Пост про уверенность

Пост про уверенность Психология, Статья, Уверенность

Не существует какой-то уверенности в вакууме, уверенности в общем, которую можно натренировать.


Уверенность в себе всегда подразумевает контекст.


Вот кто-то сомневался, что его могут любить, но обрел достаточный опыт любви и стал сомневаться меньше. Стал более уверен в себе, как в человеке, которого принимают и любят.


Кто-то сомневался, что хорошо водит машину, но стал водить чаще и лучше, и появилась уверенность в себе, как хорошем водителе.


Кто-то сомневался, что способен справляться со своей жизнью, но стал более устойчив к сложностям, научился создавать себе материальную и эмоциональную опору и стал более уверен в себе как человеке, который в целом справляется.


Уверенность приходит вслед за опытом. Вслед за умением что-то делать, создавать, получать, вслед за реальной опорой.


Если уверенность в чем-то приходит до или вместо реальной опоры - это иллюзия и самообман, такая уверенность без опоры на реальность - скорее риск.


Например, самовнушение, якобы повышающее уверенность в успехе и звучащее как:


"Все будет хорошо"

"Я все могу"


создает куда большее напряжение, чем возможность сказать себе что-то более реалистичное:

"Даже если не все будет хорошо, я смогу себя поддержать и найду поддержку"

"Возможно, я не все могу, но я учусь, пробую, и я себя не брошу, если у меня не получится"


И вот тут бывают сложности, потому что не каждый уверен в себе, как в человеке, который себя в случае чего поддержит. И этот навык тоже можно и важно развивать.


Тренинги, как правило, озвучивают приглашение развивать "уверенность в себе" так, как будто, есть какая-то универсальная неуверенность - одинаковая для всех. А она для всех разная. Связана с разными потребностями и разными сложностями в их удовлетворении.


София Завьялова, психолог, гештальт-терапевт.

Психология | Psychology

22.7K постов60.2K подписчиков

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.