Потребительское восприятие или почему продукты из Светофора некоторым кажутся норм, а некоторым откровенным г-ном

Привет, друзья.


От всего сердца благодарю вас за ваше мнение и комментарии к моим прошлым постам по теме торговли и производства.


Спасибо моим 244 подписчикам, что вы остались со мной.

Потребительское восприятие или почему продукты из Светофора некоторым кажутся норм, а некоторым откровенным г-ном Полезное, Маркетинг, Торговля, Восприятие, Психология, Потребители, Длиннопост

После моего поста, многие люди писали "там всё "оно", потому что не может быть такой низкой цены (в посте я объясняю, почему может), я попробовал и вкус не тот".


В этом посте я не рассматриваю варианты, когда сам производитель делает для сетей низких цен фальсификат с удешевленным составом, а для сетей с высоким контролем качества - с нормальным.


Я с вами согласна! Да, вкус будет отличаться! Но так как я на исследованиях потребителей съела собаку, колбасу и запила всё газировкой, и замазала косметикой, я вам расскажу почему так происходит, и почему меня очень сильно веселили такие комментарии как "мне кажется, по вкусу горчее". В посте будет много личных примеров и историй из практики проведения экспериментов.


Для ЛЛ: разница во вкусе и/или в качестве субъективно ощущается, потому что вы не сравниваете продукты напрямую "в вакууме" (в чистых лабораторных условиях), а берете продукт с предубеждением (там все г или там нормально) и сравниваете его с впечатлением от продукта из своей головы.


Пример. В Амстердаме есть сеть лашичен "Паста-Паста" с условно недорогими ценами относительно остального общепита. Когда мы зашли туда с мужем первый раз: "О, мой год, это самая лучшая, вкуснейшая лапша на свете! До этого, я никогда не ела столько вкусных макарон!". На следующий день та же самая паста уже не произвела такого вау-эффекта по соотношению: порции/сытости/качества, как в первый день. При всём при том, в кафе работал тот же персонал, а также, как мы так поняли и сам хозяин, который потом с нами мило побеседовал.


Почему так произошло? Потому что в первый день, мы старались обойти по максимуму, целый день не ели - условно кинули вещи и побежали смотреть город. Поэтому в кафе мы пришли измотанные, уставшие и голодные. Во второй день, мы были уже не такие уставшие и не такие голодные плюс сказались на вкусовых ощущениях второго дня наши завышенные ожидания от впечатлений первого дня.


Приехав через 5 лет в то же кафе, я поняла - да, вкусно, соотношение цены/качества - норм, но не вау, как в первый раз. Кстати, этот эффект хорошо описывает Пелевин в книге "Поколение Пи".


Итак, первый вывод - на наше восприятие вкуса продуктов влияет наше состояние: устали, голодны, эмоции (счастливы или расстроены).


Поэтому вкусовые испытания "в лабораторных условиях" проводятся примерно в 10-11 утра, на голодный желудок, чтобы состояние было отдохнувшим, а восприятию вкуса ничего не препятствовало.


В камментах писали, что кофе в МНЦ (магазинах низких цен) и из обычных - разное на вкус, утаскивали на работу - там выпивали. При оценке таких вещей, как чай и кофе очень большое значение играет вода. Даже из водопровода - сегодня положили новые трубы или фильтры, завтра они забились и т.п.


Например, я не могу пить кофе на воде из-под крана - всё кажется горечью. с каким привкусом "хлорки", даже если вода кипяченая, приходится варить на артезианской воде из бутылей. Тот же чай (не из пакетиков, а нормальный рассыпной),  по-хорошему надо заваривать артезианской водой, кипячёной до 80 градусов, выдерживать не более 3-5 минут и разливать по чашкам. Попробуйте, прям очень вкусно! Но зачем так заморачиваться, если и чай из пакетиков норм, если окунуть три раза в кипяток?


На работе, скорее всего, у вас стоит кулер, вот кофе и кажется вкуснее. Хотя он из одного и того же магазина. А вам дома оно казалось хуже, потому что: вы знали откуда оно, пили с водой из под крана.


Несколько историй из тестирования питьевой воды, когда мы запускали новую марку воды, а также при периодических проверках вкусовых качеств существующей воды в сравнении с конкурентами. Тесты были закрытые, потому что когда испытуемые видят бренд ставят оценки не из вкуса, а из приверженности бренду.


Намбер раз. Работал у нас сотрудник, который считал лучшей бутилированной водой по вкусу не с родного завода, а аква минерале. После закрытого тестирования, показала ему его оценки - он свою любимую воду оценил хуже всех, как собственно и остальные подопытные. Я не говорю, что она хуже. Если вам - нравится, вэлком! Она, действительно, вода без вкуса и без запаха (удивительно, да?), просто в сравнении с остальными - ну так себе, вода как вода.


