ПОКА СОБАКИ МОРДУ НЕ НАЛИЖУТ, или Как в народе о пьянстве говорят

Концепт водка и пьянство отражает одно из основополагающих понятий русской культуры. Одной из его основных составляющих является представление о том, что "в России выпивают не для удовольствия вкуса, не для того, чтобы "отведать" той или иной водки, пьют, чтобы опьянеть, - просто "водку".И, конечно, помногу"(Степанов Ю. С. Словарь русской культуры).

Большой академический словарь русского языка определяет понятие пьянство как " постоянное чрезмерное употребление спиртных напитков; болезненное пристрастие к спиртному ".

Как-то скучно получается, да? ...
Куда интереснее знать, каким образом концепт водка и пьянство находит отражение у носителей языка, живущих в глубинке нашей Родины.

Возьмем Словарь вологодских говоров и опытным путём найдем лексические единицы, относящихся к 'пьянству'.
Рассмотрим главные элементы нашего понятия.

Основополагающим тут является действие - ПИТЬ. Отдельно выделяются лексемы, выражающие идею "пьянствования" как процесса постоянного и неумеренного употребления спиртных напитков: бражничать, мутовать, залыгать, катить, хлестать, пьянничать.
Этот же мотивировочный признак лежит в основе устойчивых сочетаний: Любить стаканчик - 'иметь пристрастие к спиртным напиткам'; Впустить себя в пьянку - 'начать злоупотреблять спиртными напитками'.
Также выделяются глаголы одноактного способа действия: дербануть, дробызнуть, жорнуть, кокнуть, ярыкнуть, а также фразеологизм шары защурить ("Он всегда рад шары-то защурить").
В переносном значении можно встретить следующие глаголы: заузорить, зашаять, ошоровить, ошунуть, познамиться, рассаламатить т. е. 'замутиться в голове вследствие выпивки'. "Мужика-то у меня как заузорило! "

Находим множество существительных со значением лица, которое 'много пьет, пьянствует т. е. ПЬЯНИЦУ': выглядывало, запойщик, лямза, промокашка, пропивайло, пропивоха, пропитуха, пьяник, пьянуха, разгула, слюнда, споек, спойка, тартыга, шаромыжник, шатала, шумера.
Встречаем также опоек, опоец, хайло, ханыга.
Сюда же относится распространенная в речи антономическая пара 'тверезый - нетверезый', т. е. 'трезвый - нетрезвый' (характеристика по наличию/отсутствию состояния алкогольного опьянения).
Существительные лыва и ряска представляют особенный интерес. Так, лыва имеет шесть значений: это и лужа, и рытвина на дороге, заполненный водой; низкое сырое или болотистое место; заливом луг; трясина. Последнее значение 'человек, пьющий много вина, пьяница' развилось, по-видимому, на фоне ассоциации.
Наименование ряска, вероятно, высвечивает признак пьяного человека неопрятного вида, т. к. есть и значение 'кусок, лоскут материи'. "У нас все одне ряски, пьяницы".

Сегмент СТЕПЕНЬ ОПЬЯНЕНИЯ представлен наречием дозела, т. е. 'до сильного опьянения', и 4 фразеологизмами: Пока собаки морду не налижут (до той поры, пока человек не протрезвеет); Больше пей, дак не войдет; Рога в землю, копыта в небо; Ни мамы, ни папы не знает (о высокой степени алкогольного опьянения).

Не забыть бы лексемы, которые используются для номинации пива, браги - друган, другодан, разорва или самогона - рогозка, трилистик, ханыга. Сравним: "Друган тоже с хмелем", "Раньше на свадьбы-то разорвы наварим, не хуже водки".

Контексты, в которых употребляются все эти слова, позволяют увидеть, как народ объясняет свое пьянство и пьянство своих близких, какую оценку дают этой стороне жизни односельчан.

Так, например, пьянство становится причиной следующих негативных для самого же пьющего последствий: 1) потеря работы: "Бражничает, и снесли со старшин"; 2) развод: " Тоже водку хлестал - она с ним и розошлась "; 3) летальный исход: "А кто пил эту водку, все и закатались"; 4) драка: " Мужики-то нажорались, да и разодрались".

Часто встречается оценка степени алкогольной зависимости или опьянения: " Девки у меня выпить любит, как отлучится куда, так и налачится", "Он ведь до бессознания жорет вино-то", " Вчерась промокашка Толик приходил за бутылкой, дак ведь как уж и неживой", "Так напился, штё ни папы ни мамы не знает", " Сосед опять нажадався".

Больше пьянству подвержены мужское население, но есть контексты, высвечивающие и женский алкоголизм: "Посмотри-ко, где ты так насоборовалась, вся в грязи", " Ой, сколь нарядна, а облапушилась - срам-то какой", "Что он пьяница, что она - пропитуха".

Следует отметить, что чаще всего оценка пьянства исходит именно от женщин: " На этого пьяница никакой надёжи", "Опойки одни мужики-то", " Пол дела тебе, муж все сделает, а у меня пьяница", "Не уважить его пьяного, он все рёбра перевихает", " Ванька пришёл домой пьяный да и прозвиздил Маньке лоб".

И не так часто встречается: "Мужик-то тверезый идет! ".

А ведь если по-доброму, "в самом деле крестьянин всем готов услужить за посуленный ему стаканчик. Шкалик – его первый и лучший друг; выпьет он от радости – вино из весёлого обратит его в счастливого, выпьет с горя – зальётся и горе, придёт хотя бы временно забвение" (А.Е.Архипов).

Продолжать и спорить про этот шкалик можно бесконечно. А выводы делать бес-по-лез-но! Вечная тема...

И наверняка у вас есть, что к этому добавить. Прабабкины фразы, мамкины выражения, отцовские случаи из жизни, свой опыт...
Пишите, не стесняйтесь!

P. S. А тема навеяна приездом в деревню, праздниками и моим студенческим докладом про пьянство, от нечего делать найденным в старых тетрадях... Ну не пить же, все-таки, ааа!?

ПОКА СОБАКИ МОРДУ НЕ НАЛИЖУТ, или Как в народе о пьянстве говорят Пьянство, Культура, Русский язык, Водка, Научпоп, Диалекты, Мужчины, Традиции, Длиннопост