3

Предшественница “Дракулы”. Новелла про соблазнительную вампиршу, которой вдохновился Брэм Стокер

Предшественница “Дракулы”. Новелла про соблазнительную вампиршу, которой вдохновился Брэм Стокер Вампиры, Дракула, Книги, Литература, Готика, Экранизация, Длиннопост

Когда мы говорим о классике жанра ужасов, первое, что приходит на ум, это чаще всего "Дракула" Брэма Стокера. Этот роман, опубликованный в 1897 году, стал не просто литературным явлением, а настоящей культурной иконой. Образ аристократа-вампира, загадочного и опасного, навсегда вошел в мировую культуру. Но мало кто знает, что у "Дракулы" был предшественник - новелла "Кармилла" Шеридана Ле Фаню, опубликованная на 25 лет раньше.

Шеридан Ле Фаню, ирландский писатель и мастер готической прозы, был очень популярен в свое время, но сейчас его имя уже мало кто слышал. Его новелла "Кармилла", опубликованная в 1872 году, рассказывала историю молодой девушки, которая становится жертвой вампирши.

Кармилла - загадочная аристократка, которая соблазняет и убивает своих жертв. Повесть была новаторской для своего времени: Ле Фаню одним из первых ввел в литературу образ вампира как сложного, многогранного персонажа. Его вампирша - жертва собственной природы, что добавляло истории психологической глубины.

Когда Брэм Стокер начал работу над "Дракулой", он, несомненно, был знаком с творчеством Ле Фаню. Оба писателя были ирландцами, оба работали в жанре готической литературы, и темы, поднятые в "Кармилле", явно перекликаются с тем, что позже появилось в "Дракуле".

Например, образ вампира как аристократа, который скрывает свою истинную природу за маской благородства, был впервые разработан именно Ле Фаню. Мотив изоляции жертвы в замке, использование писем и дневников для повествования - все это мы видим в обоих произведениях. Даже сама атмосфера ужаса, которая так характерна для "Дракулы", во многом списана с "Кармиллы".

Предшественница “Дракулы”. Новелла про соблазнительную вампиршу, которой вдохновился Брэм Стокер Вампиры, Дракула, Книги, Литература, Готика, Экранизация, Длиннопост

Действие разворачивается в уединенной долине в Штирии, где шестилетняя Лора живет с отцом в старинном поместье. Их размеренную жизнь нарушает таинственное происшествие: девочка рассказывает, что ночью к ней явилась прекрасная незнакомка и укусила ее. Однако все решают, что это был сон, поскольку на теле малышки нет никаких ран.

Спустя 12 лет повзрослевшая Лора встречает загадочную девушку Кармиллу, хрупкую и обаятельную аристократку, прибывшую в замок после несчастного случая. Встречает и... узнает ее. Между девушками зарождается тревожная близость: Кармилла одновременно нежна и властна, ее слова полны двусмысленностей, а ночные визиты к Лоре сопровождаются жуткими снами и физическим упадком героини.

Встреча Лоры и Кармиллы оказывается не случайной: девушка-вампир постепенно завораживает свою новую подругу, вызывая в ней смесь восхищения, страха и даже любви. Ле Фаню тонко играет с мотивами женской сексуальности и романтического влечения, создавая провокационный образ вампирши. Через воспоминания взрослой Лоры, ставшие основой повествования, читатель ощущает ее смятение - смесь влечения и страха к той, что называет себя "другом с пеленок". Кармилла - вампир, но ее образ далек от фольклорных чудовищ. Она утонченна, меланхолична, ее жажда жизни (и крови) облечена в поэтическую грусть. Это не случайность: Ле Фаню, вдохновляясь легендами Восточной Европы, переосмыслил их, сделав акцент на психологической сложности образа.

Однако "Кармилла" - не только история о сверхъестественном. В подтексте новеллы читается смелая для викторианской эпохи игра с темой подавленной женской сексуальности. Отношения между Лорой и Кармиллой наполнены символикой: ночные встречи, телесная слабость героини, намеки на запретную связь - все это бросало вызов строгим моральным нормам XIX века. Ле Фаню не провозглашает свои идеи открыто, но оставляет тревожные вопросы в каждом диалоге, в каждом взгляде, который задерживается чуть дольше допустимого.

Предшественница “Дракулы”. Новелла про соблазнительную вампиршу, которой вдохновился Брэм Стокер Вампиры, Дракула, Книги, Литература, Готика, Экранизация, Длиннопост

Раскрытие тайны Кармиллы приходит через вторжение рационального мира: старый друг семьи, барон Ворденбург, и ученый-скептик доктор Хесселиус вступают в схватку с древним злом, используя фольклорные знания и логику. Но даже их победа не приносит покоя Лоре - травма от встречи с "подругой" остается с ней навсегда, словно напоминая о хрупкости границы между жизнью и смертью, разумом и безумием.

Кроме того, внимательный читатель несомненно видит массу перекличек с гораздо более поздним романом Брэма Стокера. Вплоть до доктора Хесселиуса, которого смело можно считать прототипом Ван Хельсинга.

В принципе, никаким секретом это, конечно, не является. Брэм Стокер и сам никогда не отрицал, что вдохновлялся новеллой Ле Фаню. А литературоведы написали тонны работ, где разбирают все параллели и пересечения между обоими произведениями.

"Кармилла" оказала колоссальное влияние не только на готическую литературу, но и на поп-культуру XX–XXI веков. Образ женщины-вамп, фам фаталь, стал архетипическим. Кинематограф, театр, комиксы - сложно найти жанр, где не обыгрывались бы мотивы, заданные Ле Фаню.

Кстати, в последние годы количество экранизаций "Кармиллы" просто зашкаливает.

Предшественница “Дракулы”. Новелла про соблазнительную вампиршу, которой вдохновился Брэм Стокер Вампиры, Дракула, Книги, Литература, Готика, Экранизация, Длиннопост

В 2014 году вышел фильм "Проклятие Штирии", где действие было перенесено в 1980-е годы (в роли Кармиллы - Джулия Пьетруча). В том же году была выпущена картина "Нежелательный", еще более осовременившая события и поместившая их в антураж Соединенных Штатов (вампиршу сыграла Кристен Орр). В 2015 году появился веб-сериал "Кармилла", в 2017 году канадцы сняли фильм "Кармилла", продолжающий сериал, а в 2019 -м - британцы выпустили еще один совершенно отдельный фильм с тем же названием.

Пожалуй, "Дракула" уже проиграл своей прекрасной сопернице.

Источник: Литинтерес (канал в ТГ, группа в ВК)