Палубный истребитель Су-33

Палубный истребитель Су-33 Су-33, Сухой, Сушка, Истребитель, Самолет, Россия, Армия, ВКС, Видео, Длиннопост

Су-33 (заводской шифр Т-10К; ранее известный как Су-27К; по кодификации НАТО: Flanker-D) — советский/российский палубный истребитель четвёртого поколения, разработанный для ВМФ России в ОКБ Сухого под руководством Михаила Симонова.

Первый полёт Су-27К состоялся 17 августа 1987 года, а 1 ноября 1989 года Су-27К впервые в СССР осуществил взлёт и посадку «по-самолётному» на авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Принят на вооружение 31 августа 1998 года.

Палубный истребитель Су-33 Су-33, Сухой, Сушка, Истребитель, Самолет, Россия, Армия, ВКС, Видео, Длиннопост

Хотя текущие планы ВМФ РФ состоят в постройке новых палубных самолётов МиГ-29К из-за их большей компактности и возможности увеличения авиакрыла авианосца «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», текущий парк Су-33, имеющих большую грузоподъёмность и дальность, планируется сохранять и модернизировать: для этого в 2016 году начато снова производство двигателей «АЛ-31Ф серии 3» для Су-33, а также начато обновление авионики самолёта до прицельной системы СВП-24. СВП-24 содержит компьютерный баллистический вычислитель для бомбометания неуправляемыми бомбами, позволяющий добиться точности, сравнимой с корректируемыми бомбами, а также предоставляет пилоту коллиматорный прицел для атаки визуально наблюдаемых целей и жидкокристаллический экран с отображением карты для атаки целей по координатам.

Палубный истребитель Су-33 Су-33, Сухой, Сушка, Истребитель, Самолет, Россия, Армия, ВКС, Видео, Длиннопост

Особенностью Су-33 является возможность работы как самолёта-заправщика за счёт подвесного контейнера УПАЗ. При этом сам самолёт имеет штатное оборудование для дозаправки в воздухе. То есть Су-33 с УПАЗ может произвести дозаправку и МиГ-29К, и другого Су-33.

Палубный истребитель Су-33 Су-33, Сухой, Сушка, Истребитель, Самолет, Россия, Армия, ВКС, Видео, Длиннопост

Истребитель Су-33, согласно постановлению от 18 апреля 1984 года, должен был быть разработан на основе тяжёлого истребителя четвёртого поколения Су-27, который к тому времени уже прошёл испытания и был запущен в серийное производство. Су-33 должен был сохранить все достоинства и конструктивно-компоновочные решения базового истребителя Су-27. Также комиссией заказчика, которую возглавлял командующий авиацией ВМФ генерал-полковник Кузнецов, было выдвинуто требование к обеспечению высокой эффективности при выполнении задач по уничтожению надводных целей. В итоге, после доработок эскизного проекта, в феврале 1985 года проект Су-27К был утверждён главнокомандующими ВВС и ВМФ СССР.

Палубный истребитель Су-33 Су-33, Сухой, Сушка, Истребитель, Самолет, Россия, Армия, ВКС, Видео, Длиннопост

В 1986 году в опытном производстве ОКБ Сухого началась сборка первого прототипа, который не оснащался складывающимся крылом и горизонтальным оперением. Сборка самолёта завершилась в 1987 году, самолёт получил обозначение Т-10К-1 и 17 августа того же года машина впервые поднялась в воздух, управляемая лётчиком-испытателем В. Г. Пугачёвым. При постройке опытного самолёта все новые детали производились на опытном производстве Сухого, также использовалась часть агрегатов от «обычных» Су-27, которые были поставлены с производства КнААПО. Спустя полгода к лётным испытаниям присоединился второй Су-27К, имеющий обозначение Т-10К-2, на котором уже использовалось складывающееся крыло и горизонтальное оперение. Первый полёт второй экземпляр выполнил 22 декабря 1987. Летом 1988 года складывающимся крылом и горизонтальным оперением был оснащён и первый лётный образец, однако, 27 сентября 1988 (спустя месяц после начала его лётных испытаний), самолёт потерпел аварию из-за отказа гидросистем.

