Привокзальная площадь: малоизвестные факты трагичной истории

Грустный вид открывался путешественнику девятнадцатого века въезжавшему в город с восточной стороны: пересыльная тюрьма, кладбище, и несколько строений разбросанных вдоль дороги – вот и весь пейзаж.

Привокзальная площадь: малоизвестные факты трагичной истории Исследования, Краеведение, Восприятие, Вокзал, Сталин, Сталинская архитектура, Длиннопост

Триумфальную арку возвели специально к приезду Николая Александровича.


Недалеко от станции Томск 2 проходит почтовый тракт в Иркутск — дорога ямщиков и ссыльных: Наш город долгое время был крупным транзитным центром партий ссыльных на пути в Восточную Сибирь.


Иркутский тракт – часть Большого сибирского тракта, восточные ворота Томска. В начале 1910-х годов он начинался Алексее-Александровской улицей (ул. Яковлева). Участок Иркутского тракта, входивший тогда в городскую черту, сейчас относится к улице Пушкина. На протяжении полутора веков с восточной стороны в город входили обозы, груженые китайскими и сибирскими товарами, а навстречу обозам из города выходили партии кандальников, отправлявшихся на каторгу.


Лишь однажды восточные ворота города приняли праздничный вид – 5 июля 1891 г. Томичи встречали царственную особу – наследника Российского престола Николая Александровича.

За пересыльной тюрьмой для встречи высокого гостя выстроили специальный павильон – небольшой домик с несколькими комнатами. Вся дорога от павильона до белого озера была украшена флагами, а у самого озера возвели триумфальную арку.


История Станции Томск 2 началась в 1896 году, на тот момент она являлась главной железнодорожной станцией Западно-Сибирской железной дороги и называлась «станция Томск», в то время как нынешняя станция Томск-I называлась «пассажирская платформа Межениновка».

Вокзал первоначально был деревянным, в конце XX века было построено кирпичное здание.

Привокзальная площадь: малоизвестные факты трагичной истории Исследования, Краеведение, Восприятие, Вокзал, Сталин, Сталинская архитектура, Длиннопост

Первое здание вокзала Томск-2


На привокзальной площади была построена Деревянная однопрестольная церковь во имя Святителя Чудотворца Николая (Николаевская церковь) на средства железнодорожного ведомства и освящена 12 ноября 1906 года.

Привокзальная площадь: малоизвестные факты трагичной истории Исследования, Краеведение, Восприятие, Вокзал, Сталин, Сталинская архитектура, Длиннопост

Церковь во имя Святителя Чудотворца Николая (Николаевская церковь)


При храме имелось церковно-приходское попечительство. На станции Томск-II было двухклассное железнодорожное училище и приходское училище Министерства Народного Просвещения. В церковной библиотеке 150 книг.

В настоящий момент сохранилось здание прихода, Здание бывшей детской поликлиники передали (вернули) епархии 13 лет назад. Деревянному зданию больше ста лет. Здесь должен разместиться Дом сестринского ухода: стационар по уходу за инвалидами, пост выездной патронажной службы, учебный центр для сестёр милосердия.

Постановлением Томского Губисполкома от 16 января 1925 года церковь была закрыта, церковное здание было использовано под клуб для рабочих станции, затем под столовую, а позже снесено.

Привокзальная площадь: малоизвестные факты трагичной истории Исследования, Краеведение, Восприятие, Вокзал, Сталин, Сталинская архитектура, Длиннопост

Находится приходское попечительство через дорогу по ул. Старо-деповская. Единственное уцелевшее здание. Реставрация здания продолжается уже более 10 лет и по сей день.


В 1927—1929 гг. на фундаменте снесенной церкви возвели новое многофункциональное здание, с одним из самых больших кинозалов в городе, там же проводились театральные постановки и музыкальные представления для работников и гостей города. Здание было оборудовано вспомогательными залами, массой кабинетов для творческой, административной деятельности, буфетом, и поста рабоче-крестьянской милиции. Здание оказалось своего рода городским шедевром ранней Советской архитектуры, роскошным дворцом по своему внутреннему убранству и оформлению.

Привокзальная площадь: малоизвестные факты трагичной истории Исследования, Краеведение, Восприятие, Вокзал, Сталин, Сталинская архитектура, Длиннопост

Строительство нового Дома культуры у станции Томск-II. Фотография из газеты «Красное знамя» за 1928 год.

Новый Дом культуры получил имя вождя СССР тов. И.О. Сталина.

Здание неоднократно связывали с возможной аномальной активностью и чертовщиной места, которая по словам свидетелей происходила в здании ДК, которая стала проявляться в здании с 1970-х годов.

Привокзальная площадь: малоизвестные факты трагичной истории Исследования, Краеведение, Восприятие, Вокзал, Сталин, Сталинская архитектура, Длиннопост

Фото на завершающем этапе сноса ДК Железнодорожников в 2000-х гг.


В связи с аварийным состоянием ДК железнодорожников было снесено в 2000-х гг.

Площадку использовали под застройку жилого многоэтажного дома. Не смотря на уникальность и историческое значение здания, красивый фасад и лепнину в архитектурном стиле СССР 1930-х годов, практически нет фотографий и открыток с видом этого ДК.

Привокзальная площадь: малоизвестные факты трагичной истории Исследования, Краеведение, Восприятие, Вокзал, Сталин, Сталинская архитектура, Длиннопост

Дом ссылки И.В. Сталина, 1911 год.


Интересный факт, но 3 сентября 1912 года, И.В. Сталин, действительно имел отношение, не только будучи упомянутым в названии ДК, он скрывался в привокзальном сквере вокзала, бежав из Нарымской ссылки в 1911 году, в ожидании поезда, следующего в Центральную Россию.

Привокзальная площадь: малоизвестные факты трагичной истории Исследования, Краеведение, Восприятие, Вокзал, Сталин, Сталинская архитектура, Длиннопост

На месте снесенной церкви, а в последующим и ДК Железнодорожников, теперь стоит жилая многоэтажка.


Недалеко от вокзала Томск-2 находилась еще одна, Вознесенская кладбищенская церковь и находилась на территории Центральной пересыльной тюрьмы и «Расстрельного оврага»

В 1868-1871 гг. за Вознесенским кладбищем для прибывших ссыльных заключенных была построена Центральная пересыльная тюрьма. В 1900 году, с отменой ссылки в сибирь, встал вопрос о ее дальнейшем использовании. На ее базе было решено открыть первое Сибирское исправительно-арестантское отделение, аналог современных исправительных учреждений.

Привокзальная площадь: малоизвестные факты трагичной истории Исследования, Краеведение, Восприятие, Вокзал, Сталин, Сталинская архитектура, Длиннопост

Вознесенская кладбищенская церковь и одно из первых мест захоронения города, старейшее кладбище Томска.


За пересыльной тюрьмой, там, где сейчас находятся корпуса завода «СибКабель» взгляду путешественника открывалось одно из старейших городских кладбищ – Вознесенское. Появилось оно, здесь приблизительно в конце XVIII века и называлось по православному храму, построенному здесь в 1810 г.

В 1940 г. Вознесенская кладбищенская церковь была закрыта, а в начале 1950-х годов здание храма, как и само кладбище, было уничтожено.

Томск всегда был городом поликонфессиональным, на Вознесенском кладбище хоронили не только православных. Часть его, вдоль Иркутского тракта была отведена многочисленной католической общине, внутри квартала находился единоверческий участок, за ним – еврейский некрополь, а совсем неподалеку находится печально-известный Расстрельный овраг

В послевоенный период этот район начал понемногу застраиваться, основной упор был сделан на работу предприятий, района Иркутского тракта, таких как «ГПЗ-5» (подшипниковый завод) и «СибКабель» Район сейчас застраивается многоквартирными домами) и крупнейший городской грузопассажирский железнодорожный узел — станция Томск-II.

Привокзальная площадь: малоизвестные факты трагичной истории Исследования, Краеведение, Восприятие, Вокзал, Сталин, Сталинская архитектура, Длиннопост

В 1909 г. Дума выделила землю за вокзалом по Иркутскому тракту для казарм 8-го Томского и 7-го Красноярского полков. Так появились и сохранились до наших дней «Красные казармы» в микрорайоне Северный городок. Но это уже совершенно другая история…