Попытки повторить и переосмыслить Civilization

Попытки повторить и переосмыслить Civilization Игры, Civilization, Компьютерные игры, Видеоигра, Catgeeks, Стратегия, Длиннопост

Практически у каждой успешной игры есть свои подражатели. Иногда идеи первоисточника получается развить в весьма самобытные проекты и на свет появляются новые шедевры, способные затмить оригинал: так на волне популярности Command & Conquer ранее занимавшиеся спортивными симуляторами Creative Assembly решили выпустить свою RTS, но немного увлеклись… и получился Shogun Total War.

Знаменитое детище Сида Мейера – Civilization – не стало исключением. Игру пытались переосмыслить, наполнить новыми механиками, повторить в новых декорациях… И не только повторить: на рубеже веков Activision даже предприняла попытки отсудить право на выпуск игр с названием Civilization. В итоге шалость удалась лишь частично: «Цивилизацию» Бобби Котику разрешили выпустить всего одну – речь идёт о Call to Power 1999-го года. В отличие от уже вышедших на тот момент первой и второй частей оригинальной серии, действие решили продлить в будущее и добавили приличное количество новых механик, из-за чего игра выглядела несколько перегружено. Сам Мейер считал проект слабым, но геймерам игра приглянулась. Спустя всего год было даже выпущено продолжение – Call to Power 2, уже без слова «Civilization» в названии.

Но это всё дела давно минувших дней. А что происходит на поприще глобальных пошаговых стратегий сейчас?

HUMANKIND

В 2021 году французская студия Amplitude, ранее известная по фэнтезийным пошаговым 4Х-стратегиям Endless, выпустила свою версию «Цивилизации» – HUMANKIND. Опыт в создании глобальных стратегий у разработчиков был немалый, так что ожидания были большие. Да и КОР-механика со сменой культур в процессе развития выглядела свежо.

Попытки повторить и переосмыслить Civilization Игры, Civilization, Компьютерные игры, Видеоигра, Catgeeks, Стратегия, Длиннопост

Возможно, чересчур свежо: судя по обзорам, не всем пришлось по душе отыгрывать в процессе одной партии и ассирийцев, и тевтонцев, и советских людей (и это всё – одна цивилизация, просто в разных эпохах). С другой стороны, это позволяло корректировать вектор развития в процессе партии. Особенно если соседи успели перейти в следующую эпоху быстрее и заняли намеченную вами культуру: римляне не могут соседствовать с римлянами, всё продумано. Относить механику смены культур к плюсам или минусам – не более, чем вкусовщина. На одной чаше весов прогрессивные ацтеки, сбрасывающие ядерные бомбы на американцев, на другой – эволюция ацтеков в японцев (и резкая смена стиля уже построенных зданий). Объективно говоря, нелогичны оба варианта, просто к первому геймеры успели привыкнуть. Как и к военной и научным победам, поэтому не всем понравилась система подведения итогов партии по сумме деяний (очков славы).

Однозначным плюсом (и, хотелось бы верить, что даже ориентиром для всех последующих пошаговых 4Х) стала проработка первой игровой эпохи: начать игру предлагается за кочевое племя, которое исследует окрестные территории и самостоятельно выбирает место для первого города.

Попытки повторить и переосмыслить Civilization Игры, Civilization, Компьютерные игры, Видеоигра, Catgeeks, Стратегия, Длиннопост

И получает звезды деяний за победы над дикими животными

Другим новшеством стала усложненная система ведения боевых действий: каждое сражение переносит игрока с глобальной карты на тактическую, причем за один глобальный ход можно успеть сделать три тактических. Пожинать плоды своих завоеваний до официального окончания войны в полной мере не получится: захваченные города получают статус оккупированных и полностью переходят под ваше управление лишь после подписания мирного договора. Система выглядит интереснее и играется приятнее – но, опять же, всё индивидуально.

А вот дипломатия откровенно подкачала: взаимодействие с соседями достаточно ограничено, а союзы дают очень уж эфемерные бонусы. Единственный плюс – возможность обмениваться претензиями, постепенно накаляющими отношения между странами. Ситуацию попытались исправить, выпустив платное дополнение Together we Rule, но хотелось бы всё равно больше различных дипломатических опций и большего их влияния на игровой процесс.

В итоге проект не выстрелил, но и не провалился: продажи были хорошие, поддержка дополнениями продолжается (достаточно скромная, на фоне агрессивной DLC-монетизации других игр), неспешно выходят обновления, рейтинг зафиксировался в районе 75 из 100. Её даже номинировали на «Лучшую стратегию 2021», но в эту категорию что только не номинируют, ввиду малого количества крупных стратегических релизов. Увы, издатель в 2022-м году гордо ушёл с российского рынка, но … в общем, на дворе уже 2024-й и все мы знаем не один способ получения недоступных игр.

Old World

Чуть раньше вышла ещё одна историческая пошаговая стратегия – Old World. Позиционировался проект как переосмысление «Цивилизации» от Сорена Джонсона, ведущего гейм-дизайнера Civilization IV. И, в отличие от основной серии, Джонсон решил пойти по пути усложнения.

К привычным механикам пошаговых 4Х добавилась надстройка в виде царской семьи: правитель перестал быть бессмертным аватаром с бонусами. И, помимо общегосударственных забот, нужно не забыть оставить потомство, иначе род прервётся. Но не стоит ожидать от этой надстройки масштаба Crusader Kings: Old World всё же гораздо ближе к серии Мейера, чем к творению Парадоксов.

