Почему люди бросают попытки выйти из невроза? Самый большой обман в формировании невроза

Поговорим про выученную беспомощность и самый большой обман в формировании невроза.

Бытует мнение, что есть этакая выученная беспомощность, из-за которой человек бездействует, терпит плохие условия и ничего не меняет. Но это неправда. Никакой выученной беспомощности нет.

Вернемся к исследованиям Селигмана и Майера. Он проводил не самые хорошие эксперименты над собаками, где обнаружил интересную штуку. Если у собак не было возможности выбраться, они научались тому, что предпринимать попытки – бесполезно. И даже когда они попадали в условия, где выбраться было вполне реально, они по инерции продолжали терпеть удары током.

Казалось бы, вот научное доказательство. Люди просто предпринимали кучу попыток справиться с неврозом, у них ничего не получалось, а дальше и пытаться бессмысленно. Но это не совсем так.

Но исследования продолжились дальше. Не буду вдаваться в сложные детали. Если будет интересно, сами сможете найти эти исследования и прочитать более научным языком. Моя задача донести понятно информацию.

В ходе исследования выяснилось, что есть врожденная беспомощность. Определенные нейроны в мозге запускаются в любой стрессовой ситуации, которые как раз таки и отвечают за пассивное поведение.

И в реальности мы выучиваем не беспомощность, мы научаемся активности. Первоначально у нас запускается реакция пассивности, но другие нейроны могут подавить эту реакцию, если есть знание о том, что контроль возможен.

Если первоначальная идея была такова: «Если мы не контролируем ситуацию, у нас включается беспомощное поведение». Но в ходе дальнейших исследований появилась другая идея: «У нас включается беспомощное поведение, но мы можем его преодолеть».

Мы все рождаемся беспомощными и первоначально реагируем пассивно. Но в ходе нашей жизни мы научаемся активному поведению, которое подавляет наши врожденные реакции. Либо не научаемся и тогда мы продолжаем пассивно реагировать на стресс.

А теперь вернемся к неврозу. В чем же проблема? В ходе нашей жизни мы приобретаем определенный опыт. Наш опыт может быть позитивным и тогда у нас формируется новая реакция на стрессы – активация и борьба.

Как это формируется? Мы либо видим чужой пример и научаемся у других людей. Например, родители были довольно волевыми и смелыми, ребенок скорее всего будет повторять.

Либо родители создают такие условия, в которых ребенок может пробовать проявлять активность и инициативность. Например, хвалят и подбадривают ребенка, когда он пробует что-то новое и пугающее.

Что в первом, что во втором случае – ребенок получает опыт, где его действия имеют успех. Первоначально все мы реагируем пассивностью, но, если есть опыт успеха, мы можем преодолеть страх и начать действовать.

Ровно и наоборот. Если родительский пример был такой же пассивный, тревожный, нерешительный, ребенок будет повторять за родителями и не получит опыт, что может быть и по-другому.

А также когда родители лишают условий самостоятельности, происходит та же история. Гиперопека, чрезмерно критикующее воспитание, запреты, обесценивание – не дают возможности пробовать и получать новый опыт.

Раз никакой выученной беспомощности нет, значит каждый человек вполне в состоянии преодолеть пассивность и научиться активности.