ПОЛОСА

7 сентября 2010 года в аэропорту города Мирный полусонные пассажиры занимали места в салоне самолета, ТУ–154. Авиалайнер готовился к вылету в Москву.

Самолет находился высоте 10.600 метров, когда отключился автопилот. Ситуация неприятная, но это еще не ЧП. Какое–то шестое чувство подсказало командиру экипажа Новоселову, что в этот раз все так просто не обойдется. Предвидя вариант с экстренной посадкой, он связался с диспетчером:

— «У нас проблемы с электропитанием. Прошу подготовить запасной аэродром».

Ответа Новоселов не услышал – радиостанция пискнула и замолчала. Самолет остался без радиосвязи.

Вслед за автопилотом стали отключаться остальные приборы. Датчики крена и тангажа, указатели курса «умирали» один за другим.

Почти мгновенно вышли из строя все навигационные приборы.

«Завалились» не только оба авиагоризонта, но и третий – резервный, что не предусматривается никакими инструкциями, поскольку такого просто не может быть никогда! Без навигационного оборудования экипаж нем, глух и слеп. Это все равно что вести автомобиль в надетом на голову мешке.

Ситуация, даже не требующая обдумывания – только посадка, и посадка срочная: отключились насосы, перекачивающие горючее из крыльевых баков в двигатели, а это значит, что двигатели вскоре остановятся и самолет начнет просто падать.

Самолет снизился до 3.000 метров, внизу холмы, тайга, садиться на которые – чистое самоубийство. Блеснула серебристая полоса – река Ижма, Ту пошел вдоль нее. Показался стоящий на берегу реки поселок Ижма. Командир и экипаж высматривали подходящее для посадки место. Если такое не будет найдено – сажать самолет они будут на воду, прямо напротив поселка, чтобы жители Ижмы оказали помощь тем, кто уцелеет.

И тут штурман крикнул: «Командир, полоса!» 

Если бы у летчиков было время на обдумывание, они бы прежде всего удивились: откуда здесь не числящийся ни в каких реестрах, не отмеченный ни на каких картах аэродром?

Его просто не должно быть! Это или галлюцинация или… чудо.

Ту–154 развернулся и пошел в сторону полосы. Россия – огромная страна, в ней более тысячи городов и десятки тысяч поселков. Железные и шоссейные дороги связывают их между собой. Но есть населенные пункты, куда ни поездом не добраться, ни машиной не проехать. С Большой землей их связывает малая авиация. Як–40, Ан–24, Л–410, Ан–2, ИЛ–14 и вертолеты в советское время для жителей горных аулов и таежных поселков были привычным средством передвижения, как для нас сегодня маршрутные такси.

В 1978 году в п. Ижма открыли аэропорт местных воздушных линий, было построено здание аэровокзала и взлетно–посадочная полоса. Каждый день в Ижму прилетали и улетали самолеты местной авиалинии.

В аэропорту работали 126 человек. В 90–х наступили трудные времена, начался закат ижемского авиахозяйства. Самолеты стали летать все реже, сперва пять дней в неделю, затем четыре, затем два. По мере снижения числа рейсов уменьшался и численный состав работников аэропорта.

Людей сокращали, многие уходили сами.

Из 126 осталось 70, затем их стало 40, потом 8, потом 2.

В 1998 году аэропорт перепрофилировали в вертолетную площадку и в «Комиавиатранс» решили, что для площадки, работающей три дня в неделю, и двух человек много и оставили одного — Сергея Михайловича Сотникова.

Сотников работал в Ижемском аэропорту с первого дня его существования. В 1978 году 20–летним выпускником подмосковного Егорьевского авиационно–технического училища, прибыл он по распределению на работу в Ижму и остался здесь навсегда. В 1997 году стал начальником аэропорта, а через год – начальником вертолетной площадки.

По мере того, как сокращался обслуживающий персонал, Сергей Михайлович брал на себя дополнительные функции.

