Памятка: как научить ребёнка читать

В обсуждении одно из постов меня попросили рассказать, как правильно научить ребёнка читать, чтобы потом не возникло проблем в школе. Обещала написать, и вот вспомнила, что у меня уже есть готовый текст из своего паблика, дополнила его подробностями и вот делюсь, буду рада если кому-то пригодится.

Эта инструкция идеально походит для обучения с нуля - ещё не изучали буквы и решили заняться. Рекомендованный возраст 4-6 лет.

Одна из основных проблем при переходе к чтению - невозможность соединить буквы в слоги из-за лишних звуков. Вместо "МА" - "МЭА", вместо "АС" - "АСЭ" и т.д. Откуда появляется эта проблема?


Для нас, взрослых, есть чёткое разделение - имя буквы и её звук. Буква БЭ, но при чтение просто Б (звук). И в процессе обучения детей, мы забываем или не знаем, что маленький ребёнок не различает эти два понятия. К тому же, родители и бабушки уверены - сначала нужно выучить все буквы, а потом только учить читать - соединять их в слоги. И это усложняет переход к быстрому чтению.


Начинайте обучение, с постепенным наращиванием объема прочитываемого материала. Нет смысла знать все буквы, но не читать их в словах. Мне нравится букварь Жуковой Н.С. и Букварь крупным шрифтом О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова в них представлена последовательность изучения букв по мере усложнения. И не зная всех букв, ребёнок уже начнет читать простые слова с пониманием прочитанного.

Не стоит перепрыгивать, и брать сразу несколько букв за один подход. Каждую букву стоит закрепить: аудиально, визуально, тактильно.

1 Аудиальное изучение буквы

помним о том, что с малышами мы изучаем только звук. Гласные буквы протягиваем, чтобы ребёнок запомнил её протяжное звучание: Аааааа, Ооооо, Уууууууу. Согласные — короткие звуки. Рот почти не открывается — Т, С, М, Б.


Есть сказка для детей о буквах — если коротко: во рту живет дракон, и он любит буквы которые можно петь, поэтому когда они хотят гулять, он открывает широко ворота, чтобы выпустить их (ворота, естественно, наш ротик, и наша задача показать, как он открывается на гласных буквах). А те буквы, которые петь нельзя, он выпускать не хочет и им приходится становится акробатами и просачиваться сквозь ворота (тут нужно понимать, что в воспроизведении согласных участвует язык. Если у ребёнка есть ярко выраженные логопедические проблемы — стоит обратиться к специалисту).


Так же очень важно научить ребёнка слышать эту букву в словах. На примере:

на уроке с малышами искали слова, в которых есть буква А. Так как мы только начали обучение, это задание для них очень сложное. Поэтому давала подсказки — оранжевое, круглое, сладкое, фрукт, можно делать сок из него. И в конце подсказывала и всё слово: ААААпельсин.


Когда объясняла папе одного из мальчиков это задание, он очень удивился — что, они и это не могут сделать? Да, пока не могут, т.к. не знают букв. Если они увидят апельсин — они его назовут и попросят. Но привязки слово-образ ещё нет, и тем более привязки — такое слово и там есть эта буква.


2. Визуальное изучение буквы

Буква изучается со всем сторон, и конечно, нам важно, чтобы ребёнок узнавал эту букву в любом виде. Можно подготовить таблички с буквой, напечатанные разными шрифтами. Большие буквы, маленькие, жирным шрифтом, курсив и т.д.


Некоторые буквы легко запоминать визуально с помощью образа. Например, Ж это Жук. Можно нарисовать букву Ж и пририсовать усики как у жука. У жука 6 лапок, и у буквы Ж тоже 6 черточек можно насчитать.


3. Тактильное изучение буквы

Обязательно сразу учить ребёнка писать изученную букву. Для этого сначала пальчиков обводим напечатанную букву в букваре, потом можно выкладывать букву из пуговиц, палочек, спичек. Слепить из пластелина. Взять карандаш и нарисовать несколько букв. Вы можете нарисовать несколько букв простым карандашом, и попросить сначала обвести, а потом самостоятельно написать эти буквы.


Мышечная и тактильная память дольше всего сохраняют информацию в мозге, поэтому нужно за один раз (при изучении одной буквы) разобрать букву со всех сторон.


Следующий шаг научить присоединять буквы к слогам.


Если вы прислушаетесь к совету, и будете учить ребенка читать по букварю Жуковой, то вы увидите, что сначала нам даются 5 букв — А, О, У, М, С.


А дальше на этих буквах даются упражнения на выработку навыка соединять эти буквы в слоге. И на этом этапе мы с учениками не торопимся, иногда требуется до 10 занятий, чтобы ребёнок на автомате научился соединять слоги, не путая буквы местами. Прорабатывайте шаг за шагом. Сначала соединяя только гласные: АУ, УА, АО, ОА, УО, ОУ. Добились плавного ААААУУУУУ, переходите к слогам АМ, УМ, ОМ. Помним, что согласная должна закрыть слог коротким звуком. Не ААААМэ, а АААААМ.


Как только вы отработали слоги с этими 5 буквами, и для вашего ребёнка не составляет трудности быстро сориентироваться как прочитать любой слог с любой последовательностью этих букв — идём дальше.


И всё по схеме — изучили букву аудиально, визуально, тактильно. И добавили букву в слог. «Смотри, у нас было АААМ, а теперь попробуем с новой буквой Х. Будет АААААХ». Основная задача — донести до ребёнка, что механизм чтения будет тот же самый, просто нужно подставить нужные буквы.

Если вы всё делали правильно с самого начала, вы заметите, что с новой буквой объяснять соединение уже будет не нужно. Вы будете изучать её, а слоги ребёнок уже будет читать без подсказок или с минимальными подсказками с вашей стороны.

И тут очередь доходит до слогов из 3-4 букв.
Главная задача объяснить, что отделять буквы нельзя, если они написаны рядом.
Например: написано СОМ, а ребенок читает СО ... М. Перед буквой М затесалась пауза.
Чтобы её убрать, нужно придать образности - этот слог семья, ты сейчас либо маму потерял, либо папу, либо ребёнка. Давай они все будут держаться за руки, и вместе придут домой.
Или можно взять игрушечную маленькую машинку и везти её над буквами. Что машинка едет из одного города в другой, и просто проезжает несколько городов  в них не останавливаясь. Иначе мы не доедем. Разным детям заходят разные объяснения.

Еще более сложный слог - когда рядом две согласные. 

Например: СГА. Варианты как не правильно: С... ГА, СэГа, или другая глассная вместо буквы э.

В первом случае - не допускаем отрыва, те же машинка или семья в помощь. Иногда это трудности управления артикуляцией, тяжело переключится с одной согласной на другую. Можно поделать упражнение СГ (ну или любое другое сочетание согласных, которые тяжело прочитать), и как только будет четко СГ, добавить А.
Добавление призвука может быть и у детей, которые изначально правильно учат буквы. Реже, но может быть. Чтобы легче соединить. Просто обратите внимание ребенка, что лишней буквы там нет. И вспомните как читаются буквы по отдельности, к которым подставляется дополнительный призвук.


И слова состоящие из одного слога так же учимся читать сразу. ГРОМ, СКАТ и т.п. Пока не дошли до последней буквы, не останавливаемся.
Всем удачи.