При столкновении скорости не складываются...

Я решил написать это пост после прочтения комментария #comment_93066011 и ответов к нему.

При столкновении скорости не складываются... Физика, Авария, Лобовое столкновение, Видео, Гифка, Длиннопост

В качестве доказательства приводится видео "разрушителей легенд" "суммируется ли скорость при лобовухе?" https://rutube.ru/video/efd5028bdded788fbc800cdb2be8826e/

В видео проводится три эксперимента:

1) Автомобиль на скорости 50 миль в час врезается в бетонную стену.

2) Автомобиль на скорости 100 миль в час врезается в бетонную стену

3) Два автомобиля двигаются друг другу навстречу со скоростью 50 миль в час каждый, автомобили совершают лобовое столкновение.

При столкновении скорости не складываются... Физика, Авария, Лобовое столкновение, Видео, Гифка, Длиннопост

В первом и третьем случае автомобили повреждаются одинаково, а во втором случае автомобиль повреждается очень сильно.


Насколько я понимаю, люди, посмотрев это видео, делают следующий вывод: повреждения автомобиля зависят от его скорости - автомобиль на скорости 50 миль в час получает определенные повреждения, на скорости 100 миль в час бОльшие повреждения. От скорости того, во что он въехал повреждения не зависят.


А может быть другой вывод: повреждения в аварии зависят от максимальной скорости в аварии. Потому, что в первом случае я не знаю, как они объяснили бы повреждения стоящего автомобиля, в который въехал, к примеру, груженый камаз. Ведь скорость такого автомобиля 0 - он не должен был бы получить вообще никаких повреждений.


Но на самом деле этому видео не хватает еще одного эксперимента:

4) Автомобиль на скорости 100 миль в час врезается в стоящий незакрепленный автомобиль.


Если я правильно понял, те, кто считает, что "при лобовом столкновении скорости не складываются", скажут, что повреждения автомобилей в четвертом эксперименте будут соответствовать второму. Т.е. будут бОльшими, чем при лобовом столкновении на скорости 50 миль в час, т.к. автомобиль двигался с бОльшей скоростью: 100 миль в час. Но, если все посчитать, то получится не так.


Давайте посмотрим, что об этом говорит диванная физика за 7 класс.

Чтобы было проще считать, примем массу автомобиля 1000 кг, массу стенки 99 000 кг (в 7 классе мы еще не умеем в бесконечность), скорости автомобилей 20 и 40 м/с вместо 50 и 100 миль в час соответственно. Столкновения будем считать абсолютно неупругими. Т.е. вся энергия удара пойдет в повреждения автомобилей. После удара автомобили и стенки слипаются, двигаются с одной скоростью.


Скорость после столкновения будем находить из закона сохранения импульса:

m1*V1 + m2*V2 = (m1+m2) V => V = (m1*V1+m2*V2)/(m1+m2)


Напоминаю, что кинетическая энергия вычисляется по формуле (m*V^2)/2

Из закона сохранения энергии следует, что энергия системы до столкновения и после должна быть равна.

До столкновения энергия равна сумме кинетических энергий автомобилей (или стенок).

После - к сумме кинетических добавится энергия деформации. Энергия деформации и будет характеризовать повреждения.


Эксперимент первый с точки зрения неподвижного наблюдателя:

Энергия автомобиля = 0,5*1000*20^2 = 200 кДж.

Энергия стенки = 0. Стенка покоится относительно неподвижного наблюдателя.

Суммарная кинетическая энергия до столкновения 200 кДж.

Скорость после столкновения = (1000*20 + 99000*0) / (1000+99000) = 0,2 м/с

Кинетическая энергия после столкновения = 0,5*100000*0,2^2 = 2 кДж.

При столкновении скорости не складываются... Физика, Авария, Лобовое столкновение, Видео, Гифка, Длиннопост

Энергия деформации равна их разности: 198 кДж. Т.к. стенка у нас неразрушимая, то все повреждения получает автомобиль.



Рассмотрим первый эксперимент с точки зрения автомобиля:

Энергия автомобиля = 0, в этой системе отсчета он покоится.

Энергия стенки = 0,5*99000*20^2 = 19800 кДж.


Вот почему я ранее не принял массу стенки бесконечной. У неё была бы бесконечная кинетическая энергия в системе отсчета связанной с автомобилем. И этот пример нельзя было бы рассматривать.


Тут Вы можете сказать, откуда у стенки такая кинетическая энергия?

Но на самом деле это не важно - результат будет тот же.


Скорость лепешки после столкновения будет = (1000*0 + 99000*20) / (1000 + 99000) = 19,8 м/с


Кинетическая энергия после столкновения будет = 0,5*100000*19,8^2 = 19602 кДж.

При столкновении скорости не складываются... Физика, Авария, Лобовое столкновение, Видео, Гифка, Длиннопост

Энергия деформации = 19800 - 19602 = 198 кДж.



Таким образом не важно, в какой системе отсчета мы наблюдаем эксперимент.


Можно рассмотреть относительно центра масс или, например, поезда, проезжающего мимо на скорости 40 м/с. Повреждения будут одинаковыми.


Рассмотрим второй эксперимент только относительно неподвижного наблюдателя:


Энергия автомобиля = 0,5*1000*40^2 = 800 кДж.

Энергия стенки = 0.

Скорость после столкновения = (1000*40 + 99000*0) /(1000+99000) = 0,4 м/с


Кинетическая энергия лепешки = 0,5*100000*0,4^2 = 8 кДж.

При столкновении скорости не складываются... Физика, Авария, Лобовое столкновение, Видео, Гифка, Длиннопост

Энергия деформации = 972 кДж.



Пока все сходится. В видео видно, что автомобиль повредился во втором эксперименте значительно сильнее.


Если есть желание, можете сами посмотреть относительно автомобиля. Результат будет тот же.


Третий эксперимент. Относительно земли.

Энергия обоих автомобилей = 0,5*1000*20^2 = 200 кДж.

Суммарная кинетическая энергия до столкновения 400 кДж.

Суммарная кинетическая энергия после столкновения = 0 т.к. лепешка не будет двигаться поле столкновения.

При столкновении скорости не складываются... Физика, Авария, Лобовое столкновение, Видео, Гифка, Длиннопост

Оба автомобиля повредятся одинаково: каждый на 400/2 = 200 кДж.



Это опять соответствует тому, что мы видели в видео. В первом и третьем эксперименте автомобили повреждаются примерно одинаково.


А теперь рассмотрим третий эксперимент относительно одного из автомобилей.

Это будет в точности соответствовать четвертому эксперименту!


С точки зрения одного из автомобилей он покоится, а другой движется ему навстречу со скоростью 40 м/с. Независимо от того, покоится он на самом деле или движется. На самом деле, дальше можно не считать. Т.к. уже должно стать понятно, что результат третьего эксперимента не изменится, если выбрать другую систему отсчета. Но, чтобы убедиться...


Энергия покоящегося автомобиля = 0

Энергия движущегося = 0,5*1000*40^2 = 800 кДж.

После столкновения лепешка будет двигаться со скоростью = (0*1000 + 40*1000) / (1000+1000) = 20 м/с.

Кинетическая энергия лепешки = 0,5*(1000+1000)*20^2 = 400 кДж.

При столкновении скорости не складываются... Физика, Авария, Лобовое столкновение, Видео, Гифка, Длиннопост

Энергия деформации = 800 кДж - 400 кДж = 400 кДж. Т.о. оба автомобиля "повредятся" на 400 / 2 = 200 кДж.



Подведем итог.


Когда мы рассматриваем два сталкивающихся автомобиля (а не иногда автомобили, а иногда внезапно неразрушимые сверхтяжелые стенки), то повреждения зависят от суммы их скоростей (скорости сближения). Если автомобили разные, то от их масс и того, как они "принимают" повреждения.


В контексте оригинального поста, если два поезда на скорости в 150 км/ч врезаются лоб в лоб, то это равносильно тому, что один поезд со скоростью 300 км/ч врезается в стоящий поезд.

А в видео "разрушителей легенд" рассмотрен частный случай. Очень неудачный частный случай, из которого сам собой делается неправильный вывод.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
34
Автор поста оценил этот комментарий

Почему во третьем примере получилось 972 кДж, когда должно быть 772? Ведь если кинетическая энергия машины составляет 800 кДж, а кинетическая энергия лепешки составляет 8 кДж, то энергия деформации будет 800-8=772 кДж?

раскрыть ветку (7)
63
Автор поста оценил этот комментарий

Да, это я что-то ошибся... Цифры местами перепутал, когда перепечатывал.

800-8 = 792 кДж.

Хоть кто-то читает расчеты:)

раскрыть ветку (3)
4
Автор поста оценил этот комментарий

красиво объяснил) жаль у меня так не получается)


было одно видео по телефонам гуляля, ситуация такая. Парень (качОк) стоит, обхватив рукой столб (ну типа изгибом руки, как за шею хватают при болевом захвате), второй рукой он таким же макаром обхватил трос, который привязан сзади к машине (лада 0*), машина газует и буксует. типа он ее удерживает.


а затем следующий кадр типа "суперэкстремальный трюк" на этот раз у него вместо столба такая же машина на тросе)) и все тип ВААУ))


тогда у меня хватило слов объяснить что это одно и то-же) и меня высмеяли, взрослые дяденьки((

Автор поста оценил этот комментарий

Большое спасибо за аргуметированный разбор. Я понял, что характер повреждений связан с "энергией деформации". А как она будет распределена между обьектами? Будет ли поврежден сильнее тот, чья скорость меньше?

И еще вопрос, почему скорость двух автомобилей после столкновения равна 0?

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Распределение энергии зависит от конструкции автомобилей, от характера удара и т.д. От того, кто двигался медленнее оно зависеть не может т.к. в любой системе отсчета авария должна выглядеть одинаково, а скорости автомобилей и "кто двигался медленнее" зависит от системы отсчета.

Когда мы называем скорость, то как правило имеется ввиду скорость относительно земли, но любая другая точка отсчета допустима. В системе отсчета, связанной с попутным потоком, я практически не двигаюсь, а в системе, связанной со встречным потоком, встречные автомобили стоят, а я двигаюсь быстро. В системе отсчета, связанной с землёй мы движемся примерно одинаково... А вот скорость сближения не зависит от системы отсчета.


Относительная скорость автомобилей после столкновения равна 0 т.к. это приближение. Есть два "абсолютных" удара: абсолютно упругий и абсолютно неупругий.

При абсолютно упругом ударе тела вообще не повреждаются и энергия движения не теряется. Если бы автомобили сталкивались абсолютно упруго, то это выглядело бы так: два автомобиля едут друг другу навстречу со скоростью 90 км в час, во время столкновения они временно деформируются, а потом они распрямляются и едут обратно со скоростью 90 км в час. Повторюсь, кинетическая энергия при этом не теряется.

При абсолютно неупругом ударе тела как бы слипаются друг с другом и двигаются дальше как одно тело. При этом теряется максимально возможное количество кинетической энергии, которое позволяет закон сохранения импульса. Эта энергия переходит в тепло, образование трещин, разрушение объектов и т.д.

Реальные удары находятся где-то между абсолютно упругим и абсолютно неупругим. При реальном столкновении автомобилей это гораздо больше похоже на неупругий удар, поэтому упругой составляющей можно пренебречь, поэтому считаем, что они превращаются в лепешку, которая дальше движется как один объект.

3
Автор поста оценил этот комментарий
У вас тоже неправильно :)
Автор поста оценил этот комментарий

Когда я ставил лайк этому посту, у него было 972 лайка. Это наверно какой-то знак)

ещё комментарий
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку