Пожары в Сибири // Экономически не выгодно // Лесной кодекс // Валежник

Весна чудесное время года. Зима отступает, природа просыпается. Начинает зелень трава, солнышко греет все теплее, люди становятся чуть добрее. Однако вся эта лирика разбивается из года в год одним обстоятельством – лесными пожарами в Братске/области/стране.

28 апреля 2020 года интернет-портал “Город” продемонстрировал как дым от пожаров совместно с туманом окутал Правый берег и Падунский район. БСТ (Местное СМИ) не остался в стороне и снял репортаж на эту тему. У кого-то возникло удивление на счет данных событий? Ведь по факту, все уже привыкли, что каждую весну, а затем летом и осенью в окрестностях города начинают гореть леса.

Пожары в Сибири // Экономически не выгодно // Лесной кодекс // Валежник Братск, Пожар, Сибирь, Иркутская область, Лесной кодекс, Красноярск, Иркутск, Видео, Длиннопост
Пожары в Сибири // Экономически не выгодно // Лесной кодекс // Валежник Братск, Пожар, Сибирь, Иркутская область, Лесной кодекс, Красноярск, Иркутск, Видео, Длиннопост

Вкратце освежим в памяти предыдущие годы.


2011


Кто помнит тот год, тот запасается масками впрок на постоянной основе. Попустительство властей вскрылось так “неожиданно”, что дошло даже до президента страны. Братск оказался на всех полосах газет, “популярность” города била все рейтинги. Полетели со своих постов разного достоинства чиновники. Дополнительно подогревался тот факт, что после пожаров в России 2010 года, были выделены средства на профилактику пожаров, и вот прошел год и полыхнуло у нас. После того, как ситуация была доведена до критического состояния началась реальная работа по ликвидации пожаров.

Пожары в Сибири // Экономически не выгодно // Лесной кодекс // Валежник Братск, Пожар, Сибирь, Иркутская область, Лесной кодекс, Красноярск, Иркутск, Видео, Длиннопост

2012


Сказать, что ситуация сильно изменилась, пока нельзя, однако, таких массовых возгораний не наблюдалось, но пару прецедентов все-таки было.

2014


Этот год отметился серьезными пожарами в черте города. Снова чиновники делали вид, что все нормально ничего страшного не происходит. Лес горел в районе п. Стениха и Анзебы, некоторые дачи попали под раздачу огня. Падун не обошло сие несчастье, ну и Гидростроитель отметился в новостных сводках.

Пожары в Сибири // Экономически не выгодно // Лесной кодекс // Валежник Братск, Пожар, Сибирь, Иркутская область, Лесной кодекс, Красноярск, Иркутск, Видео, Длиннопост

2016


Славное время было. Мэр куда-то слинял вместо него отдуваться пришлось первому заместителю. Сентябрь месяц. Проходят совещания, нам рассказывают, что почти ничего не горит, происходят

возгорания, которые тушатся. Вот только ситуация почему-то ухудшается…а затем приезжает начальник Сибирского регионального центра МЧС и говорит, что работа по тушению проводится кошмарно. Читать репортаж с такого знаменитого облета Братского района доставляет эстетическое удовольствие.


- Он протяжённый, видишь? Вдоль дороги идёт. Пожар растянутый просто, поэтому его тушить надо вдоль. А его не тушат вообще. Никого нет. А по отчетам там человек 80 где-то. - А вот он вам 136-й, который дали как ликвидированный.
Ставятся определённые задачи. Их все игнорируют. Сказано приехать - значит можно не приехать. Сказано - разберитесь с пожарами и занумеруйте их. Этот пожар в черте города. Его на машине уже можно было в 7 утра объехать по кругу. Не выполняют ничего. Работа не просто неудовлетворительная. Работа кошмарная, ужасная и недопустимая продолжается - высказывается Сергей Диденко, начальник Сибирского регионального центра МЧС России.

2018


Немного летних пожаров в 2018

Пожары в Сибири // Экономически не выгодно // Лесной кодекс // Валежник Братск, Пожар, Сибирь, Иркутская область, Лесной кодекс, Красноярск, Иркутск, Видео, Длиннопост

2019


В этом году полыхало так, что по пожарам в Сибири даже создали отдельную страницу на Википедии. Это просто показательно, ведь охват области пожарами был солидным. Однако в этот год случилось ещё и наводнение. Тулун до сих пор приходит в себя после тех событий. В тот же самый момент Сибирь выгорала, снова СМИ федерального масштаба обратили внимание на проблему пожаров.


Отдельно стоит упомянуть о Татьяне Давыденко председателе счетной палаты Красноярского края, доклад которой взорвал политическую обстановку в регионе. Доклад касался лесной отрасли, что повлекло за собой интересные последствия. Кто-то защищал её, кто-то на неё наоборот накинулся, но главное, что никто не спорил с озвученными ей цифрами, даже если она это сделала в угоду своих интересов.

По России


Время идет, а по факту, ситуация лучше не становится, как у нас в области, так в целом по России.

Можно вспомнить события 2010 года.

Самый большой ущерб лесные пожары нанесли республикам Мордовия и Татарстан, Московской, Кировской, Ивановской, Нижегородской, Тульской, Тамбовской, Ульяновской, Липецкой, Владимирской, Белгородской и Воронежской областям. Наиболее пострадавшие районы: Даниловский район Московской области, Руднянский район Смоленской области, Камышинский, Ольховский, Среднеахтубинский, Котовский районы Волгоградской области.
Помогали в тушении пожаров соседние страны, европейские государства и США не остались в стороне. Масштаб потрясал, поэтому никто не мог остаться в стороне на тот момент.

В результате пожаров к 7.08.10 в списках погибших числились 53 человека, сгорело свыше 1,2 тысячи жилищ, а площадь выгоревших территорий перевалила за 500 000 гектаров. А согласно информации Минрегиона России целиком или отчасти были стерты с лица земли не менее 127 поселений. Хуже всего пришлось республике Мордовия, Воронежской и Рязанской областям. В некоторых районах Тольятти, Нижегородской области все еще эвакуировали население.

Отсутствие готовности к чрезвычайным ситуациям, неадекватность решений власть имущих и недооценка опасности сложившейся ситуации стали основными причинами, породившими критику правительства.

Внесенные в Лесной Кодекс изменения привели к отсутствию надлежащего надзора за лесными массивами, а, следовательно, они оказались не готовы к пожароопасной ситуации. Кроме того, последние реформы сократили состав и урезали полномочия государственной пожарной службы.

У Следственного комитета РФ появились подозрения в преднамеренном характере очагов возгорания. В 2010-ом году была возбуждена серия уголовных дел в связи с умышленными поджогами. По мнению комитета, целью таких поджогов было избавление от следов незаконной вырубки лесов. В мае 2011-го года глава Рослесхоза В.Н. Масляков также высказался на этот счет. Он подтвердил, что имеются веские основания считать крупные пожары следствием преступного умысла. Главным образом, те, что были по весне. Эти пожары проходящие, низовые, и деревья почти не травмируются. Зато после такого «пожара» могут предписать санитарную вырубку. Народные умельцы облюбовали для этого дела места с качественным лесом, рядом с дорогами.

Ссылка на цитату - https://bloglesorub.ru/lesnyie-pozharyi-v-rossii/

Крупные пожары были в 2012 и 2015 годах, то есть явление это постоянное и характерно для всей страны.

Пожары в Сибири // Экономически не выгодно // Лесной кодекс // Валежник Братск, Пожар, Сибирь, Иркутская область, Лесной кодекс, Красноярск, Иркутск, Видео, Длиннопост
Пожары в Сибири // Экономически не выгодно // Лесной кодекс // Валежник Братск, Пожар, Сибирь, Иркутская область, Лесной кодекс, Красноярск, Иркутск, Видео, Длиннопост

Лесной Кодекс


Вот мы подходим к интересному моменту, а именно Лесному Кодексу. Чудесный документ имеет непростую историю. Примерно с 2000 года происходит постоянное реформирование органов управления лесами. Постоянно вносятся правки в лесное законодательство. Растет количество ведомств лесной отрасли, что приводит к межведомственному противостоянию.


Данные по ведомствам и основные функции


Министерства природных ресурсов и экологии РФ (главное ведомство)

Федеральное агентство лесного хозяйства России (Рослесхоз) (входит в него)

Пожары в Сибири // Экономически не выгодно // Лесной кодекс // Валежник Братск, Пожар, Сибирь, Иркутская область, Лесной кодекс, Красноярск, Иркутск, Видео, Длиннопост
Пожары в Сибири // Экономически не выгодно // Лесной кодекс // Валежник Братск, Пожар, Сибирь, Иркутская область, Лесной кодекс, Красноярск, Иркутск, Видео, Длиннопост

За время, прошедшее после распада СССР, в России было принято три главных лесных закона, последовательно сменявших друг друга: Основы лесного законодательства 1993 года, Лесной кодекс 1997 года и Лесной кодекс 2006 года. Кроме того, в эти законы довольно часто вносились изменения - например, Лесной кодекс 1997 года за время своего существования изменялся 12 раз. В настоящее время в России действует новый Лесной кодекс, принятый в 2006 году и вступивший в силу с начала 2007 года.

Всевозможные постановления, правила и инструкции в России традиционно имеют значительно большее практическое значение, чем собственно законы. Формулировки законов обычно расплывчаты и двусмысленны, а часто и просто непонятны без дополнительных разъяснений, и требуют принятия множества разъясняющих их нормативно-правовых актов.

Для примера вот несколько статей из кодекса

Пожары в Сибири // Экономически не выгодно // Лесной кодекс // Валежник Братск, Пожар, Сибирь, Иркутская область, Лесной кодекс, Красноярск, Иркутск, Видео, Длиннопост
Пожары в Сибири // Экономически не выгодно // Лесной кодекс // Валежник Братск, Пожар, Сибирь, Иркутская область, Лесной кодекс, Красноярск, Иркутск, Видео, Длиннопост
Пожары в Сибири // Экономически не выгодно // Лесной кодекс // Валежник Братск, Пожар, Сибирь, Иркутская область, Лесной кодекс, Красноярск, Иркутск, Видео, Длиннопост

Особенно радует статья 53.7 пункт 5, который как бы намекает, что лазейки или задний ход в этой отрасли имеются. Что поделать, ведь интересы крупного бизнеса нужно учитывать, правда?

Пожары в Сибири // Экономически не выгодно // Лесной кодекс // Валежник Братск, Пожар, Сибирь, Иркутская область, Лесной кодекс, Красноярск, Иркутск, Видео, Длиннопост

Реальность наших дней


От кодекса переходим к реальности.


До конца 2004 года система охраны лесов в России основывалась на так называемых "обходах" - участках леса, закрепленных персонально за работниками государственной лесной охраны (лесниками-обходчиками, штатная численность которых по всей стране составляла около 70 тысяч человек). С начала 90-х г.г. ХХ века эта система работала весьма плохо, поскольку для того, чтобы обеспечить себе хоть сколько-нибудь приемлемый уровень зарплаты, лесники должны были большую часть своего времени заниматься всевозможными хозяйственными работами - главным образом, заготовкой древесины под видом ухода за лесами. Тем не менее, леса не были совсем бесхозными - по крайней мере, сельские жители знали, что лесная охрана существует и теоретически нарушителя может обнаружить.


С 1 января 2005 года полномочия, связанные с охраной лесов, были изъяты у государственных органов лесного хозяйства и переданы Федеральной службе по надзору в сфере природопользования. Эта служба обладала лишь небольшим количеством инспекторов, способных осуществлять охрану лесов (менее четырехсот человек на всю страну), в результате чего лесная охрана стала совсем незаметной. С 1 января 2007 года, когда в силу вступил новый Лесной кодекс, полномочия по охране лесов были переданы региональным администрациям.


Отсюда и сокращения штата в данной отрасли, если на первое 1 января 2005 года лесничих, мастеров и лесников было в районе 120 тыс. человек, то уже к 2015 году их значилось около 18 тыс. человек. При это стоит понимать, что из-за излишней бюрократизации даже это количество людей зачастую занимается бумажной отчетностью, а не реальным делом. (данный эпизод - https://www.pnp.ru/economics/chto-proiskhodit-v-lesnom-khozy...)


Если взглянуть несколько глобальнее, то на момент распада СССР в лесной отрасли работало примерно 2,1 миллиона человек. К 2006 году количество людей, занятых в лесной отрасли, достигло примерно миллиона человек, четвертая часть которых была занята в различных государственных органах лесного хозяйства.


Сокращение социальной значимости лесной отрасли автоматически ведет к снижению социальной приемлемости тех разорительных для леса форм лесопользования, которые до сих пор господствуют в "многолесных" районах России. Когда большая часть сельского населения или работала на предприятиях лесной промышленности, или как-то иначе зависела от них, люди в основном закрывали глаза на происходящее разорение лесов. Сейчас, когда экономические связи между большей частью сельского населения и лесной промышленностью разорваны, активная часть населения (обычно не очень большая) уже не готова безусловно мириться с тем, что остатки ценных лесов исчезают, а деревни и поселки так и остаются нищими.


Так как лес это не только ценные породы дерева, но и земля, то захват и застройка лесных земель стал одним из факторов ухудшения положения в отрасли.


Новое лесное законодательство максимально облегчило застройку лесных земель, в том числе в защитных лесах (бывших лесах первой группы), особо ценных в природном или социальном отношениях - зеленых зонах поселений, водоохранных зонах и других.