И вот настал день, когда он остался один: и начальник, и дворник, и диспетчер, и кассир, и сторож, и уборщик, и слесарь–ремонтник, и электрик.

Все 12 лет Сотников содержал в порядке кроме посадочного квадрата для МИ–8 и взлетно–посадочную полосу, которая была вычеркнута из всех реестров и не значилась ни на одной карте, на которую многие годы не садились и не взлетали самолеты.

Он регулярно чистил дренажи от старой травы, чтобы не произошел подмыв полосы. Убирал с бетонных плит старую арматуру, регулярно вырубал и выкорчевывал кустарники и деревца, пробивавшиеся в зазорах плит. И так 12 лет.

— Почему? Позже Сотникову еще не раз зададут этот вопрос.

Ответ поражает простотой:

— «Пусть говорят, что аэродром вроде как брошенный, но там же есть человек, который работает, значит я в ответе, правильно?».

Ту пролетел над аэродромом. Эх, коротка полоска! Придется экономить каждый метр. И все равно ее не хватит. Длина ижемской ВПП 1340м, а Ту для посадки нужно как минимум 2500.

Аварийная гидросистема не подвела — самолет выпустил шасси. Но из–за отказа электропривода не вышли закрылки. Самолет не мог сбросить скорость до положенных 270км/ч, садиться предстояло на 380км/ч, с отключенными навигационными системами, контролируя положение самолета исключительно по визуальным ориентирам.

Бортпроводница вышла в салон:

–«Уважаемые пассажиры! Самолет совершает вынужденную посадку. Просим всех пристегнуться, убрать колющие и режущие предметы, снять зубные протезы, очки и обувь на высоком каблуке, поднять спинки в вертикальное положение».

Трижды заходил Ту на посадку и трижды в последний момент взмывал в небо – экипажу не удавалось попасть в начало полосы.

Самолет пошел на посадку в четвертый раз. Со стороны Ижмы в сторону аэродрома бежали люди.

Самолет сел прямо на первую плиту, мягко, можно сказать идеально. Добежав до конца полосы, он врезался в лес, ломая и сминая деревья. Будь удар сильнее, могли пробиться крыльевые топливные баки, возникнуть пожар.

Но пока самолет катился по ВПП, с каждой сотней метров скорость падала: 380км/ч, 350, 300, 250, 200…

Выкатившись на 164 метра за полосу, Ту–154 остановился.

Подъехавшим представителям администрации командир воздушного судна Новоселов доложил: –«Самолет Ту–154 совершил аварийную посадку. На борту 72 пассажира и 9 членов экипажа. Пострадавших нет».

Впоследствии эксперты назовут посадку в Ижме Ту с неработающим навигационным оборудованием чудом.

Но сами летчики чудом считают появившуюся из ниоткуда взлетно–посадочную полосу.

Но как раз в этом не было ничего сверхъестественного – это «чудо» сотворил Сергей Михайлович Сотников, простой, преданный своему делу, человек.

ПОЛОСА Самолет, Аэропорт, Авиация, Полет, Мирный, Ту-154, Чрезвычайная ситуация, Человек, Взлетно-посадочная полоса, Длиннопост, Повтор
Вы смотрите срез комментариев. Показать все
428
Автор поста оценил этот комментарий
Геройство одних это всегда следствие раздолбайства других. Посмотрите Зырянова, там причины этой обесточки бортовой сети объясняются на простом языке.
Предпросмотр
YouTube21:18
раскрыть ветку (65)
182
Автор поста оценил этот комментарий

Длч ЛЛ объясните кратко, пожалуйста!

