Почему электричка дёргается. Эльфийский длиннопост

Не раз мне задавали вопрос: "Почему при трогании и следовании электричка дёргается? Это стажёр за управлением или поезд неисправен?"
Отвечаю этим постом, чтобы, если что, ссылаться на него, ну и вас просветить, дорогие пикабушники.

***

Речь будет идти о классической "электричке" серии ЭР и ЭД.

Для начала картинка и немного матана:

Почему электричка дёргается. Эльфийский длиннопост Машинист, Электричка, Железная дорога, Длиннопост

М - моторные вагоны, имеющие электродвигатели, токоприёмники, прочее тяговое оборудование. Они приводят поезд в движение.

П - прицепные вагоны, не имеющие электродвигателей.

Пг - прицепные головные вагоны. То есть с кабинами управления, без электродвигателей.

01-09 - номера вагонов.

Электропоезд приводится в движения только вагонами 02, 04, 06, 08, 10, все остальные - "бездельники".

Когда поезд тянут все моторные вагоны - их тяга распределяется более-менее равномерно. Но когда один из них неисправен, и он не тянет - в поезде возникают ощутимые продольные реакции. Они усугубляются тем, что моторный вагон в полтора раза тяжелее, чем прицепной. Особенно неприятно, когда у электропоезда неисправен первый по ходу движения моторный вагон. Тогда при каждом трогании состав сильно толкает свои первые три вагона, едущие "вхолостую". Сила толчка порой достигает такой величины, что можно ударить затылок о стенку кабины, сидя за пультом.

Итак, с первой причиной рывков и толчков разобрались. Это неисправность одного или нескольких моторных вагонов, когда они не тянут состав.

***

Но иногда реакции могут возникать и при, казалось бы, исправных моторных вагонах. Происходит это из-за разрегулировки блоков, отвечающих за набор скорости. В каждом моторном вагоне стоит один такой блок. При разгоне он регулирует ускорение, считывая силу тока, проходящего через тяговые электродвигатели вагона. Эти блоки должны быть отрегулированы на одинаковые величины, но иногда это не так. И в таком случае один из моторных вагонов, где стоит такой разрегулированный блок, может разгоняться быстрее, чем остальные. То есть он при разгоне "рвёт под себя". Это тоже сопровождается толчками и рывками.

Поэтому это вторая причина, а именно - разрегулировка блоков ускорения моторных вагонов.

***

На каждом моторном вагоне есть аппараты защиты, которые могут разобрать тягу (то есть обесточить тяговые электродвигатели) или отключить высоковольтные выключатели. И когда это происходит при разгоне, возникает сильная реакция по поезду. Представьте, что один из моторных вагонов, который разгоняется и тащит поезд на пределе своих возможностей, внезапно становится "прицепным". Это и есть третья причина. Отключение тяги на одном или нескольких моторных вагонах в момент разгона.

***
Часто причиной реакций при разгоне, торможении и выбеге поезда может быть износ поглощающего аппарата автосцепного устройства.

Почему электричка дёргается. Эльфийский длиннопост Машинист, Электричка, Железная дорога, Длиннопост

На картинке его корпус окрашен в синий цвет. Внутри него находятся резинометаллические элементы, которые поглощают продольные силы сжатия и растяжения. Без поглощающего аппарата автосцепки перемещались бы туда-сюда без какого-либо сопротивления, что вызвало бы очень сильные реакции по поезду.
При износе поглощающего аппарата он начинает недостаточно выполнять свои функции, и езда в вагоне с ним перестаёт быть комфортной. Это есть четвёртая причина.

***

Мы разобрались с причинами толчков при разгоне поезда.
Теперь поговорим о торможении.

Разрегулировка блоков управления электродинамическим тормозом.

Та же причина, что и №2, но наоборот. То есть при электродинамическом торможении (это торможение, при котором тяговые электродвигатели переводятся в режим работы генератором, за счёт чего и происходит уменьшение скорости) один (или несколько) моторный вагон тормозит сильнее или слабее, чем остальные. Это пятая причина.

***

Отключение пневматического тормоза на одном из вагонов.

Грубо говоря, один или несколько вагонов у электропоезда не тормозят вообще. При торможении они наталкиваются на тормозящих собратьев, что вызывает толчки и продольные удары. Это шестая причина.

***

Торможение производится автоматическими пневматическими тормозами.

При торможении на остановках машинист обычно пользуется электродинамическим и/или электропневматическим тормозами. Но при их неисправности торможение производится автоматическими тормозами. У них есть две особенности:

- наличие тормозной волны. То есть вагоны тормозят не одновременно, а от кабины к хвосту с некоторой задержкой. Это вызывает продольные реакции.

- невозможность ступенчатого отпуска тормозов. При электропневматическом торможении машинист может сначала увеличивать тормозное нажатие, а затем потихоньку снижать, чтобы останавливать поезд более плавно. При торможении пневматикой это невозможно, нажатие можно только увеличивать. Поэтому при автоматическом торможении сначала возникают реакции по поезду из-за тормозной волны, а потом в момент остановки состав останавливается как вкопанный, что ощутимо менее комфортно и вызывает вопросы у пассажиров.
***

Это и есть основные причины, почему в пути следования электричка постоянно дёргается, что снижает комфорт поездки.

Машинист учится водить поезда ещё будучи помощником, перед утверждением в должность проходит различные обкатки, поэтому практически исключена возможность, что электропоездом управляет товарищ, настолько не умеющий это делать, что пассажиры по салону летают.

Плюс даже если машинист захочет подёргать состав - он это должен делать специально, в чём нет особого смысла и чревато последствиями.

Железная дорога

3.7K постов6.4K подписчика

Добавить пост
Вы смотрите срез комментариев. Показать все
Автор поста оценил этот комментарий
У электрички на всех вагонах тормоза?
раскрыть ветку (14)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Да. Из ПТЭ:

15. Железнодорожный подвижной состав должен быть оборудован автоматическими тормозами, а пассажирские вагоны и локомотивы, вагоны моторвагонного железнодорожного подвижного состава, кроме того, оборудуются электропневматическими тормозами.
раскрыть ветку (13)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Тогда вопрос: почему на одних вагонах "диски" колесных пар сплошные, а на других как бы "спицами" да ещё и с белыми полосами по бокам.
всегда думал что это тормозные колеса.
раскрыть ветку (12)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Спицевые колёса на более тяжёлых моторных вагонах для снижения массы.

раскрыть ветку (8)
Автор поста оценил этот комментарий

А на электровозах же тоже спицевые колеса? А на тепловозах?...

раскрыть ветку (7)
4
Автор поста оценил этот комментарий

По-разному, на ЧС и ВЛ спицованные, на большинстве тепловозов и почти всём новом ПС - "сплошные"

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Собственно о чем и речь. Спицы не для облегчения общего веса тягового подвижного состава. Давно уже нам это объясняли. Вроде как спицованное колесо прочнее и надежнее.

2
Автор поста оценил этот комментарий

Я отвечал за электропоезд. На электропоезде они для снижения неподрессоренной массы.

На других локомотивах конструкторы могли рассчитать, что снижение массы не даёт такого эффекта, как снижение стоимости производства, и тогда ставят какие угодно колёса.

раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Честно говоря сомневаюсь, что на первом месте стоит вопрос снижения массы. При таком массовом производстве на первом месте стоит унификация всех возможных узлов. И ради снижения веса ПС килограмм на 100-300 (на глазок) я не думаю, что начнут клепать нестандартные колеса. Я думаю все же из-за других причин спицы ставят. Что то связанное с тягой и прочностью колес.

раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Вы спорите ради спора.

Ещё раз повторюсь, на электропоезде спицевые колёса для снижения массы. Это было указано в руководстве по эксплуатации и обслуживанию электропоезда, по которому я в своё время учился.

Унификация вообще не при чём, колёсная пара от прицепного вагона все равно не подойдёт для моторного вагона, даже если её тоже сделать спицевой.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Вот это правильно. Надо почитать литературу. И уже убедиться лично, что неправ.

2
Автор поста оценил этот комментарий
На электровозах спицевые. На тепловозах сплошные. Но я говорю только за те, что работают на моей дороге. Думаю на остальных аналогично
1
Автор поста оценил этот комментарий
Белым красят съёмные бандажи у тяговых колёсных пар, обычные колесные пары сплошные (всмысле без съёмных бандажей) и их не красят
Автор поста оценил этот комментарий

Это связано с подвеской электродвигателя. Спицованные колеса только на моторных осях. Они работают как пружинный демпфер в некоторых случаях, тк сам двигатель не имеет амортизационной связи со своим подвесом.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

На электропоезде опорно-рамное подвешивание.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку