ко мне подходит бабушка с тростью.

- Ой, вы не подскажите, где тут можно заказать оцинковку кровли? (или что-то в этом роде она про кровлю сказала)

- Извините, но я бес понятия). Честно.

- Ну, может, вы знаете, где тут мфц?

- Да, вон та серая крыша за конечной остановкой, - указываю рукой через дорогу.

- А вы доведите меня.

И безоговорочно хватает меня за рукав. Хорошо, хоть я и немного опешила. Будь я в гражданском, у меня бы просто спросили дорогу (часто такое происходит), но довести - впервые. Ладно, бабушек через дорогу и через трамвайные пути я вожу часто, ничего в этом такого нет, даже уже обыденностью можно считать.

Веду бабушку через дорогу, через торговые ряды, подвожу к новенькому зданию мфц к крыльцу.

- Вот, это мфц.

- А вы зайдите спросите, как там заявку подать на оцинковку кровли. Я здесь постою.

Оо

- Извините, я не могу. У меня есть срочное поручение, к тому же меня ждет другая работа. В мфц я с вами не могу пойти.

- Ну ладно! - с таким вызовом был дан ответ, как будто я должна была принести ей все документы на серебряном подносе минимум. Как мне к этому относиться?

В общественном транспорте люди обычно сторонятся формы. Днем ездит много неадекватов (алкашей, наркоманов, обычные люди в большинстве своем ведь днем на работе), которые могут прикопаться и поднять руку просто так ни за что. Было дело, но не у меня. В нашем городе еще есть учебное заведение, учащиеся которого носят курсантскую форму, но им позволяются вольности и они носят ее абы как, и прилетает порой нам, сотрудникам. Как отличить студента от сотрудника в общественном транспорте? А там по уставшему взгляду всё понятно. Было дело, кто-то из молодежи меня саму принял за курсантку и начал фамильярно вести себя со мной. Там одного такого взгляда хватило, чтоб поняли). Кстати, из-за дневных неадекватов я больше не пользуюсь общественным транспортом.

Спрашивают у меня часто дорогу куда-либо или как проехать и в когда я в форме. Не отказываю никому, и если сама не знаю - достаю телефон, гуглю, смотрю карты, указываю полный путь. Пару раз помогала англоязычным иностранцам), хотя мой уровень английского не дотягивает до интермедиэйт))).

Случай четвертый. Когда в городе проходят конференции высоких представителей власти, всероссийские или международные соревнования, инспекторов ставят на такие объекты на дежурство. На одном из таких дежурств ко мне подошла девушка-студентка, на которую смотрела откровенно снизу. Я среднего роста, но эта девушка - зависть волейбольной команды, можно сказать).

- Здравствуйте! Вы из МСЧ, да?

- Здравствуйте! Ну, как видите, да).

- Я тоже вот хочу работать в МЧС. Вы кем работаете? Расскажите вообще, как там женщинам работается? Вы ведь спасатель?

- Нет, я инспектор. Нормально работается женщинам. Вот дежурим на важных мероприятиях...

- А, вы не спасатель. Ну тогда ладно, извините.

Было немного досадно). Один раз, когда дежурила на одной из новогодних елок, со мной дети попросили сфотографироваться)).

И еще про то, что "вы только наказывать да штрафовать приходите". Во-первых, вы не нарушайте. В большинстве случаев никаких штрафов - если даже люди упираются на месте правонарушения и не хотят признать вину и, самое простое по ситуации, потушить огонь, хотя ну извините, вы напрашиваетесь сами. И то - вот вам предупреждение. Штраф - это когда человек реагирует соответствующе и не хочет исправиться, продолжает качать права а-ля "это моя собственность, что хочу, то и делаю". Да ты ведь сам для себя повышаешь риск возникновения пожара, как ты этого не понимаешь... Во-вторых, всё гораздо сложнее. Далеко не всегда инспектор сразу на месте оформляет протокол, и протокол - это еще не штраф, и всё зависит от вас, какое решение будет принято по результатам рассмотрения протокола совершенно другим инспектором, а не тем, кто его составил. Эти штрафы не нам ведь в карман идут, и по головке за них нас тоже никто не погладит.

Таких случаев, на самом деле, еще уйма. Все вспомнить трудно.

Судите сами, кто как относится и реагирует. Я же ведь с палками или с клыками ни на кого не бросаюсь. Оправдания не клянчу, хотя не вижу, в чем мое поведение было оценено не так.