Палубный истребитель Су-33 Су-33, Сухой, Сушка, Истребитель, Самолет, Россия, Армия, ВКС, Видео, Длиннопост

Серийное производство Су-33 началось в 1989 году в КнААПО, когда на предприятии был выпущен экземпляр самолёта для статических испытаний. Первая серийная машина (Т-10К-3) была собрана в начале 1990 года и 17 февраля того же года поднялась в воздух. Пилотировал самолёт лётчик-испытатель «ОКБ Сухого» Игорь Вотинцев. До конца 1990 года было построено 6 самолётов, все они приняли участие в программе государственных лётных испытаний, которые начались в марте 1991 года.

В связи с распадом СССР и последующим экономическим кризисом серийное производство палубных истребителей Су-33 сильно сократилось. Всего было построено 26 серийных истребителей, 20 из которых эксплуатируются на ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».

Палубный истребитель Су-33 Су-33, Сухой, Сушка, Истребитель, Самолет, Россия, Армия, ВКС, Видео, Длиннопост

Корпорация Сухой с 2002 года проводит ремонт и модернизацию самолётов до уровня Су-33М. Всего модернизировано 19 истребителей Су-33. По данным на 5 октября 2010 года, компания «Сухой» проводила наземные и лётные испытания модернизированных истребителей Су-33

Существующие планы на модернизацию самолёта до уровня Су-33М сводятся к расширению функций при выполнении задач по разведке, целеуказанию и уничтожению наземных (морских) целей:

Модернизация двигателей или замена их на новые АЛ-31Ф-М1 с ресурсом на 1500 взлётов и посадок;

Установка систем спутниковой навигации GPS/ГЛОНАСС;

Установка высокоточной системы бомбометания СВП-24;

Установка станции предупреждения об облучении Л-150.

Палубный истребитель Су-33 Су-33, Сухой, Сушка, Истребитель, Самолет, Россия, Армия, ВКС, Видео, Длиннопост

Истребитель Су-33 создан по нормальной аэродинамической схеме с применением переднего горизонтального оперения и имеет интегральную компоновку. Трапециевидное крыло, имеющее развитые наплывы и плавно сопрягающееся с фюзеляжем, образует единый несущий корпус. двухконтурные турбореактивные двигатели с форсажными камерами находятся в разнесенных мотогондолах, что снижает их взаимное влияние. Воздухозаборники двигателей размещены под центропланом. Переднее горизонтальное оперение установлено в наплывах крыла и увеличивает как манёвренные характеристики самолёта, так и подъёмную силу планера, что очень важно для палубного истребителя.

Палубный истребитель Су-33 Су-33, Сухой, Сушка, Истребитель, Самолет, Россия, Армия, ВКС, Видео, Длиннопост

При сохранении всех достоинств базового истребителя Су-27, палубный истребитель Су-33 обладает рядом особенностей, среди которых:

улучшение несущих свойств крыла на взлётно-посадочных режимах за счёт увеличения площади, применения механизации и ПГО

увеличение тяговооружённости самолёта для обеспечения безопасного короткого взлёта с палубы и ухода на второй круг при посадке в случае незацепления за аэрофинишёр

усиление стоек шасси и установка посадочного гака для обеспечения посадки с большими перегрузками и вертикальными скоростями

установка убираемой штанги дозаправки в воздухе, обеспечена возможность подвески УПАЗ-1К для дозаправки другого самолёта топливом, для увеличения боевого радиуса и времени патрулирования

применение пилотажно-навигационного оборудования для захода на посадку на палубу авианосца

обеспечение взаимодействия с корабельными радиоэлектронными системами

увеличение числа одновременно подвешиваемых УРВВ для повышения боевого потенциала самолёта в одном боевом вылете

складывание консолей крыла и горизонтального оперения с целью снизить габариты самолёта и увеличить их общее число в ангарах и на палубе авианосца

применение защиты от коррозии конструкции и систем самолёта для обеспечения длительного срока эксплуатации в условиях морского климата

возможность эффективной работы по надводным целям

Палубный истребитель Су-33 Су-33, Сухой, Сушка, Истребитель, Самолет, Россия, Армия, ВКС, Видео, Длиннопост

Самолёт принят на вооружение 31 августа 1998 года. Из 26 серийных машин 4 самолёта потеряны в авариях. В настоящее время в состав авиагруппы авианосца «Адмирал Кузнецов» входит 10 единиц истребителей Су-33 из серийной партии. Остальные (12) базируются на аэродроме 279 отдельного корабельного истребительного авиаполка морской авиации Северного Флота.

В конце 2013 - начале 2014 годов прошли ремонт и модернизацию 4 Су-33: в конце 2013 года два Су-33 с красными бортовыми номерами 67 и 84; и 21.2.2014 совершили перелёт парой из Комсомольска-на-Амуре в Североморск ещё два Су-33 с красными бортовыми номерами 85 (серийный номер 08302) и 88 (серийный номер 09301).

Всего с 2002 года процесс ремонта и модернизации в Комсомольске-на-Амуре прошли 19 истребителей Су-33 (в том числе два самолёта - дважды).

Палубный истребитель Су-33 Су-33, Сухой, Сушка, Истребитель, Самолет, Россия, Армия, ВКС, Видео, Длиннопост

По имеющимся сведениям, на конец февраля 2014 года в составе 279-го полка имеются 14 лётных истребителей Су-33, из которых 8 (с бортовыми номерами 62, 66, 68, 76, 77, 78, 79 и 80) находятся в походе на борту ТАВКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», а 6 (с бортовыми номерами 67, 84, 85, 86, 87 и 88) - на береговом аэродроме полка в Североморске. Ещё 7 Су-33 находятся в Североморске на хранении.

Свежеотремонтированные красные бортовые номера 67, 84, 85 и 88 10 марта 2014 года впервые прибыли в состав 859-го Центра боевого применения и подготовки лётного состава Морской авиации ВМФ России в Ейске.

Палубный истребитель Су-33 Су-33, Сухой, Сушка, Истребитель, Самолет, Россия, Армия, ВКС, Видео, Длиннопост

С конца лета по начало сентября 2014 года на 6 Су-33 и 2 Су-25УТГ в течение нескольких недель проводились учебно-тренировочные полёты на комплексе НИТКА лётчиками отдельного корабельного истребительного авиационного полка палубной авиации СФ. После возвращения с аэродрома Саки в Крыму на аэродром постоянной дислокации лётчики продолжили тренировки над Баренцевым морем.

Палубный истребитель Су-33 Су-33, Сухой, Сушка, Истребитель, Самолет, Россия, Армия, ВКС, Видео, Длиннопост

В ноябре 2016 года Су-33 из состава авиагруппы ТАКР «Адмирал Кузнецов» применялся во время операции ВКС РФ в Сирии. Самолёты наносили удары в провинции Идлиб и Хомс.

Палубный истребитель Су-33 Су-33, Сухой, Сушка, Истребитель, Самолет, Россия, Армия, ВКС, Видео, Длиннопост

Проекты и модификации.

Су-27К Проект палубного истребителя на базе Су-27 для оснащения авианесущих крейсеров проекта 1143.5.

Су-27К Проект палубного истребителя на базе Су-27 для оснащения авианосцев проекта 1160 «Орёл». Отличался от исходной машины лишь конструктивно (усиленное шасси, тормозной гак, складывающиеся консоли крыла).

Су-27КИ Проект палубного истребителя на базе Су-27 для оснащения авианесущих крейсеров проекта 1153 «Орёл», а позже для предварительного варианта ТАКР проекта 1143.5.

Су-28КРЦ Проект палубного самолёта разведки и целеуказания для оснащения авианосцев проекта 1160 «Орёл». Представлял собой модификацию Су-28К.

Су-29К Проект палубного истребителя-перехватчика для оснащения авианосцев проекта 1160 «Орёл». Представлял собой модификацию Су-27К с улучшенной СУВ, позволявшей применять ракеты «воздух—воздух» большой дальности К-33.

Палубный истребитель Су-33 Су-33, Сухой, Сушка, Истребитель, Самолет, Россия, Армия, ВКС, Видео, Длиннопост

Су-27КПП Проект палубного двухместного самолёта-постановщика помех.

Су-27КРЦ Проект палубного двухместного самолёта разведки и целеуказания.

Су-27КТ/Су-27КТЗ Проект палубного двухместного самолёта-топливозаправщика.

Су-27КУ Проект палубного двухместного учебно-тренировочного самолёта.

Су-27КШ Проект палубного штурмовика на базе Су-27 для оснащения авианесущих крейсеров проекта 1153 «Орёл», а позже для предварительного варианта ТАКР проекта 1143.5.

Су-28К Проект палубного двухместного штурмовика для оснащения авианосцев проекта 1160 «Орёл». Представлял собой модификацию Су-27К со специальной системой управления вооружением (СУВ), позволявшей применять различные средства поражения класса «воздух—корабль», «воздух—земля» и «воздух—РЛС». Послужил основой для ряда модификаций — разведчика-целеуказателя (Су-28КРЦ), самолёта РЛДН и других.

Су-33 Обозначение палубных истребителей Су-27К после принятия их на вооружение. Су-33 входят в состав авиагруппы ТАКР «Адмирал Кузнецов».

Су-27КУБ/Су-33УБ Проект палубного двухместного учебно-боевого самолёта на базе наработок по Су-27КУ и Су-27КТ. Построен один лётный образец (переделан из Т-10К-4). Программа закрыта.

Палубный истребитель Су-33 Су-33, Сухой, Сушка, Истребитель, Самолет, Россия, Армия, ВКС, Видео, Длиннопост

Всего с момента первого полёта Су-33 произошло 8 аварий, 5 из которых были вызваны техническими неисправностями самолёта.

Палубный истребитель Су-33 Су-33, Сухой, Сушка, Истребитель, Самолет, Россия, Армия, ВКС, Видео, Длиннопост

Технические характеристики.

Экипаж: 1 человек

Длина: 21,18 м

Размах крыла: 14,7 м

со сложенным крылом: 7,40 м

с подвешенными ракетами на законцовках: 14,948 м

Размах заднего ГО: 9,9 м

со сложенными стабилизаторами: 7,40 м

Высота: 5,72 м

Площадь крыла: 67,84 м²

Профиль крыла: П44М

Коэффициент удлинения крыла: 3,48

Коэффициент сужения крыла: 3,76

Угол стреловидности по передней кромке: 42,5°

База шасси: 5,87 м

Колея шасси: 4,44 м

Масса пустого: 19600 кг

Масса снаряжённого: 20440 кг (2 × Р-27Э + 2 × Р-73)

Масса нормальная взлётная:

с частичной заправкой: 26000 кг

с полной заправкой: 29940 кг

Масса максимальная взлётная: 33000 кг

Масса топлива: 9400 кг

основной вариант заправки: 5350 кг

Объём топливных баков: 12100 л

Нормальная посадочная масса: 22400 кг

Предельная посадочная масса: 26000 кг

Двигатель:

тип двигателя: турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой

модель: «АЛ-31Ф серии 3»

тяга:

максимальная: 2 × 7670 кгс (74,5 кН)

на форсаже: 2 × 12500 кгс (122,6 кН)

чрезвычайный режим: 2 × 12800 кгс (125,5 кН)

степень двухконтурности: 0,571

масса двигателя: 1520 кг

Палубный истребитель Су-33 Су-33, Сухой, Сушка, Истребитель, Самолет, Россия, Армия, ВКС, Видео, Длиннопост

Лётные характеристики.

Максимальная скорость:

на высоте: 2300 км/ч (М=2,17)

у земли: 1300 км/ч (М=1,09)

Посадочная скорость: 235—250 км/ч

Дальность полёта:

у земли: 1000 км

на высоте: 3000 км

Продолжительность патрулирования на удалении 250 км: 2 ч

Практический потолок: 17000 м

Нагрузка на крыло:

при нормальной взлётной массе:

с частичной заправкой: 383 кг/м²

с полной заправкой: 441 кг/м²

при максимальной взлётной массе: 486 кг/м²

Тяговооружённость на форсаже:

при нормальной взлётной массе:

с частичной заправкой: 0,96

с полной заправкой: 0,84

при максимальной взлётной массе: 0,76

Длина разбега: 105 м (с трамплином)

Длина пробега: 90 м (с аэрофинишёром)

Максимальная эксплуатационная перегрузка: 8,5 g (или 8)

Палубный истребитель Су-33 Су-33, Сухой, Сушка, Истребитель, Самолет, Россия, Армия, ВКС, Видео, Длиннопост

Вооружение.

Пушечное: 1 × 30 мм пушка ГШ-30-1 (боезапас 150 снарядов)

Боевая нагрузка:

максимальная: 6500 кг

вариант В-В: 3200 кг (8 × Р-27Э или 6 × Р-73)

Узлов подвески вооружения: 10

УРВВ:

2 × Р-73

4-6 × Р-27Р/ЭР

2 × Р-27Т/ЭТ

УРВП:

Х-41 «Москит»

П-800 «Оникс»

Неуправляемые ракеты:

80 (4 × 20) × 80 мм С-8КОМ/С-8БМ в блоках Б-8М1 или

20 (4 × 5) × 122 мм С-13Т в блоках Б-13Л или

4 × 266 мм С-25-ОФМ-ПУ

Бомбы: свободнопадающие различного назначения, бомбовые кассеты

8 × 500 кг (ФАБ-500, РБК-500, ЗБ-500) или

28 × 250 кг (ФАБ-250, РБК-250 и т. д.) или

32 × 100 кг

Палубный истребитель Су-33 Су-33, Сухой, Сушка, Истребитель, Самолет, Россия, Армия, ВКС, Видео, Длиннопост

Авионика.

РЛС: РЛПК-27К

Антенна:

Тип: Н001К

Диаметр: 1075 мм

Зона обзора:

по высоте: ±50°

по азимуту: ±60°

Дальность обнаружения воздушной цели с ЭПР = 3 м²:

навстречу: 100 км

вдогон: 40 км

Количество одновременно сопровождаемых целей: 10

ОЭС: ОЭПС-27К

Тип: ОЛС-27К («46Ш»)

Зона обзора:

по высоте: -15°/+60°

по азимуту: ±60°

Поле обзора: 120×75°

Угол обзора: 60×10°, 20×5°, 3×3°

Дальность сопровождения теплоконтрастной воздушной цели:

навстречу: 40 км

вдогон: 100 км

Диапазон измеряемых дальностей: 6 км

Нашлемная система целеуказания:«Щель-3УМ-1»

Палубный истребитель Су-33 Су-33, Сухой, Сушка, Истребитель, Самолет, Россия, Армия, ВКС, Видео, Длиннопост

Россия — 18 Су-33 на вооружении, по состоянию на 2017 год.

Палубный истребитель Су-33 Су-33, Сухой, Сушка, Истребитель, Самолет, Россия, Армия, ВКС, Видео, Длиннопост
Палубный истребитель Су-33 Су-33, Сухой, Сушка, Истребитель, Самолет, Россия, Армия, ВКС, Видео, Длиннопост
Палубный истребитель Су-33 Су-33, Сухой, Сушка, Истребитель, Самолет, Россия, Армия, ВКС, Видео, Длиннопост

Авиация и Техника

10K постов17.8K подписчиков

Правила сообщества

Правила Пикабу