Почему я создала свою мастерскую «Русская майолика», где делаю керамику ручной работы

Здравствуйте, пикабушники и пикабушницы! Меня зовут Юлия Комиссарова, и я – основатель и художественный руководитель керамической мастерской «Русская Майолика». Знаю, что на Пикабу очень любят посты про разные производства и искусство. Ещё, конечно, про обнаженных дам — но это не мой формат, так что расскажу о том, что знаю лучше всего — о производстве и искусстве.

Даже, скорее, об искусстве и производстве — именно в таком порядке.

Нередко при знакомстве меня спрашивают — как это я, женщина с художественным образованием решила заняться строительным брутализмом — печами и каминами, а не осталась в своей специальности художника-миниатюриста? Да и вообще, где печи, а где искусство? Напрямую это, на первый взгляд, никак не связано. Но это лишь на первый взгляд. При ближайшем рассмотрении ты вдруг обнаруживаешь колоссальный культурный пласт, который долгое время был в тени. Но сейчас возросший интерес в обществе возвращает его из забвения.

Этот пласт — керамика ручной работы, древнее искусство, которому много тысяч лет и которое сохранило почти ту же технологию, что и тысячи лет назад. Оно лишь из утилитарного ремесла по изготовлению посуды превратилось в искусство, а в начале XX века было им провозглашено на выставке декоративного искусства и промышленности в Париже (1925 год). Тогда вообще многие ремесла присоединились к «большому» искусству, каковым до этой выставки считались лишь скульптура, живопись, архитектура, музыка и поэзия.

Почему я создала свою мастерскую «Русская майолика», где делаю керамику ручной работы Творческие люди, Искусство, Керамика, Декор, Камин, Лепка, Архитектура, Барельеф, Скульптура, Современное искусство, Длиннопост

Архитектурная керамика на Чейнин-Билдинг в Нью-Йорке (фото 1) и на отеле "Керамика" в Париже (фото 2)

А меня в керамике больше всего заинтересовал отдельный пласт — архитектурная керамика, к которой относятся в т.ч. изразцовые камины и печи. Да и не только меня. Сегодня растет не только число желающих посетить мастер-класс, чтобы самому что-то сделать на гончарном круге, но и тех, кто хотел бы украсить свои дома профессионально изготовленной керамикой: установить изразцовый камин, оформить фасад майоликовыми панно или даже просто сверкающей, как драгоценные самоцветы, плиткой с майоликовыми глазурями.

Почему я создала свою мастерскую «Русская майолика», где делаю керамику ручной работы Творческие люди, Искусство, Керамика, Декор, Камин, Лепка, Архитектура, Барельеф, Скульптура, Современное искусство, Длиннопост

Фасад дома с аккуратными вставками майоликовой плитки нашего изготовления

Поэтому моим решением стало организовать мастерскую, чтобы самой делать архитектурную керамику.

К моменту открытия моей мастерской в 2015 году на рынке уже существовало несколько предприятий, которые занимались этим же направлением.

Вообще, советская керамика была очень развита — после революции 1917 года многие владельцы предприятий возглавили свои бывшие производства как директора и технологи. А, например, основатель артели художников-гончаров «Мурава» Алексей Васильевич Филиппов продолжил свои разработки, чтобы делать фасадную керамику для российского климата.

К слову, в московском метро довольно много керамических барельефов, сделанных по технологическим разработкам Филиппова. Вот тут я рассказываю об этом подробнее.

Почему я создала свою мастерскую «Русская майолика», где делаю керамику ручной работы Творческие люди, Искусство, Керамика, Декор, Камин, Лепка, Архитектура, Барельеф, Скульптура, Современное искусство, Длиннопост

Барельефы московского метро (фото 1) и дом Перцовой с керамикой артели «Мурава» (фото 2)

Поэтому, когда в России в 1989 году стало разрешено частное предпринимательство, советские керамисты открыли свои предприятия и начали делать архитектурную керамику для обычных людей. К сожалению, тех предприятий уже почти не осталось, и лишь изредка дети продолжают дело своих родителей — я знаю только две потомственные мастерские, существующие до сих пор.