Попытки повторить и переосмыслить Civilization Игры, Civilization, Компьютерные игры, Видеоигра, Catgeeks, Стратегия, Длиннопост

Впрочем, привычные механики тоже претерпели изменения – взять то же древо технологий. В него добавлен элемент случайности: вы не можете продумать чёткую стратегию развития от начала партии до её победного завершения. Такая генерация добавляет игре реиграбельности, но весьма усложняет планирование. Другим любопытным аспектом стали приказы: их количество ограничено «очками приказов» – эдаким количеством свободных гонцов, готовых бежать с вашим поручением.

Если где-то прибыло, то где-то должно и убыть: как следует из названия игры, посвящена она именно старому миру. Временные рамки партии ограничены древним миром и античностью. В некотором роде это добавляет происходящему целостности: копейщики никогда не бросятся в атаку на танки, если в вашей игре нет танков.

Попытки повторить и переосмыслить Civilization Игры, Civilization, Компьютерные игры, Видеоигра, Catgeeks, Стратегия, Длиннопост

Подводя итог, считать Old World прямым конкурентом Civilization было бы неверно: не тот масштаб, как минимум. Но любителям Цивилизации определенно стоит присмотреться к этому проекту. Особенно, если вас не пугает сложность. И поражения.

Millenia

Решили попробовать составить конкуренцию «Цивилизации» и Paradox-ы: правда, не в роли разработчиков, а в роли издателя. В 2023-м году вышел анонс проекта Millenia, предлагающего в пошаговом формате провести свой народ в светлое будущее.

Интересной механикой выглядит переход из эпохи в эпоху: на выбор представлено историческое прохождение и ветки альтернативной истории. Что было бы, если бы Рим не пал? Если бы мир пошёл по ветке развития паровой энергии? Если ИИ устроит восстание машин? Каждый раз, заканчивая эпоху, вы можете выбрать, по какому пути пойдёт ваш народ дальше. Правда, отыгрывая пацифистов, не ждите предложения о переходе в Век Крови: для каждой эпохи есть свои требования.

Попытки повторить и переосмыслить Civilization Игры, Civilization, Компьютерные игры, Видеоигра, Catgeeks, Стратегия, Длиннопост

До 12 февраля попробовать проект можно в формате бесплатной демо-версии на странице игры в Steam. Точной даты выхода пока не обозначено (неточной, впрочем, тоже).

Российские 4Х

А что же отечественный игропром? В 2023-м году в ранний доступ вышел проект Revival: Recolonization, постапокалиптическая TBS. Человечество отброшено назад восстанием машин, города в руинах, по обломкам цивилизации бродят неуправляемые боевые роботы. А в остальном – те же гексы, поселения, ресурсы и войны. Интересной особенностью является кастомизация юнитов: по мере развития их можно снабжать более совершенным оружием и бронёй.

Попытки повторить и переосмыслить Civilization Игры, Civilization, Компьютерные игры, Видеоигра, Catgeeks, Стратегия, Длиннопост

Боевые слоны превращаются… превращаются в боевых слонов с пулемётами!

Легально, без обходных путей, попробовать её можно только в VK Play – это такой же региональный эксклюзив, как и Атомное Сердце.

В разработке находится ещё пара интересных проектов: The Great Tribes и фэнтезийная Will&Reason. Но у них пока даже нет страниц в Steam, так что ожидание этих релизов может быть несколько томительным.

Что ждёт жанр в будущем?

К счастью для ценителей пошагового геймплея, поджанр «цивилизационноподобных» игр и не думает изживать себя. Несмотря на то, что с момента выхода первой «Цивилизации» прошло уже более тридцати лет, идее есть, куда развиваться. Посмотрим, что предложит Firaxis в седьмой части официальной серии – она уже находится в разработке, но новостями пока не балует.

Не упал и интерес аудитории: да, пошаговая стратегия не сможет дать столь же феноменальную выручку, как недавно выстреливший Palworld, но всё же TBS стабильно продаются. К слову, за август 2021-го года та же не самая удачная и понравившаяся не всем HUMANKIND всё же стала четвертой продаваемой видеоигрой в США.

Забавно, но в нулевых, когда на пике популярности были RTS, могло показаться, будто пошаговый геймплей уходит в прошлое, уступая место реал-таймовому. Мол, RTS задавят TBS и вытеснят с пьедестала…

Попытки повторить и переосмыслить Civilization Игры, Civilization, Компьютерные игры, Видеоигра, Catgeeks, Стратегия, Длиннопост

Однако задавили RTS лишь сами себя: но это уже совсем другая история, частично припасть к которой можно в другой статье – Почему следующая крупная RTS провалится.

∎∎∎∎∎∎∎∎∎∎∎∎∎∎∎∎∎∎∎∎∎∎∎∎∎∎∎∎∎∎∎∎∎∎∎∎∎∎∎∎∎∎∎∎∎∎∎∎∎∎∎∎∎∎

Автор текста: Со Луцкая. Оригинальная статья – тут.

Больше интересных статей в нашем блоге и телеграм-канале.

pikabu GAMES

3.3K постов7.9K подписчик

Правила сообщества

Коротко: никаких "кулвидосиков" с нарезкой геймплеев и смешных моментов, никаких комиксов, артов, косплея и т.д. Только полезная и важная информация для геймеров.

Помни!

- Новостные/информационные публикации постим в pikabu GAMES
- Развлекательный контент в Лигу Геймеров