Плановая экономика, логистика и лимонад

Плановая экономика была придумана в качестве ответа на вопрос – как предотвратить регулярные кризисы перепроизводства, периодически сотрясавшие экономику капитализма.  Напомню, что это такое.  Цель любого бизнеса – получение прибыли. Этого можно добиваться поднимая цену на товар или увеличивая количество продаваемого товара.  В какой-то момент товаров становится больше, чем их нужно и спрос не способен поглотить всё производство. Продавцы пытаются решить проблему, снижая цены, но подобное поведение лишь на время помогает.  Если дело касается одного вида товаров, то ничего страшного, как сейчас с жесткими дисками, а если таких товаров становится много?  И происходит остановка производства, торговли, множество фирм разоряется, народ выбрасывают на улицу без работы. Такое на протяжении 19 века происходило постоянно.  Да, кризисы способствовали обновлению, но миллионам людей было от этого не легче.
Сейчас  таких очевидных кризисов перепроизводства не происходит, но в целом идея понятна – если проблемы возникают от неверной оценке необходимого производства, надо заранее спланировать его, выявив и рассчитав потребности.  То есть не должно быть избытков товара, но и не должно быть недостатка.  И кризисов не будет.

В момент возникновения сама идея планировать так казалась безумием и шла в разрез с принципом капитализма и его «невидимой руке рынка»
Ну и конечно же, чтобы провернуть такое, нужно иметь возможность этот самый план выполнять. А как заставить следовать плану владельцев производства? Дальше понятно – всё должно быть государственное (или народное, каждый выбирает, как хочет)
Впрочем, даже в СССР все средства производства не были общенародными, так существовали колхозы, артели и кооперативы.  Но план получали и они.
И вот у вас целая страна, где нужно распланировать, сколько чего кому нужно.  Этим в Союзе в общем занимался Госплан.  Возьмём напиток лимонад. Кстати, недавняя статья о нем на хабре и подвигла меня на написание этого поста.
Итак, лимонад у нас производится на десятках, даже сотнях заводах, есть план, что нужно произвести миллион бутылок.  Предположим, мощностей хватает и даже избыток, хотя такое нечасто бывало.  Но вот траблы – зимой лимонада нужно меньше.  А летом больше. Но план делается на год и директору завода не очень важно, что там с его лимонадом будет. Он план выполнил, миллион бутылок разлил – молодец. А если перевыполнил, так еще и ударник соцтруда. 
Понятно, что я чуток утрирую, так как план на зиму и на лето мог быть разным, но тогда возникала проблема – зимой мощности недогружены, а летом лимонада не хватает.  Причём планировать спрос на лимонад сложно, так как он зависит от погоды – в жаркое лето его нужно больше, а если дожди, то меньше.  А теперь финальный удар – срок хранения.  Уверен, что для многих будет шоком, но советский лимонад имел срок хранения три дня. ТРИ дня.  А после этого его конечно можно было пытаться продать, но начиналось выпадение осадка  и такой продукт был сразу заметен.  Поэтому необходимо запланировать доставку таким образом, чтобы с завода лимонад попадал с магазины сразу, минуя любые другие точки.  А это невозможно, так как снабжение шло через  базы, где аккумулировались торговые запасы. И всё это при бумажном документообороте, без сканеров, без калькуляторов, а для связи телефон.
Существует мнение, что Союз чуток не дожил до развития информационных систем и компы позволили бы решить проблему планирования.  Сейчас, когда у каждого есть смарфон и можно собрать инфу с людей об их потребностях – может быть, частично и да.  Но тогда нет.
А теперь добавлю, что пиво в бутылках имело срок хранения 7 дней.  Вот и думай, как эту самую логистику настраивать.