Но выходя на этот рынок, я точно знала, чего ему не хватает.

Мастерских, делающих панно на керамической плитке и классические русские изразцы в духе XVII века было предостаточно — наверняка все видели многочисленные пестрые печки, покрытые, как ковер, сплошь расписными рельефными орнаментами с цветочками и птичками. Но очень мало мастерских, которые применяют керамику как материал для реализации художественного замысла — т.е. строят архитектурные объекты по всем правилам искусства, композиции, цветоведения и колористики, создавая уникальный керамический декор ручной работы. Я знаю сегодня только три такие мастерские на всю страну.

Кто-то, вероятно, считает, что любой дизайнер разработает для клиента правильный объект, а мастерская его выполнит. Но проблема в том, что керамика — это довольно сложная технология, и обычный дизайнер, как правило, не знаком с ней. А значит, спроектировать что-то, что можно реализовать в материале, скорее всего, не сможет.

Так было всегда. Даже в конце XIX века, когда случился очередной бум на архитектурную керамику, архитекторы лишь рисовали идейные скетчи, а разработкой самого камина занимались уже на керамическом производстве.

Почему я создала свою мастерскую «Русская майолика», где делаю керамику ручной работы Творческие люди, Искусство, Керамика, Декор, Камин, Лепка, Архитектура, Барельеф, Скульптура, Современное искусство, Длиннопост

Фото 1 и 2 - исторические камины модельщика Пауля Обста. Фото 3 - наш современный камин по мотивам моделей Пауля Обста.

А сейчас большинство существующих мастерских работает по принципу «печник построил камин, а мы покроем его своими изразцами «как есть» и в цвет обоев заказчика».

Получается, что внешний вид камина или печи, его пропорции, его колористика зависит от вкуса печника и красителей на обойной фабрике. При том, что стоимость изразцового камина сопоставима со стоимостью хорошего автомобиля, а жить он будет столетиями, все это время доминируя в интерьере заказчика.

Я решила изменить эту ситуацию.

Сегодня искусство максимально «опопсили». В каждой сувенирной лавке продаются шоперы со «Звездной ночью» Ван Гога, на каждом углу можно встретить предложение: «Напечатаем на холсте портрет вашей жены!» Что тут сказать? Людям нравится китч «недорого, и красиво».

Главное, что я решила для себя, создавая свою «Русскую Майолику», — никакого ширпотреба. Никаких массовых товаров. Пусть это будет дорого, пусть у меня будет десять заказчиков в год, но я хочу следовать лучшим традициям мирового искусства.

Я много лет посвятила изучению керамического искусства разных стран мира — от Вавилона до Нового Света.

И твердо знала, что в моей керамической мастерской:

• будут делать только архитектурную керамику ручной работы, в т.ч. изразцы для каминов и печей;

•  работать над этим будут профессиональные художники, обладающие знанием искусства в целом, вкусом и чувством стиля;

• качество наших работ должно быть «на века». Чтобы внуки и правнуки нашего заказчика могли пользоваться нашим камином спустя десятилетия, а производимое впечатление оставалось, как в первый день.

Почему я создала свою мастерскую «Русская майолика», где делаю керамику ручной работы Творческие люди, Искусство, Керамика, Декор, Камин, Лепка, Архитектура, Барельеф, Скульптура, Современное искусство, Длиннопост

Камины и печи, сделанные в нашей мастерской

А вот, что я точно никогда не стану делать — это потворствовать дурному вкусу. Но, к счастью, таких заказчиков у нас нет.

И в целом, я была готова к тому, что «Русская Майолика» не станет «золотой антилопой». Однако с радостью обнаружила, что была неправа! В России оказалось очень много людей, которые интуитивно отличают бюджетный ширпотреб от произведения искусства — видимо, богатейшая русская культура настолько прочно вшита в ткань нашего бытия, что люди впитывали эстетику со школьной скамьи.

