7

Почему аутизм остается незамеченным?

По данным ВОЗ, примерно у 1 ребенка из 100 присутствуют симптомы расстройств аутистического спектра (РАС).

По данным ВОЗ, примерно у 1 ребенка из 100 присутствуют симптомы расстройств аутистического спектра (РАС).

С каждым годом мы все больше говорим о таком нарушении развития, как аутизм, в том числе и потому, что в практике мы все чаще и чаще встречаемся с данным диагнозом. Однако, удивительным для многих людей, не относящимся к сфере ментального здоровья, является тот факт, что расстройство аутистического спектра (РАС) может быть установлено не только ребенку, но и подростку или даже взрослому.

Действительно, аутизм долгое время считался «детским» диагнозом, и одним и критериев диагностики является проявление симптомов до трех лет (например, трудности коммуникации и социального взаимодействия, стереотипный характер интересов и активности).

Как же так получается, что к нам с первичным обращением попадают подростки и даже взрослые? Почему все эти годы аутизм оставался незамеченным? Попробуем разобраться вместе с Дарьей Переверзевой, старшим научным сотрудником Федерального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ.

Существует ряд методик, направленных на диагностики аутизма; две из них являются наиболее часто используемыми:

1. протокол наблюдения за детьми с целью определения диагностической группы и тяжести симптомов (ADOS-2)

2. опросник, который заполняется родителями об их детях (о поведении детей в разных ситуациях, моментах взаимодействия, в разных возрастах; это опросник CADS).

Разница заключается в том, что опросник позволяет оценить разные ситуации, которые специалист не смог бы увидеть при наблюдении за ребенком «здесь и сейчас».

Оказалось, что, в случае диагностики девочек, родители замечали более серьезные трудности в широком количестве социальных ситуаций, чем специалисты, наблюдающие за девочками в течение 40-60 минут. Т.е., общаясь с одним человеком в течение ограниченного промежутка времени, девочки могли не проявлять часть симптомов, которые были очевидны в других ситуациях. К такому же результату пришли специалисты Центра по изучению аутизма детского госпиталя в Филадельфии - по каким-то причинам девочки умеют лучше прятать те трудности, которые они испытывают, и при непродолжительном взаимодействии их поведение может не отличаться от поведения нейротипичных людей.

Это явление получило название социального маскинга.

Социальный маскинг – это действия, которые предпринимает аутичный человек, для того чтобы скрыть свои симптомы.

Маскинг представляет собой копинговую стратегию (способ совладания с трудностями), которая позволяет аутичным людям меньше испытывать отвержение окружающих.

Маскинг представляет собой копинговую стратегию (способ совладания с трудностями), которая позволяет аутичным людям меньше испытывать отвержение окружающих.

Он характерен не только для девочек, однако известно, что девочки прибегают к нему чаще. Выражаясь языком психотерапии, маскинг представляет собой копинговую стратегию (способ совладания с трудностями), которая позволяет аутичным людям меньше испытывать отвержение окружающих. Однако, важно понимать, что психологическая цена его очень велика.

Маскинг удобен для окружающих и очень затратен для самого себя: трудности социального взаимодействия, потребность в совершении повторяющихся действий, сенсорные особенности никуда не деваются.

Человек продолжает чувствовать себя особенным и непохожим на других. Просто это становится менее заметно. Это и является причиной того, что окружающие люди, в том числе близкие, не осознают, что человек, который находится рядом с ними, нуждается в помощи. И не редко, несмотря на трудности, которые сопровождают человека долгие годы, только достигнув взрослого возраста, он решается на обращение к специалисту.

Какой вывод нужно сделать из этого?

Расстройства аутистического спектра оказываются еще сложнее, чем мы думали. Не зря мы говорим о спектре состояний: проявления аутизма очень разные у разных людей. И задача специалистов помогающих профессий – уметь понимать, распознавать, использовать разные диагностические инструменты, все время стараться объективизировать впечатление от человека, и выстраивать помощь с учетом всей сложности ситуации.

Психология | Psychology

27.1K пост61.3K подписчиков

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.