Почему театр не умирает?

Много много людей у меня спрашивают: "Зачем ты занялся театром? Он же умер\умирает. Зрители туда ходят старые, да и вообще скучно".  Несколько тезисных ответов на этот вопрос:
1) Нет, зрители ходят абсолютного разного возраста. Да, наша основная аудитория молодёжь. Но почему так?


2) Зрителям интересно что-то актуальное. Молодёжь не хочет смотреть на устарелые сюжеты, вроде горячо любимого мной Вампилова (хотя его тоже нормально так смотрят, просто как пример теряющего актуальность автора). Сколь бы ни был мной любим Вампилов, но на него ходить будут все хуже, и его есть смысл ставить именно для того, чтобы привлечь аудиторию постарше. И вот намечается конфликт поколений. Корифеи театра учат молодёжь, что надо играть именно такие пьесы. И театры, где проповедуют подобный подход - умирают. Но это не смерть театра в целом, это...частность. И здесь задача заманить человека, который потерял интерес к театру благодаря школьным походам на "Дорогую Елену Сергеевну" или прочую неактуальщину.


3) Зритель любит спектакли про себя, например, о простом человеке, который попал в передрягу. О собеседовании в офис, о кухонной философии, о дружбе и конечно же о любви. Слово любовь в названии + 20% зрителей в зале. Но это яркая наживка, а вот послевкусия должно остаться мощное. Пустые пьесы массовый зритель не очень любит, пседофилософию и размышления страдальцев тоже. Посмотрят раз, посмотрят два, и больше на название не клюнут. Уж лучше поржать. Поржать народ любит, но не думайте, что сильно меньше чем думать. Надо разбавлять

Почему театр не умирает? Театр, Некомпетентность, Моё, Текст, Длиннопост, Актеры и актрисы
Почему театр не умирает? Театр, Некомпетентность, Моё, Текст, Длиннопост, Актеры и актрисы

Как вы думаете, что за произведение на фото? Гончаров. "Обыкновенная история".


Вот это пример, когда постановщик win. Не каждому снобу придётся по душе такая трактовка классики. Но поверьте, это гораздо действеннее для молодёжи. А ведь основная мысль сохранилась и она доносится до младых умов. Здесь есть яркая афиша, хороший смысл, понятный формат, идея. Красиво, эффектно. Идеальный вариант во что должен перерастать классический театр. Постановщик, кстати, Серебренников, которого, кстати, запрещают в театральных вузах. Вот. Зато мы будем ставить в сотый раз Гюго в древних костюмых, или Вампилова. Зачем? Кто на это ходит в таком количестве?


4) В театре нет спецэффектов, как в кино. Да, компьютерная графика это хорошо. И да, её в театре нет (хотя есть, но слишком мало, чтобы её упоминать). Но зато в театре есть работа со светом, которую нельзя увидеть в кино. Хороший театр позволяет себе очень крутые эффекты, дорогой звук. А малые театры...у них есть атмосфера. Соприкосновение атмосферы и зрителя. Когда ты теряешь зал, соседей. Ты видишь только сцену. Это совсем другое удовольствие, нежели  кино.

5) В театра актёры переигрывают.  Отчасти правда. Но тут опять возвращаемся к корифеям. Они так играют, они так учат. Проблема в том, что играть так можно только в классической драме. А в современной надо играть проще, естественнее. Да, театр всё равно немного жирнее по игре, нежели кино. Опять же это другие эмоции

Вывод из всего этого. Театр это тот же рынок, как и любая другая сфера развлечения. Да, его пик ушёл и уже не вернётся, но он прочно занял свою нишу. Да, он останется, отчасти, частью полуэлитарной культуры. Его успех зависит от: актуальности, качества, маркетинга. Как и у любого другого продукта сферы развлечения.

Умирают те, кто не способен всё это осознать, кто не понимает значение рынка. Это как футбол отечественный. Пока будут такие дотации ему пофиг на развитие, он всасывает деньги. У театра тоже дотации приличные. Масштабы, конечно, поменьше. 1 500 000 на постановку спектакля в региональном театре. Простите, но в этой постановке нет ничего на эти деньги. Совсем ничего. Такой театр рано или поздно умрёт.
Те, корифеи, что следуют заветам, но помнят о маркетинге выживут. Как реликты, и это круто. Это будет волшебный театр. Пусть, его будет и меньше.
А ещё выживут те, кто понимает рынок. Кто понимает, чем театр должен отличаться от кино, те, кто работает не для себя и для своего эго. Те, кто понимает, что "искусство ради искусства" не способно жить долго, и те, кто понимает, что театр, это не математика. Те, кто способны дать жизнь спектаклю. Посещаемость театров сейчас говорит о том, что всё у него будет тип-топ. Особенно, когда отомрёт то, что ненужно. Процесс долгий, болезненный, но тем не менее приятный. Жаль только, что некоторые успешные проекты в этой сфере ставят цены на билеты по 15 000 (театр Наций). Но всегда можно найти хороший театр с ценой билета 300-500 рублей. И да, в Москве. В регионах по разному.


Так что. Пациент скорее жив, и меня, как человека который тратит на это свою жизнь это радует.

Сообщество театралов

325 постов1.1K подписчиков

Правила сообщества

- Мат ради мата (писать и употреблять можно, но не просто так, а по делу).

- личные оскорбления поощряются баном

- глупые посты без смысла тоже мимо.

В остальном всё разрешено. Особенно ваше мнение.