Оймякон, Якутия: здесь живут люди в минус 60

Оймякон, Якутия: здесь живут люди в минус 60 Якутия, Оймякон, Томтор, Аэропорт, Туризм, Илья Варламов, Длиннопост

Перенесёмся в самое холодное обитаемое место на нашей планете – в Оймякон! Как же я люблю Якутию! Волшебная страна, и в этом году я решил добраться до самой холодной её части. По крайней мере, так считают сами оймяконцы, но тут не всё так просто.


Вы наверняка слышали устоявшуюся ещё в советское время формулу "Оймякон – полюс холода". Но тут есть несколько оговорок. Во-первых, это полюс холода Северного полушария, во-вторых, не факт, что полюс холода – именно Оймякон. Дело в том, что температура -71,2 градуса Цельсия, которая потом вошла во все учебники географии, на самом деле не была задокументирована. Во-вторых, температура -67,7, которая действительно была зарегистрирована, наблюдалась не в самом Оймяконе, а в Томторе – это посёлок поблизости, где находится аэропорт. В-третьих, звание самого холодного места в Северном полушарии оспаривает ещё и Верхоянск: вроде как, в 1885 году температура там опускалась до -67,8 градусов. Но тогда наблюдения были менее точны, и у Оймякона как столицы холода по-прежнему много сторонников.


Действительно ли в Оймяконе было -71,2 градуса или нет, не так важно. Тут адски холодно даже весной. Когда я приехал днём, термометр показывал -53, хотя в этот момент в Якутске уже без шапок народ ходил. Ещё в Оймяконе очень контрастная температура. То есть если ночью -50, то днём на солнышке может быть -30! Как вам такие скачки?


01. До Оймякона добраться не так просто. Зимой нет регулярного авиасообщения, так как летать дорого, и народ едет туда на машинах, а это 928 километров до Якутска (20 часов с учётом паромной переправы, как показывает Гугл) и 1008 километров до Магадана (23 часа). Ближайший посёлок, куда есть регулярные рейсы из Якутска, – это Усть-Нера, но оттуда тоже 11 часов ехать до Оймякона. Но если очень повезёт, можно попасть на чартерный рейс ;) Летают туда самолеты "Полярных авиалиний" из аэропорта Маган. Перед тем как завести двигатель самолёта или вертолёта на морозе, его надо отогреть.

Оймякон, Якутия: здесь живут люди в минус 60 Якутия, Оймякон, Томтор, Аэропорт, Туризм, Илья Варламов, Длиннопост

02. А вот и наш самолёт. Это чехословацкий Л-410 "Турболёт". Кстати, с 2018 года эти самолёты собирают и в России (Екатеринбург, Уральский завод гражданской авиации), но у "Полярных авиалиний" самолёт старенький.

Оймякон, Якутия: здесь живут люди в минус 60 Якутия, Оймякон, Томтор, Аэропорт, Туризм, Илья Варламов, Длиннопост

03. Билеты очень дорогие, 45 000 рублей туда-обратно, хотя лететь около двух часов. Для сравнения, прямой рейс "Аэрофлота" в Лос-Анджелес (самый длинный перелёт из Москвы, часов) стоит 35 000 рублей в обе стороны. На нашем рейсе было 8 пассажиров.

Оймякон, Якутия: здесь живут люди в минус 60 Якутия, Оймякон, Томтор, Аэропорт, Туризм, Илья Варламов, Длиннопост

04. По случаю внезапного рейса самолёт загрузили фруктами и овощами.

Оймякон, Якутия: здесь живут люди в минус 60 Якутия, Оймякон, Томтор, Аэропорт, Туризм, Илья Варламов, Длиннопост

05. В аэропорту Томтора, ближайшем к Оймякону, стоят Ан-2, но они зимой не летают.

Оймякон, Якутия: здесь живут люди в минус 60 Якутия, Оймякон, Томтор, Аэропорт, Туризм, Илья Варламов, Длиннопост

06. А в тёплое время года "Кукурузник" может перевезти до 12 пассажиров.

Оймякон, Якутия: здесь живут люди в минус 60 Якутия, Оймякон, Томтор, Аэропорт, Туризм, Илья Варламов, Длиннопост

07.

Оймякон, Якутия: здесь живут люди в минус 60 Якутия, Оймякон, Томтор, Аэропорт, Туризм, Илья Варламов, Длиннопост

08. В аэропорту нет никаких строений для обслуживания пассажиров, так что встречающие ждут в машинах прямо на краю полосы. Если тебя никто не встречает, то всё, замерзнешь тут и умрёшь прямо перед самолетом. Ещё забавно, что поскольку в Томторе зимой нет людей и всё закрыто, посадочные тоже не выписывают. Поэтому посадочные на обратный перелёт выписывают в Якутске! Естественно, нет никаких досмотров и проверок.

Оймякон, Якутия: здесь живут люди в минус 60 Якутия, Оймякон, Томтор, Аэропорт, Туризм, Илья Варламов, Длиннопост

09. Аэропорт Томтор недалеко от Оймякона появился в 1942 году. 11 июня 1942 года было подписано соглашение о взаимных поставках по ленд-лизу между США и СССР. По этому договору американцы перебрасывали в СССР истребители и бомбардировщики. Чтобы принимать эти самолеты, перегоняемые из Аляски, и был построен аэропорт Томтор. Причём строили его нереально быстро: работы начались 12 августа 1942 года, а уже 6 сентября на его взлётно-посадочную полосу приземлился первый самолёт. Это был отечественный Г-2, а шасси "американцев" коснулись томторской ВПП ровно через месяц.

Оймякон, Якутия: здесь живут люди в минус 60 Якутия, Оймякон, Томтор, Аэропорт, Туризм, Илья Варламов, Длиннопост

10. После войны аэропорт обслуживал гражданских лиц. Рядом с аэродромом проживали порядка трёх сотен людей – они же и работали в аэропорту.

Оймякон, Якутия: здесь живут люди в минус 60 Якутия, Оймякон, Томтор, Аэропорт, Туризм, Илья Варламов, Длиннопост

11. Диспетчерская

Оймякон, Якутия: здесь живут люди в минус 60 Якутия, Оймякон, Томтор, Аэропорт, Туризм, Илья Варламов, Длиннопост

12. Метеостанция Томтора − та самая, где 6 февраля 1933 года была зафиксирована температура -67,7°С.

Оймякон, Якутия: здесь живут люди в минус 60 Якутия, Оймякон, Томтор, Аэропорт, Туризм, Илья Варламов, Длиннопост

13. Почему тогда полюсом холода называют Оймякон? Всё просто: тогда имелся в виду не сам посёлок, а вся местность.

Оймякон, Якутия: здесь живут люди в минус 60 Якутия, Оймякон, Томтор, Аэропорт, Туризм, Илья Варламов, Длиннопост

14.

Оймякон, Якутия: здесь живут люди в минус 60 Якутия, Оймякон, Томтор, Аэропорт, Туризм, Илья Варламов, Длиннопост

15. Оймякон постепенно развивается как центр туризма. Сейчас в год приезжает порядка 1000 человек, в основном зимой, чтобы ощутить холод, потому что холод тут – главная достопримечательность. Летом туристам здесь делать особо нечего, хотя в Якутии потрясающая природа, и можно путешествовать по каким-то диким невероятным уголкам (конечно, если вы не боитесь комаров). Но если кто-то приедет летом, то недалеко от аэропорта в Томторе есть подземная ледяная галерея и резиденция якутского повелителя холода Чысхаана в пещере Эбе-Хая.

Оймякон, Якутия: здесь живут люди в минус 60 Якутия, Оймякон, Томтор, Аэропорт, Туризм, Илья Варламов, Длиннопост

16.

Оймякон, Якутия: здесь живут люди в минус 60 Якутия, Оймякон, Томтор, Аэропорт, Туризм, Илья Варламов, Длиннопост

17. В галерее невероятно красивые ледяные кристаллы. На полу остались старые рельсы, по которым в бывшей шахте раньше ходили вагонетки.

Оймякон, Якутия: здесь живут люди в минус 60 Якутия, Оймякон, Томтор, Аэропорт, Туризм, Илья Варламов, Длиннопост

18. Выглядит это всё просто фантастически и зимой, и летом.

Оймякон, Якутия: здесь живут люди в минус 60 Якутия, Оймякон, Томтор, Аэропорт, Туризм, Илья Варламов, Длиннопост

19.

Оймякон, Якутия: здесь живут люди в минус 60 Якутия, Оймякон, Томтор, Аэропорт, Туризм, Илья Варламов, Длиннопост

20.

Оймякон, Якутия: здесь живут люди в минус 60 Якутия, Оймякон, Томтор, Аэропорт, Туризм, Илья Варламов, Длиннопост

21. Внутри есть ледяные скульптуры. Я так понял, это Дед Мороз, который раз в год приезжает в гости к Чысхаану.

Оймякон, Якутия: здесь живут люди в минус 60 Якутия, Оймякон, Томтор, Аэропорт, Туризм, Илья Варламов, Длиннопост

22.

Оймякон, Якутия: здесь живут люди в минус 60 Якутия, Оймякон, Томтор, Аэропорт, Туризм, Илья Варламов, Длиннопост

23. Памятник Полюсу холода

Оймякон, Якутия: здесь живут люди в минус 60 Якутия, Оймякон, Томтор, Аэропорт, Туризм, Илья Варламов, Длиннопост

24. Тут, кстати, увековечена легендарная температура.

Оймякон, Якутия: здесь живут люди в минус 60 Якутия, Оймякон, Томтор, Аэропорт, Туризм, Илья Варламов, Длиннопост

больше 25 фотографий тут не влезает, остальные 26 можно посмотреть  оригинале

Оймякон, как и вообще Якутия, – одно из лучших мест в России. Совершенно недооценённый регион. Сегодня сюда приезжает всего 1000 туристов в год, а потенциал тут на 100 000 минимум. Вы только представьте себе рекламу на Таймс-сквер: "Самое холодное место на Земле! Өймөкөөн!"


Уверен, в ближайшее время в Оймяконе построят хороший международный аэропорт, куда будут приземляться "Боинги" и "Эирбасы" прямо с Аляски, из Пекина, Сингапура и Токио. Туристов будут катать на якутских лошадях, поить водкой из ледяных стопок, кормить сырой печенью жеребёнка и строганиной, парить в русской бане прямо на берегу незамерзающей реки и морозить на якутском холоде.


Избалованному туристу уже надоели пляжи, пирамиды и все эти бесконечные затасканные достопримечательности. Избалованный турист хочет экзотики, и Якутия как самое удивительное место на нашей планете может её дать. Надеюсь, в правительстве Якутии появится человек, который сумеет открыть миру этот удивительный край.

Лига путешественников

22.2K постов51.9K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

1) Больше времени проводите со своими близкими, особенно с родителями.

2) Видео приемлемы исключительно в качестве поддержки основной части поста, репосты влогов из ютуба удаляются.

3) Старайтесь всегда быть вежливыми, поверьте — это качество еще никогда никому не сделало плохо.


А вообще, если вы читаете внутренние правила сообщества на сайте, где есть основные правила, которые вы, наверняка, уже прочитали, то почитайте заодно еще и правила провоза багажа в японских авиалиниях или правила прохода кораблей через Босфор и Дарданеллы


Рекомендация: указывайте в тегах географическое положение.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
15
Автор поста оценил этот комментарий

Десятки лет этим планам про необычный туризм в РФ. Вот только больше условной 1000 в год как не было так и нет. Как нет и условий для большего количества туристов.

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

ага туда только экстремалы и топают, в эту зиму вроде 3 веллера и два бегуна.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку