Православные и христиане перед лицом войны

Протоирей Георгий Митрофанов - а это один из последних рыцарей-дон-кихотов в РПЦ МП, образованнейший, умный и честный  священник, - недавно сказал, что православные, приветствующие войну, перестают быть христианами. Если таковыми, конечно, были. Именно христианами - потому что православные уже давно, ещё со времён Константина, оправдывают и благославляют имперские войны.


А Христос, хочется напомнить, проповедовал диаметрально противоположные войне вещи. Он проповедовал деятельную любовь к конкретному человеку любой национальности и социального статуса (накорми, напои, одень, в тюрьме посети, в долг одолжи, рубашку отдай и т.п.) Вспомним притчу о милосердном самарянине-язычнике, спасшем еврея. Христос учил не мстить, не противиться злу силой и благотворить врагам (чего православные очень не любят - см. историю с Пусси Райт, оскорблением чувств верующих, "а они 8 лет убивали наших, вот теперь пусть расплачиваются, око за око" и т.д.) Он учил: "блаженны миротворцы", имея в виду вовсе не людей с автоматами. Он говорил: "нет больше той любви, если кто отдаст жизнь за своих друзей/ближних/братьев". Православные, желая как-то оправдать современные им имперские войны, перетолковали эти слова в том смысле, что солдат, погибший ради своих - отдал жизнь за ближних. То есть, погибнуть, убивая чужих ради своих - это вершина христианской любви. На самом же деле христианского тут мало. Только элемент самоотвержения ради (революционеры-атеисты, напомню, тоже были самоотвержены - даже до смерти). Гораздо больше здесь языческого: так делали и викинги, и римляне, и японцы-камикадзе во время русско-японской. Это понятная, естественная, но не христианская добродетель.


А по-христиански "отдать душу за други своя" - это, например, надеть концлагерную робу другого заключённого и войти в газовую камеру вместо него, как Мария Скобцова. Или, рискуя собой, вынести из тюрьмы огромный видео-архив пыток, как сделал Савельев. Или самоотверженно служа санитаром, вытащить с поля боя больше 70 раненных - причём с обеих сторон конфликта, как сделал Десманд Досс. Потому что у христианина нет разделения на своих и чужих, только ближние.

И царя у христианина нет, только Царь Небесный. И отечество земное для него - постольку-поскольку, потому что Христос призывал любить и искать Царства Отца Небесного.


Само же слово "отечество" Иисус произносит в Евангелиях один единственный раз. Знаете, в каком контексте? "Никакой пророк не принимается в своём отечестве" - сказал Он соплеменникам, с которыми рос в Назарете. А потом добавил: во времена страшного голода при пророке Илии много было еврейских вдов, но тот был послан помочь только вдове-язычнице. На что слушатели, уязвлённые в своём национальном чувстве, взбесились и хотели сбросить Его со скалы.


А знаете, от кого в Евангелии можно услышать патриотические ноты? От фарисеев. Вот фарисеи, собравшись, обсуждают фигуру Христа и выражают консервативные опасения в духе современной "угрозы национальной безопасности": "Если мы позволим Ему продолжать [учить и творить чудеса], все поверят в Него. И тогда придут римляне и уничтожат и наше святое место, и наш народ". (Ин. 11:48). То есть, грубо перефразируя; бей Христа, спасай Израиль!

Кстати, риторика нынешнего патриарха РПЦ МП подозрительно напоминает риторику тогдашних религиозных элит: наше святое место (Русь), и наш народ, которому угрожают внешние силы (Запад с их ценностями), поэтому сплотимся вокруг национальной идеи (православие, патриотизм, Третий Рим).


Раньше я посмеивался над тем, что Л.Н. Толстой в своём изложении Евангелий всех фарисеев перевёл как "православные". А теперь как-то не смешно.


Пишу это, потому что слежу за реакцией священников и мирян в родной РПЦ - и мне то грустно, то противно, то стыдно. Сам я, признаюсь, не живу по-христиански и, наверно, не имею морального права оценивать. Но хотя бы правду-то нужно сказать, хоть разок. Иначе я зря в семинарии проучился и увлечённо внимал лекциям Георгия Митрофанова.