Печальная судьба восточного христианства, повесть третья

Ранее я излагал путь древневосточных (дохалкидонских) христианских церквей, которые появились тогда, когда население периферийных земель Римской империи и соседних с ними регионов порвало с официальным римским христианством после изменившего многие ранние каноны Халкидонского Собора, созванного в 451 году. Стало быть, остальная империя приняла новые правила жизни и молитвы и организовалась в единую нерушимую церковь. И в целом так и было, но, как общеизвестно, сама империя была отнюдь не нерушима, и после того, как ее западная половина фактически впала в анархию и начала разлагаться, в то время как восток сохранил прочное государство, церковь в обоих этих частях пошла разными путями, плавно и незаметно поначалу  превращалась в два уже отдельных учения. Это продолжалось с V по VIII столетия.  В конце концов, на  западе власть духовную монополизировал епископ Рима, ставший после легендарной коронации Карла Великого из Франкии новым императором Запада очень престижной фигурой, возглавившей Католическую («всемирную») церковь. В то же время восточная Византия с ее константинопольским патриархатом и греческим обрядом, более близким к дохалкидонскому, была западными христианами отвергнута, хотя несколько столетий после развала Западной Римской империи именно из Царьграда большая часть церковной структуры управлялась. С тех пор Греческая, или же Ортодоксальная, или же Православная церковь стала отдельной единицей и начала свой собственный путь. О ней сегодня и поговорим.

Печальная судьба восточного христианства, повесть третья Религия, Христианство, Православие, Греция, Россия, Византия, Средневековье, Длиннопост

В позднеантичные времена христианство было относительно единым. Затем оно разделится на две половины примерно по Адриатическому морю

Вотчина православных

Условная территория, которую я в дальнейшем буду называть «Грецией» (она, очевидно, не совпадает с современной Греческой республикой и включает в себя побережье Малой Азии, Кипр, юг Албании и юг Италии) приняла христианство весьма быстро. Тут красиво наложились друг на друга два фактора – во-первых, греки жили в портовых регионах Средиземноморья и были очень восприимчивы к нововведениям ввиду легкого доступа к ним и отсутствия географической изоляции, а во-вторых на момент IV столетия греческое язычество (эллинизм) переживало глубокий кризис, ровно как и его брат-близнец – язычество римское. Оно сформировалось до нашей эры в сельских общинах земледельцев и в небольших полисах-городках, где поклонение богу грома Зевсу и богу виноделия Дионису имело смысл ясный и зримый – от погоды зависел урожай того самого винограда и прочих традиционных для региона культур вроде оливок, следовательно, божества, посвященные сельскому труду и всему, от чего зависит плодородие – были основой пантеона.

Печальная судьба восточного христианства, повесть третья Религия, Христианство, Православие, Греция, Россия, Византия, Средневековье, Длиннопост

Греки в древности и в Средние века жили на весьма широких пространствах

Печальная судьба восточного христианства, повесть третья Религия, Христианство, Православие, Греция, Россия, Византия, Средневековье, Длиннопост

Зевс родственен славянскому богу Перуну и подобно ему олицетворяет небесную стихию, дающую влагу земле

Но в эпоху римского владычества Греция стала куда более урбанизированным регионом, города насчитывали уже не десять или менее тысяч жителей, как в полисный период, а много десятков,  некоторые – даже 100- 200 тысяч. Для них, не связанных напрямую с землей, Зевс, Дионис и прочие боги не были интуитивно понятны, и поклонение им стало не более чем пустым ритуалом без живого значения. А вот христианство, куда более абстрактное и сложное в своем корне, оказалось гораздо более трогающим сознание новых поколений. Добавьте к этому то, что загробная жизнь в унылом царстве мертвых у Аида под крылом, в Эллинизме предлагаемая  без  альтернатив, явно была менее притягательна, чем христианское обещание попасть в вечное блаженство рядом с Господом в случае ведения праведной жизни.

При таком раскладе совершенно неудивительно, что греки легко отбросили  отжившую свое классическую веру и перешли в лагерь фанатов Иисуса Христа. Уже к концу IV столетия все они, кроме небольшого числа сообществ в горах Пелопоннеса, стали христианами. Это, очевидно, имело последствия для античной культуры, которая стала восприниматься как «языческая» и «вредная».  В V-VI столетиях были закрыты все академии и школы философов, подобные занятия в целом были запрещены, а древние храмы либо сносились, либо (справедливости ради, данный вариант был более распространен) реорганизовывались в церкви. Так, церковью стал знаменитый афинский Парфенон, который благодаря этому был обслуживаемым памятником вплоть до османского завоевания в XV столетии. Фактически, старая античная культура умерла, а на смену ей пришла уже совершенно иная, христианская.

Печальная судьба восточного христианства, повесть третья Религия, Христианство, Православие, Греция, Россия, Византия, Средневековье, Длиннопост

Сейчас, после больших разрушений в эпоху турецкого господства, Парфенон, увы, не выглядит слишком впечатляюще, но еще в позднем Средневековье это был величественный храм

Греческая церковь складывалась под влиянием более раннего ближневосточного христианства, и так как Греция была близка к Палестине, Сирии и Египту, сохранила множество общих черт именно с древневосточными учениями. В прошлых работах я уже упоминал, что для русского или грека египетский храм по своему убранству будет до боли знаком, ровно как и местный иконописный стиль. Это сходство настолько велико, что эфиопы, являющиеся африканскими дохалкидонскими христианами, в Российской империи будут считаться единоверцами (про деда нашего всё Пушкина, надо полагать, историю все слышали) Это, однако, строго говоря, не так, и в Средние века Константинополь твердо и четко обозначил ранние учения  как еретические, несмотря на их большую внешнюю схожесть с собственной доктриной.

На Западе же, более дальнем от посконных очагов христианства, оно эволюционировало в другие формы, из-за чего в итоге и случился разрыв Рима с Константинополем  - когда в 1050-ые годы количество разногласий достигло критической массы, Папа и Патриарх предали друг друга Анафеме и сердито разошлись, хотя фактически они постоянно были в разладе еще после коронации Карла Великого Папой в 800 году.

Печальная судьба восточного христианства, повесть третья Религия, Христианство, Православие, Греция, Россия, Византия, Средневековье, Длиннопост

Так изобразил раскол между католиками и православными художник-современник. Тогдашнее искусство, конечно, едва ли могло передать всю важность и эпохальность этого события

Греки, разумеется, считали свою церковь самой верной, самой ортодоксально следующей заветам Христа, оттого и название – Православная (вольный русский перевод слова «ортодоксальная») церковь. Я думаю, понятно, что такими же «православными» себя считают и дохалкидонцы, и католики, но почему-то это гордое наименование стало ассоциироваться именно с греческой верой. Может, пропаганда Константинополя так хорошо сработала? Сложно сказать.

Борьба и тревоги

Византия, официально на уровне государства поддерживавшая Православную церковь, изо всех сил старалась распространить ее влияние за пределы империи. Папский престол делал ровно то же – из итальянского сапога он руководил крещением по католическому обряду огромных пространств языческой, кельтской, германской или славянской, в зависимости от региона, Европы. У него это получилось, к несчастью для ромеев (самоназвание византийцев) лучше, чем у них – весь центр, север и запад континента оказался под влияние Рима Первого, а не Второго. Греки, однако, все же смогли кое-что совершить – соседние с ними балканские народы, пришедшие на Балканы славяне, а также Грузинское царство на Кавказе были христианизированы православным обрядом. В этих местах будут созданы собственные церкви, как зависимые от Константинополя, так и автокефальные (независимые, но точно такие же по доктрине и канонам). Ну и конечно, из Константинополя свет христова учения был посажен на почву восточнославянских территорий, составлявших тогда пусть рыхлую, но культурно более-менее единую Киевскую Русь. В целом, недурно для империи, не успевавшей передохнуть между вторжениями желающих проломить стены Константинополя на протяжении сотен лет.

Печальная судьба восточного христианства, повесть третья Религия, Христианство, Православие, Греция, Россия, Византия, Средневековье, Длиннопост

Как видно, большая часть Европы оказалась вне сферы Константинопольского патриархата

Таким образом,  в Высокое Средневековье (XI-XIII столетия) Православная церковь была распространена на обширные регионы, притом весьма разнородные. Тут начинается темная сторона этой повести – как раз с указанной эпохи на Православие пойдет серьезный нажим, который частично его уничтожит и поставит в грустное положении. И если Католичество с открытием Америки и проникновение Запада в Азию будет только увеличивать ареал распространения, ровно как и выделившиеся из него Протестантские церкви, то про их восточных конкурентов так сказать…По-хорошему можно, но при этом и не можно. Но об этом по порядку.

Византийская империя, родина Православия, в XI столетии потеряет горные области Анатолии (Турция это сейчас), исламизированные сельджуками, а затем будет жестоко растерзана в 1204 году итальянскими католиками после взятия по их приказанию Константинополя. И хотя в 1261 году империя восстановится, она будет подорвана, а ряд территорий, например Афины, итальянские и французские феодалы захватят себе во владение и будут пытаться окатоличить.

Печальная судьба восточного христианства, повесть третья Религия, Христианство, Православие, Греция, Россия, Византия, Средневековье, Длиннопост

Это Византия в годы расцвета

Печальная судьба восточного христианства, повесть третья Религия, Христианство, Православие, Греция, Россия, Византия, Средневековье, Длиннопост

А это после поворотного падения Константинополя в XIII столетии. Здесь можно увидеть еще пару греческих стран - Трапезунд в понтийском регионе, Эпир и захваченные западными рыцарями Афины и эгейские острова

В конце концов, будучи в безысходности от угрозы, исходящей от турок-османов, Второй Рим примет условия унии от Папского престола. В 1439 году император Иоанн VIII во Флоренции согласится подчиняться католикам, дабы те послали армии на защиту того, что осталось от некогда великой империи. Так появится греко-католическая церковь, по сути своей – инструмент ассимиляции православных территорий со стороны католических властей. Она, правда, будет отвергнута и греками в своем большинстве, и другими Православными церквями, и в итоге ничего это не даст – османы все равно завоюют всю Грецию и вообще все православные Балканы, что не станет великим облегчением  - теперь вместо попыток обратить в католицизм пришло жесткое угнетение от мусульманских захватчиков. Греки, сербы, болгары и румыны будут нести тяжкое бремя пораженных в правах неверных на протяжении сотен лет. В XIX – начале XX столетий все же им удастся освободиться и организовать национальные государства, но не всем – греки, жившие в Малой Азии и причерноморском Понте, подвергнутся геноциду со стороны турецкого правительства, и, подобно армянам из прошлой повести, исчезнут как таковые. Разумеется, наследие христианской культуры в этих краях  будет уничтожено.

Грузия же, ввиду своего положения как горной страны, сможет долгое время отбиваться от иноземных вторжений. И даже распавшись на несколько царств в XV столетии, никогда так и не окажется под прямым мусульманским управлением. Тем не менее, Османская империя и Иран будут постоянно бороться за влияние на Кавказе, делая грузинские царства своими вассалами и разрушая их постоянными войнами. Только приход Российской империи в регион в конце XVIII столетия спас грузин от этих ужасов, и с тех пор в целом Грузинская Православная церковь не знает серьезных потрясений. Остается только порадоваться этому.

Печальная судьба восточного христианства, повесть третья Религия, Христианство, Православие, Греция, Россия, Византия, Средневековье, Длиннопост

Грузинское царство долгое время будет весьма могущественным

Печальная судьба восточного христианства, повесть третья Религия, Христианство, Православие, Греция, Россия, Византия, Средневековье, Длиннопост

Но все равно распадется и придет к упадку. На изображении зеленой охвачены маленькие грузинские королевства - Имеретия, Кахетия и еще ряд более незначительных

Самое же интересное тут, это, разумеется, Русское православие. Под ним я также предполагаю церковь на Украине и в Беларуси, так как все три страны представляют из себя в этом плане абсолютно единое пространство. С ним связано два важных момента.

Первый – это повторение фокуса с унией. Когда южные и Западные территории Киевской Руси в XVIстолетии оказались в безраздельном владении у Польши, Варшава (до 1596 года – еще Краков) начала усиленно чесать репу, думая, как бы ассимилировать попавшие к ней в руки огромные массы православных. И ничего лучше не придумали, чем заключить в Бресте, том самом, где позже построят героическую крепость, унию по подобию той, на которую уже согласилась на своем смертном одре Византия. Была образована вторая Греко-католическая, или Униатская, церковь (1596 год). Она, правда, получила распространение лишь в Галиции, на Волыни и в западных белорусских землях, в то время как более восточные территории, почуяв, к чему идет дело, начали копить недовольство.  Кончилось все известными событиями – восстание запорожских казаков в Малороссии (сейчас это центральная Украина) и переход Киева с окружающим территориями во владение России. В XVIII же столетии Российская империя сможет отбить все православные регионы, кроме разве что все тех же Галиции, Волыни и Закарпатья. С тех пор гонения на северную ветвь Православия можно связать разве что с большевиками и их воинствующим атеизмом, а поскольку эти репрессии касались в равной степени всех религий СССР, то делать акцент на этих событиях не буду.

Печальная судьба восточного христианства, повесть третья Религия, Христианство, Православие, Греция, Россия, Византия, Средневековье, Длиннопост

Запорожцы держались православия как основы своей идентичности и из-за этого ушли от Польши к Москве

Второй важный момент – Русское православие не только единственное в своей «семье» церквей, но и единственная из восточно-христианских организаций, которая в Новое время распространилась благодаря колонизации. Россия, завладевая землями по Волге, Уралу, а затем и пространствами за Уралом вплоть до берега Тихого океана, будет распространять православную церковь через заселение этих территорий русскими и крещение местных народов там, где они легко поддавались этому (чаще всего такой трюк не проходил с мусульманами). Это качество делает Русскую церковь уникальной в своем роде. Из-за этого сейчас область распространения православия намного шире, чем могла бы быть, окажись  Московское княжество в XV-XVI столетиях подверженным  униям с католиками и завоеванию со стороны сильных исламских держав. Но оно, как и Эфиопия среди древневосточных государств, осталось единственной православной страной, спасшейся от этого и расширившей свое влияние, правда в куда больше масштабе, чем африканские христиане.

Печальная судьба восточного христианства, повесть третья Религия, Христианство, Православие, Греция, Россия, Византия, Средневековье, Длиннопост

Это распространение Православия в целом. Как очень заметно, расширение России на восток и юг весьма помогло этому делу

Подводя итог всем трем работам цикла, хотелось бы сказать, что каждая восточнохристианская церковь, будь то Коптская, Грузинская, Эфиопская или Русская, прекрасна и уникальна. Каждая несет в себе собственный культурный код и эстетическое и интеллектуальное наследие. Точно также несут это и Католичество, Протестантизм и различные течения ислама. Религиозные организации являются важной частью нашей цивилизации, и их следует уважать и беречь, как и другие явления, представляющие собой частичку  культуры человечества. Поэтому очень грустно, что восточное христианство было во многих местах уничтожено вместе со своим наследием, а также продолжает подвергаться дискриминации кое-где и в наши дни. Хотелось бы, чтобы подобное отношение прекратилось и правительства всех стран бережно относились к сохранению нашего общего наследия, невзирая на разного рода предрассудки.