Самое большое изменение, касающееся возможности застройки лесов, которое произошло с введением нового Лесного кодекса - это появление возможности застройки лесов, переданных в аренду, без формального изменения их статуса (т.е. "на бумаге" лес может оставаться лесом, а "по факту" превращаться, например, в усадьбу). Право строительства в лесу получают арендаторы, получившие лес с целью заготовки древесины, охотничьего хозяйства, религиозной, рекреационной деятельности и т.д.


В нашем городе такое практикуется на постоянной основе. Скажем так, некоторые земли легким движением руки меняют свой статус. Как пример, можно вспомнить, как в Падуне, совсем недавно поменяли статус земель, на которых была построена гостиница, но там якобы можно было только санаторий, но бац и можно гостиницу. Даже спросили об этом у представителей властей и они признали, что нарушения были, но сейчас все приведено в соответствие с законом (https://youtu.be/AzBJAlaA7Ds)

Еще один интересный момент связан с административным распределением лесных ресурсов.


Новое лесное законодательство изменило соотношение "рыночных" и "административных" механизмов в предоставлении прав доступа к лесным ресурсам. С одной стороны, оно предусматривает возможность предоставления лесных участков "обычным" лесопользователям только через аукционы. С другой стороны - оно дает возможность предоставления лесных участков на основании решений органов власти для реализации так называемых "приоритетных инвестиционных проектов" (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_291691/668a34...). К приоритетным инвестиционным проектам федеральные или региональные органы исполнительной власти могут отнести, в соответствии с установленным порядком, проекты с объемом инвестиций в 300 миллионов рублей и более. Инвестор, в случае, если его проект получает статус приоритетного инвестиционного, может получить в аренду лесной участок с соответствующим разрешенным объемом заготовки древесины за половину от минимальной платы, установленной для остальных пользователей Правительством Российской Федерации (а также некоторые другие привилегии).

Таким образом, получается, что крупный лесной бизнес может, на основании административного решения, получить очень серьезные привилегии, в том числе доступ к лесным ресурсам за половину минимальной (не рыночной) цены. А малый и средний лесной бизнес, от которого в наибольшей степени зависит благополучие лесных деревень и поселков, таких привилегий получить не может в принципе.

Про финансирование


Объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на лесное хозяйство в 2016 году составил 29 миллиардов рублей, в том числе объем субвенций, предоставляемых субъектам Федерации на осуществление полномочий в области лесных отношений, — 22 миллиарда. Это

менее половины от необходимых ресурсов. (https://www.pnp.ru/economics/chto-proiskhodit-v-lesnom-khozy...)


Если капиталистическая власть показывает свое скотское отношение к лесам, то неминуемо вслед за этим тянется негативное отношение со стороны населения к законам в этой сфере. Создаете противоречивые и трудновыполнимые лесные законы и правила? Зачем они тогда нам нужны?


Правовой нигилизм является следствием некачественного законотворчества, принятия враждебных по отношению к обществу законов. Соответственно, пока некачественное законотворчество и враждебность многих законов и правил (в том числе лесных) по отношению к обществу не признается на официальном уровне - не предпринимается практически никаких усилий по исправлению ситуации.


Совокупное действие нового лесного законодательства и других ошибочных решений в области управления лесами, а также неблагоприятных внешних факторов, привели к развитию кризисных явлений в лесном секторе, упадку лесного хозяйства, росту нищеты и безработицы в лесных деревнях и поселках.

http://www.wood.ru/ru/loa676.html

Финалочка


Капиталистам не нужен порядок в лесной отрасли, им нужна выгода. Коррупция в лесной отрасли это отдельная тема для разговора. Когда нас пытаются убедить, что в пожарах виноваты люди (грибники, любители отдыха на природе, то вспомните про 5 пункт 53.7 статьи и подумайте о “злобных “ грибниках. Нам разрешили собирать валежник в лесу, а кто-то вывозит десятки тысяч тонн леса за границу.

Выводы:

Пожары в Сибири // Экономически не выгодно // Лесной кодекс // Валежник Братск, Пожар, Сибирь, Иркутская область, Лесной кодекс, Красноярск, Иркутск, Видео, Длиннопост

Когда в Братске и любом другом регионе запылает крупный пожар, то помочь затушить его может только дождь. К сожалению, капиталистическая система привыкла только оптимизировать, выдавливая последнюю копейку из общества, поэтому улучшение ситуации не предвидится, а значит, пожары будут продолжать собирать свою обильную жатву.

Список ссылок на источники опубликован по данной ссылке:

vk.com/@red_bratsk-pozhary