Намбер ту. Делали тест воды и налили в стаканчики рядом (условно образцы №2 и №3 из 4х) воду из одной бутылки (даже не из одной партии) - результаты были интересными. По пятибалльной шкале - вкус отличался на 1 балл, что существенно. А вы говорите, вроде кофе из Светофора горчит )


Ещё пример из личной жизни. Мы брали кофе Паулиг Мокко - первый раз этот кофе показался нормальным (не горьким, не кислым, без изюминки в общем), потом какой-то другой кофе, а потом снова взяли его. В этот раз Мокко показался мне в сравнении с предыдущим кофе отвратительным. Поэтому, я сказала, что пить его не буду, пачку запечатала и открыла упаковку с другим кофе. Пьём-пьём, он всё не кончается и не кончается. Пока муж мне не открыл правду: всё это время, после нового кофе, он использовал Мокка, который мне не понравился, а сейчас - нормально, пью и ничего.


Второй вывод, на вкус всегда влияют сопутствующие факторы: качество и вкус воды, чистая ли кофемашина,


Тоже самое, когда говорят, что Лотте или Орион г...но..

Потребительское восприятие или почему продукты из Светофора некоторым кажутся норм, а некоторым откровенным г-ном Полезное, Маркетинг, Торговля, Восприятие, Психология, Потребители, Длиннопост

Я пробовала в прямом сравнении и то, и другое. Да, они разные: по текстуре, по вкусу молочной прослойки, и глазури. Но так как для меня, что то сладкий десерт, что это, для меня нет принципиальной разницы, я беру то, что по акции. Для меня всё вкусно.


Кстати, советую попробовать с чёрной смородиной - вообще вкуснотища!


Третий вывод, на наше восприятие всегда влияет наше отношение к бренду продукта.


Пример из практики, если вы знаете, где кола, а где пепси - для вас выигрывает всегда тот продукт, который вы любите. Стоит вам дать попробовать вслепую, то выигрывает в 80% случаев кола, если вы, как я, не знаете эти продукты четко. На мне, к сожалению, этот эксперимент проводить бесполезно, я во вкусе пепси узнаю мерзкий подсластитель, хотя они и перестали указывать его на этикетке.


Был комментарий, что когда производитель заменяет в составе одни ингредиенты на аналоги, то это сильно чувствуется.


Проводили слепые тесты колбасы: оригинальный состав и состав с аналогами специй - разница оказалась в 0,1 балла по 5ти бальной шкале - это вообще в рамках погрешности!


Для чего заменять в составе на аналоги? Не только с целью удешевления, а например, ввели санкции, импортные специи не достать (а 80% вкусоароматических специй для российской пищевой промышленности идёт из Европы, т.к. там стабильное качество), надо искать замену. Или стало сырьё жирнее, текущая специя не держит влагу так, как должна и между колбасой и упаковкой появляется бульон, что считается браком и в продаже такое отпускать нельзя. Или сам производитель решил сменить вкусовое направление специи со сливочного на кориандровое. И всё, надо подбирать аналог.

Потребительское восприятие или почему продукты из Светофора некоторым кажутся норм, а некоторым откровенным г-ном Полезное, Маркетинг, Торговля, Восприятие, Психология, Потребители, Длиннопост

Кроме того, вкус может меняться, и того, как вы готовите. Знали ли вы, что сосиски из микроволновки всегда вкуснее, чем варёные? Потому что влага с солями и специями остаётся в продукте, а не растворяется в воде.


Мы так выпустили сосиски: на потребительских тестах (условное альфа и бета-тестирование до запуска полномасштабных партий в несколько тонн), все были довольны, выпытывали у нас название продукта и бренд, на дегустациях в магазине - тоже все довольны. Но потом стала поступать обратная связь, что продукт не тот. Оказалось, что 80% людей сосиски варят в воде (хотя это та же колбаса, только в мини упаковке), а ещё любят в макароны кинуть, когда те довариваются.


Пришлось дорабатывать рецептуру, чтобы продукт был вкусный во обоих случаях приготовления.


Четвертый вывод, наше восприятие вкуса зависит от варианта приготовления кофе, чая, сосисок, даже температуры воды!


Поэтому для тех, кто сомневается в качестве продуктов от известных производителей, проведите над собой эксперимент: купите условно Орео в Светофоре и в 5ке, пусть вам ваши родственники в закрытую дадут 3 печеньки. Сможете ли вы угадать, где Светофор? Сможете ли вы оценить по пятибалльной шкале вкус, аромат, хруст, консистенцию, цвет каждой печеньки?


Я не говорю, что в МНЦ и в обычные магазины все производители поставляют одно и тоже или разное. Есть те, кто хитрят, есть и честные. Не стоит грести всех под одну гребенку. Я работала всегда у честных производителей, т.к. наш хорошее отношение к бренду дорого досталось и не хотелось его терять из-за одной партии с удешевленным составом.


Подписывайтесь, в следующих постах хочу осветить следующие темы:


- почему не все производители идут в магазины низких цен (частые причины)

- какие есть 4 ключевых категории брендов в торговых сетях + немного о том, на чем они зарабатывают (спойлер, это не наценка между покупкой и продажей товара)

- о том, вся ли одинаковая бутилированная вода.

- о том, что такое локальный бренд в России и качестве продуктов

- как создаются продукты

- развёрнутые ответы на ваши вопросы в комментариях.

и многое другое.


Если вас что-то интересует из темы ритейла, продуктов питания, косметики, пожалуйста, спрашивайте в комментариях или пишите на какую тему пилить следующий пост.


Спасибо за ваше внимание.


P.S. Все фотографии выдернуты с поисковика, все права на картинки принадлежат их авторам, фото использовано в иллюстративных целях.