раскрыть ветку (39)
353
Автор поста оценил этот комментарий
Для ЛЛ
Бортинженер сначала не заметил выход из строя аккумулятора в левой бортовой сети (вроде как дремал после взлета), а потом объединил аварийную левую и правую бортовые сети (в нормальном режиме независимые). Это привело к выходу из строя и исправной электросети, оставив самолет без навигации и радисвязи.
раскрыть ветку (16)
47
Автор поста оценил этот комментарий
И топливных насосов, а соответственно и без запаса топлива, которое находится в баках
раскрыть ветку (1)
10
Автор поста оценил этот комментарий
Топливных насосов, которые качают топливо в расходный бак. Т.е. в крыльях топливо есть, а по факту его было на пол часа
186
Автор поста оценил этот комментарий

Самое смешное что бортинженера тоже наградили орденом вместе с остальным экипажем, а вот Сотникову дали только медаль и то через два года под давлением общественности.

раскрыть ветку (11)
97
Автор поста оценил этот комментарий

С награждением, точнее присвоением, там веселуха была по другому.

Когда все это случилось, доложили Медведеву, который будучи президентом находился на международном саммите и он бравируя перед иностранными коллегами, мол смотрите какие у нас лётчики, приказал всех наградить. А когда стали разбираться и поняли, что Б/И надо набутылить по хорошему, уже было поздно и отбирать медаль не стали.

раскрыть ветку (2)
8
Автор поста оценил этот комментарий

Ну, кстати, эта медаль может быть очень даже кстати — всю жизнь она будет его жалить, будет помнить свой косяк и такую вот «награду»

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Не факт. Встречал людей, которые подобное воспримут как должное..

70
Автор поста оценил этот комментарий
Иллюстрация к комментарию
38
Автор поста оценил этот комментарий
Тут можно понять - геройство других объясняется распиздяйством других. Я про сокращение аэродромов. Я не думаю, что людям оттуда стало нужно меньше летать. Но "вы нам невыгодны..."
раскрыть ветку (2)
5
Автор поста оценил этот комментарий

ну как бы, в селе на 3 тысячи жителей и так 178человек занималось аэропортом (т.е. фактически, чуть не каждый десятый житель работоспособного возраста). Даже с учетом, что каждый житель села в год раз куда то летает, это "поток" - 10 пассажиров в день, которых обслуживают 178 человек.


И это в те травоядные времена. По современным требованиям к полноценному аэропорту, там человек 600-700 должно было бы работать.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Так этот аэропорт был наверное один на 10000 кв.км. там же не в каждой деревне по аэропорту...потому такие и штаты были

9
Автор поста оценил этот комментарий
Наказать невиновных, наградить непричастных...
12
Автор поста оценил этот комментарий
Смешное?!
раскрыть ветку (2)
46
Автор поста оценил этот комментарий

Унас принято над всяким пиздецом смеяться. Если бы по каждому поводу убивались, то население сократилось бы наполовину

раскрыть ветку (1)
19
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Только в России из перевернутой машины может доноситься смех
Автор поста оценил этот комментарий
более того он сначала все проспал
Автор поста оценил этот комментарий

Получается злодей был среди них на борту?) Прямо как у Агаты Кристи)

107
Автор поста оценил этот комментарий
Бортинженер проебался
раскрыть ветку (21)
27
Автор поста оценил этот комментарий

Спс.лл

раскрыть ветку (6)
28
Автор поста оценил этот комментарий
Перетружусь, но правильно: ЛЛГС
раскрыть ветку (5)
4
Автор поста оценил этот комментарий

лл не пишет капсом ибо л)

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Вот вот, а ещё какие-то формы запоминать….

3
Автор поста оценил этот комментарий
Это что?
раскрыть ветку (2)
10
Автор поста оценил этот комментарий
Лига лени говорит спасибо
раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий
СПС
ещё комментарии
104
Автор поста оценил этот комментарий
За каждым великим подвигом всегда стоит чей-то большой проёб !
раскрыть ветку (15)
82
Автор поста оценил этот комментарий

Бортмеханик.  Тот случай,  когда ничего не случилось бы,  не суй он свои кривые ручонки в технику.