Да и не только в России нас оценили. Неожиданно у нас появились заказы из Греции, из Швейцарии, мы отправляли камин во Францию и даже в США есть наши изделия.

Конечно, наша работа — это не только проектирование с погружением в искусство. Это еще и довольно тяжелый физический труд, поскольку элементы каминов крупные, а на каждом этапе руками людей проводится до 50 различных манипуляций с каждой деталью — отлить тяжелую гипсовую форму, набить в нее глину, обработать элемент, собрать печь на обжиг, потом разобрать ее, вымыть детали, высушить, подогнать, заглазуровать, опять собрать/разобрать печь и т.д. бесконечное число раз.

Почему я создала свою мастерскую «Русская майолика», где делаю керамику ручной работы Творческие люди, Искусство, Керамика, Декор, Камин, Лепка, Архитектура, Барельеф, Скульптура, Современное искусство, Длиннопост

Вот один из этапов производства: раскладка керамики для «сухой сборки» камина — подгона элементов друг к другу

А кроме того, это серьезнейшая технология, где требуется понимание поведения материалов, а также дни и недели экспериментов с глазурями. Для облицовки камина изразцами на улице нужен один тип глины, а для интерьера — другой. Клиенту требуется оттенок или эффект на поверхности глазури, и нужно понять, как это можно сделать.

Почему я создала свою мастерскую «Русская майолика», где делаю керамику ручной работы Творческие люди, Искусство, Керамика, Декор, Камин, Лепка, Архитектура, Барельеф, Скульптура, Современное искусство, Длиннопост

Создание «эффекта оникса» глазурями

Как и в любом бизнесе существует ещё нюанс под названием «хотелки клиента». Кому-то приходится идти на компромисс и делать не так, как будет эстетично, а так, как хочет клиент. А клиент часто сам не понимает, чего он хочет, но самое главное, что он не очень представляет себе, как будет выглядеть объект в конечном итоге в его интерьере.

И приходится убеждать и настаивать, объяснять, почему керамику ручной работы надо делать, как предлагаем мы, а не иначе. Наш компромисс заключается в том, что мы выслушиваем пожелания заказчика и предлагаем ему решения, которые не снизят общий эстетический уровень работы. В итоге основные пожелания заказчика сохраняются, но получается новое произведение искусства, а не вульгарная поделка, ибо, как сказала великая Коко Шанель: «Роскошь — это не противоположность бедности, роскошь — это противоположность вульгарности».

В целом могу признаться, что я бесконечно рада результатам своей работы, ведь моя мастерская создает продукт, который делает людей счастливее, а мир — прекраснее.

Вообще, о своей работе я могу говорить часами. Чем, собственно, и занимаюсь в своем ТГ- канале. Поскольку знаю, что призывы подписываться на телеграм-канал тут не любят, ни к чему не призываю. Но если будет желание — заходите, поговорим и об искусстве в целом, и о керамике в частности.

Если вам интересна эта тема, я с удовольствием напишу для вас еще один пост, но уже о технологии процесса: как все устроено в моей мастерской, как керамика проходит путь от эскиза до готового изделия и почему керамика — занятие не для слабых ни духом, ни телом.

Почему я создала свою мастерскую «Русская майолика», где делаю керамику ручной работы Творческие люди, Искусство, Керамика, Декор, Камин, Лепка, Архитектура, Барельеф, Скульптура, Современное искусство, Длиннопост

Барельефное керамическое панно в стиле ар-деко работы нашей мастерской

Лига искусствоведов

451 пост2K подписчиков

Добавить пост
Вы смотрите срез комментариев. Показать все
Автор поста оценил этот комментарий

2м² уложусь в 15т

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

Это вопрос? Нет, не уложитесь.

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

По  работе  .. тюмень.

Заказчик   искал   такое   

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Не смогу помочь за 15 тысяч рублей.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Орейтин какой

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку