Озарение студента, или сказ о том, как я готовился к экзамену по анатомии.

Дело было в конце 90-х. Учился я в медицинском университете. Семестр близился к завершению, оставалось сдать экзамен по анатомии. Оставив в залог студенческий билет в анатомическом театре, получив взамен череп с набором костей, я пришел с этим богатством в общежитие. Хорошенько выспавшись, я проснулся полный сил, бодрости и желания дробить гранит науки. Было утро воскресенья. Общежитие тем временем просыпалось…
…Позвоночный столб, columna vertebralis, образован…
Заскрипела дверь.
-Салам-алейкум! Кушать есть?
-Ваалейкум-салам, заходи, вон кастрюля - наливай.
Налив супа, вошедший садится рядом со мной за стол. Я потеснился – отодвинув позвонки и череп в сторону.
… columna vertebralis, образован…
-Что делаешь?
-Да, вот, позвоночник разбираю.
Пожевав хлеб, он задумчиво обращает взгляд в потолок и молвит:
-Знаешь, вот не получится из нас врачей!
-Почему же? - спрашиваю, не отрываясь от книги.
-Да потому что - не получится. Мы здесь уже много месяцев – разве хоть кто-нибудь из нас работает? В больнице, поликлинике, на скорой - не важно. Хотя бы один работает? А кому скажи об этом, то все, как и ты, удивляются.
-Но мы же всего-то на первом курсе, -возражаю я, - надо же для начала поучиться, чтобы воспринимать увиденное.
-А санитаром нельзя разве устроиться? Много ума нужно что ли санитаром работать? Скажи просто – лень!
Я промолчал.
-Чтобы ты не говорил, не стать нам врачами, если мы будем так же бить баклуши в общежитие, и зубрить книжки. Только языками чесать и будем. А теория без практики, если ты не знаешь, – мертва!
Он долго и обстоятельно, пока не доел суп, рассказывал мне преимущества совмещения работы и учебы, и то, как это пригодится в дальнейшей жизни. Наконец, доев суп, он вышел.
Только он закрыл дверь, как тут же заглядывает другая голова:
-Как хорошо, что ты тут, ты мне как раз и был нужен, салам-алейкум.
-…позвоночник, образован последовательно накладывающимися друг на друга позвонками… Ваалейкум ассалам.
-Что делаешь?
-Да вот, - говорю, - знакомые буквы ищу.
-Ты на бокс не идешь что ли сегодня?
-Нет, не получится у меня, - сверлю атлас взглядом.
-Перчатки давай тогда.
Указываю ему на сумку под кроватью. Он достает перчатки из сумки и одев их просит:
-Подержи лапу.
Я молчу, читаю про себя.
-Да оставь ты эти книжки, пять минут подержи лапу-то!
Я нахмурил брови, и не отрываюсь от книги. Он имитирует бой с тенью и кружит вокруг стола, пританцовывая и периодически меня задевая:
-Знаешь, почему мы на прошлых соревнованиях первое место не заняли? Бэнг-бэнг…
Продолжает гарцевать, комментируя:
-Левой - прямой, правой - боковой… Знаешь?
Молчу.
-Нырок… апперкот… Не знаешь? Бэнг-бэнг… А я знаю! Еще нырок… Чтобы занять первое место…прямой, прямой, боковой… надо не бездельничать, а тренироваться. Понял? Бэнг-бэнг… Ты посмотри на других, у них же по три раза в день тренировка, а мы чего добьемся бездельем?!
-Конечно же, мы ничего бездельем не добьемся! – прерываю его я в надежде, что он оставит меня в покое.
-Конечно! Бэнг-бэнг… - продолжает он. -Если бы мы так же тренировались, то от одного удара в голову копчик поломать сопернику могли бы!
-Ты прав, - согласился я.
Только я это сказал, как он начал с удвоенной энергией боксировать воздух.
-Ну что? Идем? – сказал он выдохшись.
Я перелистнул страницу.
-Да ну тебя! Поехал я.
Хлопнула дверь за его спиной. Уф. Хвала Всевышнему. Обе стрелки настенных часов сошлись на двенадцати. Взял в руки первый шейный позвонок – атлант. Так. …позвонки соединены между собой при помощи межпозвоночных дисков… Боковым зрением вижу, как на балконе мелькнула тень. Это мой сосед через балкон перепрыгнул (у двух комнат общий балкон). … связок и суставов… В проеме балконной двери появляется его силуэт:
-Сигареты есть?
-Нет, -отвечаю я.
Отчетливо запомнился мне этот момент, потому что тогда я первый раз в жизни обрадовался тому, что у меня их, действительно, нет. Сосед расплывается в улыбке, во все свои тридцать два зуба:
-На, держи, - протягивает сигарету, -пепельница где тут у тебя?
Я был огорчен этой неожиданной помехой, но что я мог поделать?
-Под кроватью, - будь она неладна, думаю в сердцах.
-Что делаешь?
Кивком показываю на раскрытые книги.
…Позвоночный столб выполняет опорную функцию…
-Слушай, ты был в читальном зале нашей библиотеки? – пуская кольца дыма.
…Служит гибкой осью туловища…
-Вот где можно по настоящему учить. Даже не можно, а нужно! Там даже голос не повышают, только бы не помешать другому. А что у нас в общаге творится? Шум и гам! Никакого уважения друг к другу. Ну и что из того, что у меня телевизор в комнате? Ты видел какая толпа по вечерам собирается у меня? А может, я хочу поспать, или мне надо написать что-нибудь, да мало ли какие дела могут быть у меня?
…В позвоночном канале, canalis vertebralis, находится спинной мозг…
-Ты ни за что не выучишь в таком гай-гуе! Не сможешь.
Я отложил в сторону атлас и вмял окурок в пепельницу.
-В гай-гуе – смогу. Я не могу учить лишь тогда, когда бубнят над самым моим ухом.
-Но ведь куда приятнее, когда тихо, как в библиотеке. Разве не так? Вот сверху музыка играет вовсю. Тебе она разве не мешает?
Я достал альбом, и склонившись над ним, начал рисовать. Точнее, сделал вид, будто рисую. Это, разумеется, было невежливо, но что мне оставалось делать?
-Не старайся понапрасну, мой тебе совет. Все равно ничего здесь у тебя не получится.
Он закончил бы, вероятно, не скоро, меня спасла голова вахтера в проеме двери:
-А я везде тебя по всему общежитию ищу, тебе из Грозного звонят!
Мой сосед вылетел вслед за вахтером. Чтобы ко мне опять кто-нибудь не привязался, я закрыл дверь на ключ.
….В позвоночном столбе выделяют пять отделов: шейный, грудной, поясничный, крестцовый и копчик…
Бум-бум-бум!!! Могучие удары в стенку слева.
-Ада-а-ам?!
-Чего?!! – кричу в ответ.
Из розетки слышится утробный голос:
-Стадное насекомое, слово из семи букв, первой – нет, вторая буква – А, третья – Р, четвертая – А, и оставшихся букв - нет. Семь букв всего! Что это?
Секунды раздумий. Только я хотел крикнуть в ответ – саранча, как из той же розетки доносится:
-А-а-а, не надо, пока ты думал, я уже разгадал.
Ну, и отлично, думаю, пронесло. Увы, я ошибся: стук в дверь. На пороге мой друг, с которым мы живем в одной комнате. Он провел бессонную ночь в клубе, и поздоровавшись, сразу завалился спать. Я оставил дверь открытой нараспашку, и как можно ниже склонил голову над книгами, в надежде на то, что если с порога увидят, как один читает, а другой спит, то пройдут мимо. Как бы не так.
-Желаю удачи в учебе! – сказал вновь вошедший с нардами под мышкой.
-Тебе того же, - ответил я.
Он сел на мою койку, и начал говорить тихим голосом, чтобы не разбудить спящего товарища:
-В нарды сыграешь?
Я не вымолвил ни слова, чтобы пресечь разговор в самом начале.
-Никогда мы не будем нормально учиться, - сказал он, раскрыв доску, и расставляя фишки, - никогда! А знаешь почему?
Я глубоко вздохнул в тайной надежде, что он поймет, как я занят, умолкнет и уйдет. Но он, как ни в чем не бывало, кидая зарики, продолжал разглагольствовать:
-Потому что надо выделять себе время для отдыха, нельзя напрягаться в выходной день. Сегодня разве не воскресенье? А? Вот и надо отдыхать, а не напрягать мозг! В выходной – мы учим, во время учебы – ждем выходного дня. Это нормально? Вот отчего мы плодотворно не учимся. А если нормально не учишься, то как в последующем нам выбиться в люди? А, никак! С таким безалаберным к себе отношением – никак и никогда!
Я был уже не в состоянии корпеть над книгой. Дергалось нижнее веко левого глаза. Нет, думаю, действительно, надо отвлечься:
-Давай, кидай свои зарики, черт с тобой!
…Второй раз за сутки стрелки часов соединились на цифре двенадцать. В комнате дыма было по колено, от потолка. Бренчала гитара, лилась песня «…цветок счастья по имени – Петима-а-ат…». Вокруг доски с нардами был создан консилиум. Книги сиротливо лежали на полу, под кроватью лежал пакет с костями. И тут меня осенило! Есть же комната! Отдельная комната для свершения намаза. Вот оно – мое спасение! Взяв одну книгу и один позвонок, я незаметно вышел в коридор, и благодаря Всевышнего за подаренный уголок, где мне никто не будет мешать, направился к тишине и спокойствию.
В той комнате был один афганец и два араба сделавших, видимо, ночной намаз, и собиравшихся уходить, я зашел, и поздоровался с ними:
-Салам-алейкум.
Благо, кроме, - ваалейкум салам, - ответить им было нечего, русским языком они на тот момент не владели, учились на подготовительных курсах.
Я сел на ковер, сложив по-турецки ноги. Положил книгу, карандаш, альбомный лист и позвонок перед собой.
…Позвоночный столб, columna vertebralis, имеет пять отделов: шейный, грудной, пояснич… Скрипнула дверь.
-Ах, вот ты где!
-!?
На пороге мой сосед, который орал в розетку. С кроссвордом в руке.
-Коран читаешь что ли?
-Нет, анатомию!
-Слушай, вот здесь у меня не сходится что-то кроссворд, посмотри-кась.
Я готов был лопнуть от возмущения. А он с жаром продолжил:
-Представляешь, всё разгадал, а именно на этом пятачке – хоть тресни! - тыкает пальцем в неразгаданный сектор.
Ничего, думаю, разгадаю, и он уйдет. Смотрю. Все неразгаданные слова, пересекаются с одним словом - стадное насекомое. Знаете, что он там написал вместо слова – саранча? Что? Не поверите: -тАРАкан. Ага. После внесения корректив, все пересекающиеся слова были тут же разгаданы.
-Ну, теперь я хоть заснуть смогу спокойно, - сказал он. Лицо его сияло от счастья. -А ты чего спать не ложишься, - поинтересовался он на радостях, - уже час ночи! Так и с ума сойти недолго за книжкой-то.
Я скомкал лист бумаги, захлопнул книгу. Сунул в карман позвонок, карандаш за ухо. Все!..
Как я сдал, тот экзамен не помню. Факт, что я его сдал. Я отчетливо запомнил тот день. Меня словно озарило. И теперь, когда я от кого-нибудь слышу: «Не стать нам кем-либо!», как я тут же отвечаю:
-Я знаю почему!