раскрыть ветку (11)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Сделал он всё по инструкции, то есть с точки зрения правил он действовал правильно. А вот составители инструкции такого рода неисправность не предусмотрели.

раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Ну вроде как он начал включать выключающуюся автоматику. Это как у нас в общем щитке я обнаружил автомат, с выключателем изолентой замотанным, чтоб не вырубался

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Он объединил энергосистемы правого и левого борта, когда в одной из них стало падать напряжение. Он думал, что это отказ генератора, а на самом деле это было замыкание батарей, соответственно вторая энергосистема тоже отключилась.

31
Автор поста оценил этот комментарий

Самое смешное что бортинженера тоже наградили орденом вместе с остальным экипажем, а вот Сотникову дали только медаль и то через два года под давлением общественности.

раскрыть ветку (6)
35
Автор поста оценил этот комментарий
Везде надо одно и тоже скопировать?
раскрыть ветку (5)
11
Автор поста оценил этот комментарий

В два раза больше плюсов же

раскрыть ветку (4)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Не, я вот не понял толком: кого наградили, а кому чего-то недодали, и сразу или нет, тоже непонятно. И раздавили кого то вроде.
раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Бортинженера тоже наградили орденом вместе с остальным экипажем, а вот Сотникову дали только медаль и то через два года под давлением общественности.

раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий
А самое смешное, что...
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Никого не раздавили
4
Автор поста оценил этот комментарий
Тот Рафик-то, оказывается, уиноноуат...
33
Автор поста оценил этот комментарий
У каждой ошибки есть имя и фамилия
раскрыть ветку (2)
25
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

@Eldom, сюда тоже напиши «Самое смешное что бортинженера тоже наградили орденом вместе с остальным экипажем, а вот Сотникову дали только медаль и то через два года под давлением общественности.»

1
Автор поста оценил этот комментарий

и должность.

7
Автор поста оценил этот комментарий
Кстати вопрос, разве в таких старых самолётах приборы вроде горизонта и компаса не механические? Почему ни один не работал?
раскрыть ветку (1)
14
Автор поста оценил этот комментарий

Они основаны на гироскопах, которые в свою очередь раскручиваются за счёт электричества. Тупо механические там разве что альтиметр с вертикальной и воздушной скоростями и компас:)

4
Автор поста оценил этот комментарий
А там объясняют, как так получилось, что аварийное питание, которое должно быть на 100% изолировано, вышло из строя одновременно с резервным и основным питанием?
Как они рулили и двигателями управляли? Там что, чистая механика+гидравлика?
Охуенное комбо в сумме полкчилось, нужно было бежать покупать лотерейные билеты, пока баф не закончился.
раскрыть ветку (4)
8
Автор поста оценил этот комментарий
Самолёт Bombardier CRJ 200 (выпускался до 2006) и основанный на его базе Challenger 650 (выпускаем до сих пор и является очень конкурентной машиной в своём классе) имеют чисто механическое управление как двигателями, так и первичными органами управления. Электрическая составляющая там только для экономии топлива (более точное управление подачи) и облегчения работы пилотов. Теоретически, выброси из него во время полёта два аккумулятора из двух (если есть хотя бы айфон с гироскопом) и он сможет продолжать свой запланированный полет. Говорю как инженер этих ВС.
раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Айфон с гироскопом не будет показывать верные значения крена и тангажа, иначе все было бы слишком просто)

раскрыть ветку (2)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Я чисто гипотетически привёл пример для лучшего понимания, имея в виду, что самолёт может продолжать визуальное пилотирование в полностью обесточеном режиме.
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Если погодные условия позволяют то конечно, в таком случае, вопросов нет)
2
Автор поста оценил этот комментарий

  вот рассказ Рубена Есаяна, пилота-испытателя, поднимавшего эту Тушку в Ижме после ремонта

Предпросмотр
YouTube7:34
4
Автор поста оценил этот комментарий
Интересное видео
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку