Попутного ветра в паруса!

В первое свое серьезное морское путешествие я попал на парусное судно, о парусе и расскажу.

И на Штандарте, реплике военного фрегата Российской империи и на Драккаре, реплике боевого корабля викингов, есть моторы. Это разумное требование к безопасности.

А вот на плоту Tupac Yupanqui, на котором мне выпало пересекать Тихий океан, мотора не было. Так что полагались мы только на ветер и течение, как и Тур Хейердал в 1947м и древние инки за полтысячи лет до него.

Ветер давно изучен наукой и является лишь движением атмосферных масс.

Наверно, когда сидишь в кресле синоптика, так оно и есть. В море же, когда твой мир сокращён до нескольких десятков квадратных метров плавучего островка, ветер - это спасение и проклятье. Своего рода божество, которое важно уважать, и с которым приходится договариваться. Не даром, в древние времена моряки не брили бороды и не стриглись во

время долгих переходов. Когда ветер стихал, а корабль попадал в зону штиля, и люди молили о воде, единственным способом справиться со штилем - был убраться оттуда. И люди пытались призвать ветер. Настоящий моряк никогда не выбросит за борт ничего, что можно использовать, что при определенной ситуации может спасти жизнь. И жертвой стали волосы. Оттуда и пошла традиция, популярная по сей день у людей, подолгу проводящих время вне убежища: не хочешь чтобы погода портилась, - носи свою бороду при себе. Потом может и пригодится.


Парус изобрели в незапамятные времена. Ещё бы: зачем сбивать руки в кровь, махая веслами,

если дует ветер. Это же нерасходуемый источник энергии, надо лишь научиться управляться с ним. Инкские плоты, Драккары викингов, поморские кочи, полинезийские каноэ, китайские джонки... Список можно продолжать бесконечно. Золотой век парусов пришёлся на 19 век, когда клиперы летали в Китай за чаем, а китобои добывали ворвань от юга Тихого океана до суровых

арктических вод. С появлением паровых двигателей, последние начали вытеснять паруса, как более прогнозируемый и "надёжный" способ передвижения в море, однако, яхтинг и парусный спорт популярны и по сей день, а конструкции и технологии парусного вооружения вышли на небывалый уровень.

Кстати, мне известно о разработках, ведущихся для того, чтобы оборудовать тяжёлые танкера и сухогрузы мачтами, чтобы снова можно было использовать энергию ветра. И это в век солярки и атомной энергии. Но, вернусь к своим кораблям.


Большинство из них имеют традиционное прямое вооружение. То есть на прямую мачту поднимается рей, на котором крепится прямоугольный парус. Возможно у людей, не знакомых с морским делом, возникнет мысль, что с таким парусом можно двигаться только при попутном ветре. Это не совсем так.

В зависимости от характеристик корпуса судна, прямой парус позволяет идти и при боковом ветре, и даже под углом к встречному ветру. Например, Драккар способен держать курс до 60

градусов к ветру с носа. Для подобной, довольно простой конструкции это впечатляющий результат.

Если вернуться к плоту, конструкция которого вообще примитивна, против ветра мы ходить не могли. Но, при ветре в борт могли с ощутимым дрейфом, но все же продвигаться вперед. Используя ветер, приходится за это платить.

Парус Тупака был площадью в 90 квадратных метров.


Попутного ветра в паруса! Корабль, Парус, Море, Длиннопост
Попутного ветра в паруса! Корабль, Парус, Море, Длиннопост

На Штандарте вся парусная площадь набрана из множества парусов, от нескольких, до нескольких десятков метров.


Попутного ветра в паруса! Корабль, Парус, Море, Длиннопост

А вот на Драккаре парус один. Размером под все триста.

Попутного ветра в паруса! Корабль, Парус, Море, Длиннопост

Так вот, работать с такими парусами тяжело и, порой, небезопасно, но когда

чувствуешь, как корабль движется по волнам под парусом, ощущения не получится сравнить с мотором. Парус для себя я воспринимаю как крылья, и за ними следует ухаживать.

Сколько швов парусины я нашил за последние годы, припомнить сложно.

Ремонт, как и управление этим инструментом вообще отдельное ремесло, которому люди учатся годами и десятилетиями. Но об этом позже)

Сообщество моряков

1.5K постов5.1K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Правила пикабу.