Почему по вселенной Warhammer выходит так много игр?
Если в поиске игр Steam ввести слово Warhammer и отфильтровать результаты так, чтобы показывались только крупные и достаточно значительные игры, получится более двадцати разных продуктов, большая часть которых вышла за последние 3-4 года. Часть из них — портированы с мобильных платформ, на которых игр по вселенным Warhammer тоже внезапно стало очень много.
Попробуем разобраться, откуда взялся этот нескончаемый поток игр, отзывы на которые всё чаще и чаще оказываются негативными.
Права на вселенные Warhammer принадлежат британской компании Games Workshop. Слово «вселенные» здесь употреблено во множественном числе потому, что, помимо широко известного научно-фантастического сеттинга Warhammer 40,000, есть ещё и фэнтезийный Warhammer: Age of Sigmar, появившийся из приказавшего долго жить Warhammer: Fantasy Battles.
Games Workshop достаточно редко идёт на контакт с прессой и совсем не стремится публично объяснять свои практики лицензирования. Поэтому, чтобы понять, как изменилось отношение компании к распределению прав на свои вселенные, придётся вернуться на двадцать с лишним лет назад.
По современным меркам Олдовый вархаммер выглядят несколько нелепо, хотя это дело вкуса...
Падение гиганта
На дворе начало девяностых, и настольные игры, которые сейчас принято считать хардкорными, находятся на пике своей популярности. Magic: The Gathering значительно расширила свою базу игроков, и Warhammer от неё не отстаёт.
Выходят первые игры по лицензии Games Workshop: Space Crusade (1992 год), Space Hulk (1993 года) и Space Hulk: Vengeance of the Blood Angels (1995 год). Это тактические пошаговые шутеры: первую издавала Gremlin Interactive, остальные — довольно известная теперь Electronic Arts, и все три игры были оценены очень высоко.
Журнал Amiga Power поставил Space Crusade 85 баллов из 100, отметив достоверно переданную атмосферу настольной игры, а Space Hulk и её продолжение стали событием в игровом мире. Рецензенты сравнивали Space Hulk с фильмом Alien, дружно писали о том, как страшно им было вести отряд через узкие коридоры, заполненные монстрами, и о передовом по тем временам искусственном интеллекте.
Space Hulk: Vengeance of the Blood Angels
После этого права на издание игр по вселенной Warhammer отходят издательству Strategic Simulations, Inc (SSI), что было вполне логичным шагом — SSI специализировалось на варгеймах.
Компания была основана в 1979 году любителем этого жанра настольных игр с конкретной целью — перенос варгеймов с кухонных столов на экраны компьютеров. Уже в 1985 году журнал Antik писал: «Фанаты варгеймов считают, что SSI представляет их жанр на рынке компьютерных игр». А после того, как в 1994 году издательство выпустило очень успешную Panzer General, такой статус-кво окончательно укрепился.
C 1997 по 1999 год SSI выпускает три игры по лицензии Games Workshop: Final Liberation, Warhammer 40,000: Chaos Gate и Warhammer 40,000: Rites of War. Это снова пошаговые стратегии, и они снова становятся коммерчески успешными, однако в 2001 году компанию приобретает Ubisoft. SSI прекращает своё существование и сливается со структурами французского гиганта, а Games Workshop приходится искать издательство для игр по своей лицензии.
Им становится THQ, которое в двухтысячных было на подъёме. Издательство активно скупало студии вроде Volition (серия Red Faction), Kaos (Frontlines и Homefront) и Relic Entertainment. Последняя станет основным разработчиком игр по вселенной Warhammer 40,000 и закрепит образ сеттинга в массовой культуре (И помните, что ДоВ - это бэк!)
Условия сделки между Games Workshop и THQ доподлинно неизвестны, однако, судя по косвенным признакам, издательство получило лицензию на всю вселенную Warhammer 40,000.
Во-первых, в интервью сайту Gamasutra, к которому мы ещё вернёмся, глава отдела лицензирования GW Йон Гиллард (Jon Gillard) говорит: «В 2011 году выйти на игровой рынок можно было только через крупного издателя… Впоследствии мы решили не передавать кому-то интеллектуальные права на крупную часть наших активов, например, на всю вселенную Warhammer 40,000».
Во-вторых, в период с 2003 по 2011 года кроме THQ никто больше не выпускал игры по этой вселенной.
Из 12 выпущенных THQ игр и дополнений особенно выделяются RTS серии Dawn of War и экшн от третьего лица Space Marine (Брр, до сих пор снится в кошмарах). Это были крупнобюджетные игры с длительным циклом разработки, которые получили хорошие отзывы и заработали много денег. Например, по данным Steam Spy, на апрель 2017 года Dawn of War II купили более двух с половиной миллионов человек, а Space Marine — более миллиона. И это только в Steam.
Вселенная Warhammer: Fantasy Battles (тогда она ещё называлась так) в плане видеоигр по сравнению с Warhammer 40,000 находилась на позиции догоняющего. До 2013 года по этой вселенной вышло 12 игр, из которых наиболее замечены — Shadow of Horned Rat, Dark Omen и Blood Bowl от издательства Focus Home Interactive
В ноябре 2012 года стало известно, что у THQ финансовые проблемы: компания не в состоянии вернуть Wells Fargo 50-миллионный займ и находится на грани банкротства, курс её акций упал, а выпуск крупных игр вроде Metro: Last Light отложен. Вскоре вышло заявление от компании, подтверждающее все опасения — началась процедура банкротства.
Вся собственность издательства ушла с молотка. В частности, студия Relic Entertainment была куплена компанией Sega вместе с правами на создание игр по вселенной, после чего Creative Assambly, под крылом всё той же SEGA, выпустила Total War: Warhammer по вселенной Fantasy Battles, а Relic Entertainment готовится выпустить Dawn of War III, новую часть популярной стратегии в реальном времени.
Games Workshop снова нужно было решать, кто будет выпускать игры по Warhammer. Только в этот раз компания выбрала совсем иной подход...
Warhammer: Eternal Crusade. Надеюсь, что вам до сих пор стыдно, разработчики.
Зерг-раш лицензий
Вместо того, чтобы продавать лицензии на крупные части своих активов — например, на весь Warhammer: 40,000 разом, — Games Workshop стали распространять свои вселенные по кускам, при этом, минуя крупных издателей. С редкими исключениями вроде SEGA, Bandai Namco и Focus Home Interactive.
В большинстве случаев лицензию получала сразу студия-разработчик, которая впоследствии самостоятельно выпускала игру — через Steam или магазины приложений на мобильных платформах.
Студий — и, соответственно, получателей лицензий, — стало много. Очень много. На момент написания этого материала их 18, вместо нескольких крупных издателей, как во времена THQ или SSI.
Игры стали чаще выходить на мобильных платформах и только потом, возможно, портироваться на ПК, как в случае с Eisenhorn: Xenos. Консоли же остались практически без внимания — на них вышло всего четыре игры, и запланированы ещё две. Что вполне понятно, ведь на консолях выпустить игру без крупного издателя гораздо сложнее — аналога Steam в этом сегменте рынка нет.
Space Hulk: Deathwing, одна из немногих игр по Warhammer 40k, вышедшая на консолях.
Игроки и профильные журналисты сходятся на том, что общее качество игр по вселенным Warhammer упало. Судя по оценкам на Metacritic и в магазинах приложений, из 19 вышедших с момента банкротства THQ игр, 13 получили средние (7-5 баллов из 10) и плохие (меньше 5) оценки.
Games Workshop стала передавать лицензии студиям, которые до этого либо практически не выпускали игры, либо выпускали, но в жанрах, которые довольно плохо согласуются с сеттингами Warhammer.
Так было с Pixel Hero Games, издателями и разработчиками Eisenhorn: Xenos, которые до этого выпустили лишь одну игру — эпизодический экшн-адвенчура Spiral для мобильных платформ.
Как пример - вышеупомянутый Eisenhorn: Xenos. Этот пример показателен ещё и потому, что главный герой игры — инквизитор Эйзенхорн — является культовым персонажем в книгах по вселенной. Он появился в трилогии книг Дэна Абнетта, которые считаются едва ли не лучшими литературными произведениями по вселенной Warhammer: 40,000.
Несмотря на такой весомый багаж и то, что главного героя озвучивал Марк Стронг, игра ч треском провалилась. Если критики и хвалили в ней что-то, то лишь сценарий (и то, в духе «сложно было написать плохой сценарий по таким книгам») и игру Стронга. От остальных элементов не оставили и камня на камне, а больше всего критиковали геймплей, то есть как раз то, за что в первую очередь была ответственна студия Pixel Hero.
Случай с Eisenhorn: Xenos — не единичный. Например, игру Warhammer 40,000: Storm of Vengeance (33 балла на Metacritic) разрабатывала и издавала студия Eutechnyx, которая до и после Storm of Vengeance делала только гоночные игры вроде NASCAR '14. Ей тоже была передана лицензия на создание игры про важную и хорошо описанную часть лора вселенной — осаду планеты Писцина IV (Piscina IV), и здесь снова случился неожиданный! провал.
А Warhammer 40,000: Carnage, beat’em up в сеттинге Warhammer 40k, разрабатывала канадская студия Roadhouse Interactive, которая до этого делала небольшие спортивные симуляторы. Этот список можно продолжать довольно долго.
В уже упомянутом выше интервью сайту Gamasutra глава отдела лицензирования Games Workshop Йон Гиллард в очень туманных формулировках объяснил критерии отбора разработчиков игр по вселенным GW.
По его словам, в компании рассматривают любую идею от любой студии, руководствуясь двумя основными критериями: тем, насколько студия хочет делать игру по Warhammer, и будет ли эта игра коммерчески успешной. В коммерческой выгоде ничего плохого нет — в конце концов, Games Workshop это не благотворительная организация, а корпорация зла!
Странно выглядят только слова Гилларда о том, что его отдел тщательно отбирает разработчиков и проверяет то, какими были их прошлые игры — этому противоречат Pixel Hero Games с Eisenhorn: Xenos и Eutechnyx со Storm of Vengeance. Или, скажем, Complex Games с Horus Heresy: Drop Assault, клоном Clash of Clans от разработчиков, которые до этого делали игру про полярных медведей для сенсорных дисплеев в музеях и раннер про «Черепашек-ниндзя».
Словом, Games Workshop после банкротства THQ решили пойти «вширь». Причин тому может быть несколько.
Самая очевидная: компания решила сконцентрироваться на кратковременной прибыли вместо долговременной. Вместо крупнобюджетных игр, которые выходят раз в два года и требуют немалых вливаний денег, теперь есть несколько небольших, но регулярных тайтлов. Достоверной информации о совокупной прибыли от этих игр в открытых источниках нет, но вполне логично, что с таким подходом можно собрать больше денег за единицу времени.
Эта причина выглядит ещё более правдоподобно на фоне того, что в 2014 году курс акций Games Workshop на Лондонской фондовой бирже упал чуть ли не на треть: с 710 на 10 января 2014 до 493 пунктов на 28 февраля 2014 года. Тогда же у компании сменился генеральный директор. После таких событий пошатнувшейся Games Workshop срочно требовались денежные вливания, чтобы стабилизировать ситуацию.
Также, возможно, и то, что для Games Workshop видеоигры стали скорее способом продвижения основного продукта — варгейма, миниатюр и настольных игр. В таком случае, для компании это беспроигрышная ситуация: её основная аудитория — те, кто играют в варгейм, — скорее всего, никуда не уйдёт даже после уж совсем плохих игр.
А если кто-нибудь решит заняться коллекционированием миниатюр после того, как увидит в AppStore десяток игр по вселенной — что же, тем лучше для Games Workshop.
Настольный Warhammer 40,000.
Есть и третий вариант: быть может, это своеобразная система отбора разработчиков, с которыми Games Workshop будет сотрудничать в дальнейшем. Игры Relic хорошо показали себя, и компания сотрудничает со студией даже после того, как она перешла к Sega. То же самое может произойти и с теми, кому сейчас удалось выпустить неплохие игры по Warhammer, пусть и не столь масштабные, как Dawn of War.
В конце концов, истина может быть где-то посередине — скорее всего, Games Workshop в той или иной мере руководствуется всеми тремя причинами.
За последние двадцать лет крупные держатели лицензий вроде DC, Marvel, Hasbro и Lego поняли, каким эффективным инструментом для извлечения прибыли и привлечения аудитории могут быть игры. Пока что они пользуются стандартным подходом: передают лицензию одному крупному издателю и постоянно сотрудничают с одними и теми же студиями (Rocksteady и серия игр Arkham, Traveller’s Tales и игры Lego). Games Workshop выбрала радикально иной подход. Любопытно будет посмотреть, насколько он окажется эффективен.
Оригинал статьи: https://dtf.ru/6022-pochemu-po-warhammer-vyhodit-tak-mnogo-i...
Лига Геймеров
48.9K постов90K подписчик
Правила сообщества
Ничто не истинно, все дозволено, кроме политоты, за нее пермач, идите на ютуб
Помни!
- Новостные/информационные публикации постим в pikabu GAMES
- Развлекательный контент в Лигу Геймеров
Нельзя:
Попрошайничать;
Рекламировать;
Оскорблять участников сообщества;
Нельзя оценивать Toki Tori ниже чем на 10 баллов из 10;
Выкладывать ваши кулвидосы с только что зареганных акков - пермач