Правила и схема конструктивной «обратной связи»
Хочу привести здесь одну цитату... Или нет, сначала необходимое пояснение. Есть правила эффективной коммуникации. Если бы все следовали им, жизнь стала бы намного проще. Но, к сожалению, всем со всеми договориться не получится.
Что остается? Создавать терапевтические и тренинговые группы, которые планируются как "островки" правильных человеческих отношений в "море" неправильных (на практике это выходит не всегда, особенно для тренингов). В таких группах существуют нормы обратной связи, то есть корректной реакции на слова и/или действия другого участника.
Эти нормы я и собираюсь процитировать.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Конструктивная обратная связь выражается в передаче своих чувств, пусть даже негативных, но по отношению к какому-то конкретному поступку или действию. Недопустимо давать глобальную оценку человеку, озвучивать отношение к личности в целом: «Мне было неприятно видеть тебя в таком свете», а не: «Ты поступил как полный идиот».
Правила подачи обратной связи:
1) направленность на действие, а не на личность (критиковать не личность, а действие, поведение;
2) при этом акцент делается не столько на действиях, сколько на тех чувствах, которые испытывает человек, подающий обратную связь;
3) обратная связь должна быть конкретной и детальной;
4) необходимо подавать обратную связь с минимальным запаздыванием;
5) обратная связь должна касаться только того, что поддается изменению;
6) важно при подаче обратной связи не быть категоричным (выражения типа «ты всегда, ты никогда» не оставляют путей к отступлению);
7) обратная связь должна быть безоценочной, описательной;
8) необходимо подавать обратную связь небольшими порциями, чтобы партнер успевал ее осмысливать;
9) при подаче обратной связи важно выбирать подходящее время, место и ситуацию;
10) обратная связь не должна подаваться в форме советов, а преподноситься в виде соображений, как бы делясь мыслями и информацией с партнером;
11) обратную связь необходимо давать на фоне признания самоценности другого человека;
12) подача обратной связи является серьезной работой, требующей сосредоточенности, смелости, уважения к себе и другим.
Правила получения обратной связи:
1) выслушать до конца, не перебивать, не вставлять по ходу контраргументы. Важно понимать, что, не слыша человека, не улавливаешь важные нюансы;
2) пересказать своими словами, как вы поняли данную обратная связь. При пересказе важно своими словами передать мысли и чувства собеседника;
3) принять к сведению, но помнить, что это точка зрения конкретного человека, у других может быть другая точка зрения;
4) поощрять к обратной связи, благодарить за нее;
5) не обязательно менять свое поведение после получения обратной связи.
Психология | Psychology
20.4K поста59.5K подписчиков
Правила сообщества
Обратите особое внимание!
1) При заимствовании статей указывайте источник.
2) Не выкладывайте:
- прямую рекламу;
- спам;
- непроверенную и/или антинаучную информацию;
- информацию без доказательств.