Про начало учебы и первые трудности

Про начало учебы и первые трудности

Первая часть тут – Про прибытие в Тарту, ФСБ и общагу

Вторая часть здесь – Про прогулку по Центру, покупку вещей и знакомства, знакомства, знакомства…

А вот часть номер три – Про пиво, текилу, кальян и южно-американские слезы


В среду – первый день наших занятий – я проснулся довольно рано: на часах было 6:47. Однако разбудил меня не будильник (вечером я установил его на 8.06), а предвкушение нового опыта – лекции на английском языке в стенах одного из старейших университетов Европы. Начиналась лекция ровно в девять часов, и, согласно электронному расписанию, проходила она в компьютерном классе, расположенном на втором этаже.

Я поднялся с кровати и отправился в душ. Там под струей горячей воды я провел 20 минут. Когда я вернулся в комнату, я постелил на пол плед, сел на него (на колени) и в течение десяти минут наблюдал за дыханием. Затем я пошел на кухню и приготовил яичницу, а также сделал два бутерброда с сыром и огурцом. Все это я съел, запив чашкой растворимого кофе.

В 8.05 я вышел из дома и в прогулочном темпе пошел в университет, балдея от теплой погоды. На крыльце главного входа я встретил Аню. Мы поздоровались, после чего она спросила меня:

– Как дела?

– Хорошо. А у тебя?

– Тоже.

– Саш, я забыла… из какого ты города?

– Переферийск.

– Это где-то около Питера?

– Да, на машине до Питера можно добраться за пять-шесть часов.

Мы зашли в университетское здание. В холле первого этажа, стояли столы, а на столах лежало множество яблок – мы с Аней взяли по штуке и пошли в компьютерный класс, который находился на втором этаже, совсем недалеко от гардероба. В компьютерном классе (он оказался просторным и светлым) находился всего один человек – это был Брайан; он сидел за столом в первом ряду и что-то пил из стаканчика (скорее всего, кофе). Мы поздоровались с ним, а потом пошли выбирать себе рабочие места: я сел за стол в середине третьего ряда, а Аня – в середине второго.

Вскоре в кабинет почти одновременно пришли Якчон, Диана, Шейда, Уинсли и Цафан. Диана села за стол, который находился рядом с моим.

– Привет, – поздоровался я.

– Привет, – сказала в ответ Диана.

Я хотел было спросить Диану о том, как проходит ее жизнь в городе Тарту, но в кабинет вошла преподавательница – женщина средних лет с очками на переносице. Она улыбнулась и поприветствовала нас. Затем она включила компьютер на преподавательском столе, а также при помощи пульта активировала проектор, прикрепленный к потолку. Вскоре на большой доске, висящей на стене, сначала появился значок Windows, а потом и содержимое рабочего стола. Преподавательница вышла в середину класса и обратилась к нам:

– Доброе утро, дорогие студенты! Меня зовут Марта. В течение этого курса вы научитесь… по крайней мере, я на это очень надеюсь, – Марта ухмыльнулась, помолчала секунду-другую, после чего продолжила свою речь. – Вы научитесь работать в программе ArcGIS. Я знаю, что примерно половина из вас с этой программой так или иначе знакома. И этим студентам, разумеется, на первых порах будет попроще… Зато остальным – интересней, пусть и трудней, – Марта опять ухмыльнулась. – Мой курс, по большому счету, и создан, чтобы уровнять тех, у кого есть опыт в геоинформатике и тех, у кого он отсутствует.

Затем Марта сделала небольшую паузу; после чего она набрала в легкие воздух и приоткрыла челюсти для того, чтобы что-то сказать, как в аудитории раздался громкий чих Шейды – он, судя по всему, сбил преподавателя с толку. Марта выпустила воздух через ноздри и повернула голову в сторону окна.

– Будь здорова! – громко сказала Аня.

– Спасибо! – Шейда ответила ей.

В следующее мгновение в дверь кабинета постучали; секундой спустя в класс вошел худой смуглый парень. Он извинился за опоздание и отправился к первому ряду столов, где оставалось одно единственное свободное место.

– Мой курс довольно короткий, – продолжила Марта. Он состоит из шести занятий. В начале каждого занятия у нас будет небольшая лекция, после которой вас будет ждать практическая работа. Также перед началом каждого занятия вы должны сделать тест в Moodle-системе. Вы уже с ней знакомы?

«Нет», – сказала половина из нас. Тогда Марта объяснила, как работает эта система. Мы все вместе вошли в Moodle при помощи логина и пароля, который был прислан каждому из нас на электронную почту еще в середине августа. Там мы отыскали курс Марты и подписались на него. В виртуальном пространстве курса для нас был открыт доступ к первому занятию: мы могли скачать лекцию и практикум (в PDF формате), данные для практикума (ZIP архив), а также пройти проверочный тест. Если результат по этому тесту оказывался «больше/равен» 80-ти баллам из 100, то нам открывался доступ к материалам следующего урока (тест можно проходить бесконечное количество раз, пока не наберешь нужное количество баллов).

Сам курс состоял из пяти уроков; заканчивался он экзаменом, который, по словам Марты, представлял собой обычный практикум с комбинацией различных заданий. Результат финальной работы (картографический файл) нужно было загрузить в Moodle не позднее 5 октября.

В 9.15 у нас началась непосредственно сама лекции. В течение получаса Марта объясняла нам основные принципы работы программы ArcGIS, дополняя свой рассказ презентацией. Какие-то моменты мне были предельно понятны, какие-то – нет. Но в целом по завершению лекции я был уверен – проблем с практической частью у меня не возникнет.

– А теперь, пожалуйста, откройте программу ArcMap и внимательно выполняйте задания из PDFдокумента, – сказала нам Марта. – Как закончите, загрузите файл в Moodle.

– А мы этот файл обязательно сегодня должны загрузить? – уточнила Шейда.

– Нет, это не обязательно, но крайне желательно, – Марта улыбнулась. – Вам самим будет проще, если вы все свои работы будете сдавать вовремя. Впрочем, если вам нужно больше времени на их завершение – никаких проблем. Вы, кстати, можете и вечером приходить в компьютерный класс: брать ключ на первом этаже и работать здесь до восьми! – Марта снова улыбнулась. – Главное, не забывайте делать тесты! Без них у вас не будет доступа к следующим урокам… А теперь я оставляю вас одних. Я считаю, что студенты магистратуры – вполне самостоятельные, взрослые люди. Мы с вам, можно сказать, коллеги. Я буду у себя в кабинете номер 201 до полудня. Поэтому, если у вас будут ко мне вопросы, обязательно приходите!

Марта покинула кабинет. Я не спеша открыл PDF с практической работой, а затем кликнул на иконку ArcMap, расположенную на рабочем столе. Пока программа загружалась, я мельком изучил документ PDF документ. Он назывался «лабораторная работа №1», и состоял из трех с половиной листов. Я порадовался небольшому объему, а затем перенес свое внимание на программу ArcMap, которая уже загрузилась – и радости внутри меня поубавилось: интерфейс ArcMap выглядел крайне пугающе. Перед моими глазами находилось огромное количество непонятных названий и символов. Я сделал глубокий вдох и приступил к заданиям.

За 20 минут мне удалось выполнить только два первых пункта лабораторной работы. Это были очень простые задания, однако курсор моей мыши всегда долго странствовал по пространству, отображенному на мониторе, прежде чем я находил нужную область или раздел. Диана, сидевшая слева от меня, также как и я, впервые работала в программе ArcGIS, и поэтому тоже страдала. Мы с ней не могли друг другу помочь. Вскоре Диана захлопнула свою тетрадку с твердой обложкой, куда она все время что-то записывала, и тихим голосом оповестила меня:

– Мне трудно работать, когда рядом много народа. Я лучше вечером сюда приду и начну во всем разбираться…

– Хорошо, – я ей ответил на это.

Диана убрала тетрадку и телефон в сумку, после чего направилась к выходу, и вскоре покинула кабинет. Продолжать мне пришлось в относительном одиночестве. Ближайший ко мне человек – Шейда – сидела через один стол; она увлеченно кликала мышкой, ни на миг не отводя глаз от монитора. Кроме Шейды и меня, в нашем (втором по счету) ряду больше никого не было: два стола по правую руку от моего пустовали еще с начала занятия.

Через десять минут после ухода Дианы со своих мест повставали Брайан и Аня. Собирая вещи, они о чем-то шутливо болтали; вскоре ребята покинули класс. Через четверть часа (с разницей в две-три минуты) из кабинета со всеми вещами ушли Якчон, Уинсли и Шейда, а также тот смуглый парень, что опоздал. Спустя еще полчаса малазиец Цафан закинул на плечи рюкзак и направился в сторону выхода. Когда до двери оставалось чуть менее метра, он повернул голову в мою сторону и спросил: «Ты не хочешь где-нибудь пообедать?». «Нет, мне нужно еще поработать», – я ответил ему, хотя на самом деле был сильно голоден. Цафан что-то буркнул в ответ и покинул аудиторию. Я остался в кабинете один.

В 11:45 я наконец закончил лабораторную. У меня вроде как получилось сделать все пункты, кроме предпоследнего. Понадеявшись на то, что Марта не обратит внимания на эту небольшую погрешность, я загрузил файл в Moodle и стал делать тест. К моему счастью, он оказался несложным. Я с легкостью ответил на первые четыре вопроса из десяти; а когда я корпел над пятым, в кабинет один за другим начали приходить студенты, у которых, судя по всему, в скором времени должно было начаться занятие. Я сохранил тест, выключил компьютер и, прихватив свои вещи, покинул компьютерный класс.

Когда я двигался вниз по улице Ванемуйзе в направлении центра города, слева метрах в тридцати, я увидел трехэтажное здание. Возле него стояло несколько столиков: некоторые из них пустовали, а за некоторыми обедали люди. «Кафе», – подумал я, и пошагал в его направлении.

В кафе я заказал себе комплексный обед за 4.5 евро; он состоял из трех блюд: овощного салата, вареной картошки и жареной свинины. После того как я поел, я отправился домой в общежитие. Оказавшись в своей комнате, я почти сразу включил ноутбук, зашел в Moodle и продолжил проходить тест. С первой попытки мне удалось набрать лишь 75 баллов. Немного отдохнув, я прошел тест еще раз, и заработал 93 балла. Благодаря этому мне открылся доступ к материалам второго занятия.

Утром следующего дня по пути в университет меня сопровождал небольшой дождь. Возле крыльца я встретил Уинсли. Мы с ним поздоровались, взаимопоинтересовались делами друг друга, а затем вошли в здание и проследовали в компьютерный класс. Там уже сидели Диана и Брайан. Я сел на свое вчерашнее место, включил компьютер и посмотрел на сидящую рядом Диану – ее взгляд был устремлен в монитор.

– Привет! – сказал я. – Ну как, у тебя вчера получилось лабораторную сделать?

– Не отвлекай меня! – ответила она раздраженно, даже не посмотрев на меня.

– Хорошо.

Ровно в девять часов в кабинет вошла Марта. Она поприветствовала нас и спросила, все ли у нас в порядке с первой лабораторной. Половина одногруппников ответила «да», вторая половина, включая меня, промолчала. Вскоре у нас началась лекция. Она продлилась около получаса, после чего Марта ушла к себе в кабинет, а мы приступили к заданиям второй лабораторной работы.

На этот раз данные, с которыми мы работали (это были точки школ и больниц, линии рек и разного рода дорог, а также полигоны озер и административно-территориальных делений), были представлены нам на эстонском. Использование Google-переводчика, конечно, решало эту проблему, но вместе с тем отнимало довольно много времени. За первые 20-25 минут мы совместными с Дианой усилиями справились с шестью пунктами лабораторной, едва перевалив за середину первой страницы. Но затем основательно зависли на седьмом – в течение получаса мы отчаянно пытались выполнить это задание, но к успеху прийти не смогли. Меня это порядком достало.

– Пойду за Мартой схожу! – сказал я Диане.

– Сходи. А я все равно здесь больше не могу находиться. Я лучше вечером вернусь и продолжу…

Я вышел из аудитории и, оказавшись в коридоре, отправился на поиски 201-го кабинета. Они заняли у меня чуть более двух минут. Оказалось, что этот кабинет находился недалеко от компьютерного класса. Мне лишь потребовалось спуститься в холл первого этажа, а затем повернуть налево и снова подняться по небольшой пятиступенчатой лестнице. Когда я постучался в дверь, в кабинете начала лаять собака. Сомневаясь в реальности происходящего, я прислонил голову к замочной скважине и прислушался – за дверью действительно горлопанил какой-то разгорячившейся пес. Мне и до этого не особо хотелось регистрировать перед Мартой свою картографическую беспомощность, но теперь, когда меня еще ни за что ни про что заочно облаяли, желание все бросить и вернуться в компьютерный класс заметно усилилось. «Входите!» – послышался голос из-за двери. Я потянул на себя ручку, сделал шаг вперед и оказался внутри 201-го кабинета.

Марта сидела за одним из столов (два других были свободны) и читала какую-то книгу, а рядом с ней на полу стоял чихуахуа. Увидев меня, пес залаял еще интенсивнее – Марта тут же угомонила его, прикрикнув на него на эстонском. Затем она перевела внимание на меня.

– Слушаю тебя, – сказала она улыбаясь.

– У нас… то есть у меня… проблемы седьмым пунктом в первом задании…

– Хорошо, я сейчас подойду.

Марта встала из-за стола и прошла в ту часть кабинета, которая была скрыта от посторонних глаз стоящим поперек книжным шкафом. А стал размышлять, каким образом мне лучше всего повести себя в данной ситуации: подождать преподавателя здесь, чтобы вместе с ней отправиться в компьютерный класс; или же пойти туда в одиночестве. Немного поколебавшись, я выбрал второй путь. Когда я вышел в коридор и закрыл за собой дверь кабинета, я услышал, как чихуахуа гавкнул мне на прощанье два раза. Я же, как и полагается нормальному человеку, в ответ ему ничего не сказал.

Когда я вернулся в компьютерный класс, Дианы там уже не было. Я сел на свое место и стал ждать Марту. Она пришла в кабинет примерно через минуту, и сразу же направилась ко мне. Я рассказал и показал ей, в чем заключалась моя проблема. Марта внимательно выслушала меня, а затем положила свою ладонь на компьютерную мышь и произвела какие-то манипуляции. Спустя 15 секунд она сказала, посмотрев на меня: «Ну вот, проблема твоя решена».

Я посмотрел на экран – теперь моя карта была в полном порядке, и я мог двигаться дальше. Я поблагодарил Марту и приступил к седьмому пункту лабораторной работы.

«Извините, вы не могли бы ко мне подойти?!» – спросила Шейда, подняв вверх правую руку вверх. Марта направилась к ней. «А потом ко мне подойдите тоже, пожалуйста!» – попросил кто-то из парней, сидящих на первом ряду. Марта посмотрела туда сквозь линзы очков. «Конечно», – улыбаясь сказала она. Пробыв рядом с Шейдой около двух минут, преподаватель сначала подошла к Уинсли, а затем и к Якчону. После этого Марта проследовала в центр класса и сказала нам: «Уважаемые студенты, я понимаю, что данные, представленные на эстонском языке, могут вас немного смущать… и даже в некоторой степени обременять… Все дело в том, что этот курс я также преподаю для эстонских студентов. И я решила, что переводить все названия на английский – крайне иррационально. К тому же, я считаю, что для вас это прекрасная мотивация начать изучать эстонский язык». Марта улыбнулась, пожелала нам удачи с лабораторной работой и покинула класс. Мы снова перевели внимание на мониторы.

В этот раз никто из моих одногруппников не ушел из кабинета раньше полудня. С 12-ти часов (так же как и вчера) в компьютерном классе стали появляться другие студенты. Возможно, это были те самые счастливчики-эстонцы, которым не нужно было пользоваться словарем во время работы над картой. Чтобы освободить места для новоприбывших, мы с одногруппниками почти синхронно собрали свои вещи и покинули кабинет. Пока мы шли по коридору, Брайан, Аня и парень со смуглой кожей громко общались между собой – слушая их разговор, я наконец узнал имя последнего. Его звали Джавад. Он прибыл сюда из Марокко.

Когда я вернулся в общежитие, первым делом я пообедал остатками вчерашнего ужина: вареной картошкой и шампиньонами, поджаренными вместе с морковкой и луком. После этого я прилег на кровать и задремал. Проснулся я около четырех; выпил кофе, оделся, вышел из дома и пошел в университет, чтобы в компьютерном классе доделать задания лабораторной – меня ждали три с половиной страницы.

По дороге в университет я купил большой стакан капучино в крохотной забегаловке под названием «Де Толли стритфуд». На вкус напиток оказался довольно приятным. Я шел и наслаждался каждым глотком, а когда оказался в компьютерном классе, радость от кофе тут же исчезла; при виде двух десятков персональных компьютеров я почему-то напрягся. Я проследовал к своему рабочему месту, поставил стаканчик с кофе на стол и включил сначала компьютер, а затем и монитор. Помимо меня в кабинете находились три человека: Якчон (он как всегда сидел возле окна в самом конце первого ряда) и еще два парня – никого из них я не знал. Я дождался загрузки операционной системы и открыл программу ArcMap и PDF документ.

Через полчаса, когда я, к своему удивлению, почти покончил с третей страницей, в класс одновременно зашли Уинсли, Цафан и Диана.

– Ну, как у тебя идут дела с лабораторной? – поинтересовалась у меня Диана, садясь за соседний стол. Настроение у нее было прекрасным.

– В целом все хорошо. Только делаю я все очень медленно…

– А сколько ты уже успел сделать?

– Над последним пунктом… который на третьей странице работаю.

– Здорово! А я пока еще на второй… странице.

Диана открыла программу ArcMap и сказала мне: «Ладно, теперь я хочу поработать!». В ответ на это я ничего ей не сказал.

Через час с небольшим, когда я был на середине четвертой страницы PDF документа, силы окончательно покинули меня – голова страшно гудела, а моргания стали редкими и при этом немного болезненными. Я повернул голову вправо и посмотрел в большое окно.

– Ты чего? – спросила Диана.

– Да надоело, – ответил я, не отворачивая от окна головы.

На этом наша беседа закончилась. Через пару десятков секунд я сохранил свой картографический файл и закрыл его. Сразу после этого я выключил свой компьютер. Диана подозрительно посмотрела на меня.

– Ты уходишь? – спросила она.

– Да.

– И не будешь доделывать?

– Нет, не могу больше мучить себя.

– Ну ты хотя бы сделай тест, чтобы у тебя доступ к третьему уроку появился…

– Я сделаю его вечером… дома.

– Ну ладно. Я вот не могу работать в общаге, особенно когда моя соседка по комнате дома…

– А у меня нет соседа, – я улыбнулся.

– Он еще не приехал?

– Не, я целиком комнату снял. Да и вторая пока что пустует… Но туда скоро парень из Риги приедет.

– Ого, повезло тебе! А он тоже снимает всю комнату целиком?

– Не, он живет с другим парнем, из Украины – я встретил его несколько дней назад. Правда в этом году его девушка в Тарту Университет поступила, и они сняли семейную комнату в соседней общаге. А от этой не стали отказываться… по крайней мере, пока. Так что я сейчас в целой квартире один обитаю.

– Повезло тебе!

– Да, повезло!

Затем мы попрощались с Дианой, и я тут же ушел.

Придя домой, я первым делом сварил макароны с сосисками, положил их на тарелку, обильно залил блюдо кетчупом, а затем все это съел. Сразу после этого я попробовал усадить себя за ноутбук, чтобы выполнить задания теста… но не смог. Вместо этого я лег на кровать и стал вспоминать о Таиланде. Воспоминания плавно перетекли в сон, который, впрочем, продлился недолго. Я открыл глаза, когда на часах было 19.07. Я сразу включил ноутбук, проследовал в Moodle и стал делать тест. На этот раз проходной балл мне удалось набрать лишь с девятой попытки. После этого я почистил зубы, лег на кровать и крепко уснул

Следующим утром Марта появилась в классе на десять минут позже обычного. Она, как и всегда, одарила нас улыбкой-приветствием и раскрыла причину своего опоздания. «Сегодня перед утренней прогулкой мой пес учудил: он умудрился разбить аквариум с рыбками, – сказала она». Затем у нас началась лекция, которая длилась около получаса. После нее мы по обычаю приступили к практике.

PDF третьей лабораторной состоял всего лишь из трех с половиной листов. Но мне сначала нужно было доделать вторую лабораторную. Впрочем, я был не единственным, кто не вчера не успел закончить работу.

– Извините, могу я спросить? – обратился к преподавателю Уинсли.

– Да, спрашивай.

– Я вчера не успел все доделать, потому что в восемь вечера нас попросили уйти из компьютерного класса. Ничего, если я сначала второй лабораторной займусь?

– Конечно, – ответила Марта. – Без проблем. К тому же хочу напомнить вам, что начиная с третьей лабораторной, вы будете работать с одним картографическим файлом, постепенно развивая в течение остальных занятий. Вот его вы должны мне предоставить минимум за две недели до экзамена, то есть к 20-му сентября. А по поводу того, что в восемь часов вечера вас просят покинуть компьютерный класс – это да… таковы университетские правила. Но вы можете установить ArcGIS на свои ноутбуки. Я сегодня выложу в Moodle инструкцию, как это сделать. Идет?!

Мы закивали. Спустя секундную паузу Марта продолжила:

– Поднимите, пожалуйста, руки те, кто вчера не успел сделать все задания лабораторной.

Моя правая рука устремилась вверх. Также руки подняли Уинсли, Джавад, Цафан и Диана; руки Шейды, Якчона, Брайна и Ани остались статичны – я понял, что немного завидую этим ребятам.

– Вижу, – протянула Марта. – Вас почти половина. Хорошо, сегодня вечером обязательно прочитайте, как установить ArcGIS на ваши ноутбуки, и как получить временную лицензию – без нее программа у вас работать не будет.

Марта покинула компьютерный класс, а мы приступили к работе. И я, и Диана открыли PDF второй лабораторной. Но если мой долг составлял полторы страницы, то ей оставалось выполнить лишь несколько пунктов из финальной части нашего практикума. Такое положение дел было крайне выгодным для меня. Всякий раз, когда у меня что-то не получалось, я сразу же просил Диану помочь мне. И она помогала. Благодаря такому подходу я довольно быстро выполнил все оставшиеся задания и открыл новый PDF документ.

Третья лабораторная оказалась несложной. К полудню, перед тем как покинуть компьютерный класс, мы с Дианой осилили две с половиной страницы. Задания с оставшейся страницы можно было доделать либо вечером, либо прийти в университет на выходных в любое время с 10-ти утра до 4-х вечера. Второй вариант мне нравился гораздо больше, чем первый.

Конец своей первой рабочей недели я решил отпраздновать так: вечером я сходил в фаст-фуд заведение, которое назвалось «Метро», и купил там навынос порцию картофеля фри и большой бургер. После «Метро» я еще заскочил в магазин, где приобрел три бутылки светлого пива «Олд Монк». Все это добро я принес в общежитие и включил «Матрицу» – этот фильм я давно хотел посмотреть на английском.


Оформил свой опыт учебы в европейской магистратуре в виде книги, которую опубликовал на Литрес – https://www.litres.ru/aleksandr-medvedev-30104311/pochti-pol...

Истории из жизни

40.9K постов76.7K подписчиков

Правила сообщества

1. История должна основываться на реальных событиях, но требовать доказательств мы не будем. Вранье категорически не приветствуется.

2. История должна быть написана вами. Необязательно писать о том, что происходило с вами. Достаточно быть автором текста.
Если на посте отсутствует тег "Мое", то есть авторство не подтверждено, пост будет вынесен в общую ленту. История не должна быть рерайтом - пересказом готовых историй своими словами.

3. История должна быть текстовой и иметь вполне внятный сюжет (завязку, развитие, концовку). История может быть дополнена картинками/фото, но текст должен быть основной частью. Видео и видео-гиф контент запрещен. При необходимости дополнить историю "пруфами", дополнительные фото/картинки/видео можно разместить в комментариях - это более благосклонно воспринимается читателями (чем лента фото и чуть-чуть описания).

4. Администрация имеет право решать, насколько текст соответствует пункту 3.

5. Сообщество авторское, потому каждое обвинение в плагиате должно быть подтверждено ссылкой. При первом нарушении - предупреждение, повторно - бан.

6. Помните - сообщество авторское! Хотя вы имеете полное право написать, что текст слабый, неинтересный и т.п. и т.д. (желательно аргументированно), просьба все же обходиться без хамства.

Утверждения же - вроде "пост - дерьмо", есть оскорбление самого автора и будут наказываться.